Проклятие колдовской мельницы — рецензия на мультфильм-хоррор «крабат – ученик колдуна» (carodejuv ucen, 1978)
Фильмы детства смогут провалиться сквозь землю из памяти на время, но позже всё равняется всё возвратится на круги собственная, и из отдаленных глубин подсознания всплывет память о ярком, либо же, напротив, о чёрном впечатлении, произведенном той либо другой книгой либо картиной. Через затуманенные дали проглядывает обрывки и образы запечатленных временем детских страхов. Я в юные годы в упоении наблюдал полумультяшные-полукиношные «Кап и Тайну-острова» и «Путешествие к началу времен», ничего, конечно, не зная об их создателе, комбинаторе и чешском мультипликаторе Кареле Земане.
Да и ни к чему ребенку задаваться подобными вопросами. Это позже, позднее, уже в старших классах, увлекшись действительно жанровым кино, я начал разыскивать и штудировать биографии режиссеров сказочного и трюкового кино — Роу, Птушко, и позднее, существенно позднее, я открыл для себя мир живописца Земана. Но случилось это уже по окончании того, как я определил и принял для себя ужасный, но в один момент таковой притягательный мир «Крабата».
Не обращая внимания на то, что мультфильм сделан в совсем простой и сейчас весьма устаревшей, тем более на фоне современной компьютерной мультипликации, перекладной технике, он брал и берет совсем вторым; он цепляет, он выворачивает душу наизнанку. Это потрясающая история любви, сошедшейся в смертельном поединке с самой смертью. Нам же этот мультфильм увлекателен ещё и тем, что это в собственной базе редкий образчик полноценного хоррора, что в кино и мультипликации социалистического лагеря был очень редким гостем.
Честное слово, в юные годы я не наблюдал ничего более ужасного. Поздняя экранизация ни в какое сравнение ни идет с этим действом, заставляющим сердце, в особенности детское, учащенно биться, не смотря на то, что я бы кроме того не советовал детям просмотр данного мультипликационного фильма. Страно, что Карел Земан, чьи ранние фильмы были все же яркими, ироничными и легкими для восприятия ребенком, тут, в данной работе свернул в сторону чистого мрачнейшего хоррора.
Демонический волшебник раз за разом испытывает собственных учеников на прочность, обращаясь в разных кошмарных тварей, сцены смерти учеников сняты метко и жестоко, авторы мультипликационного фильма в первый раз в социалистическом кинематографе не прячут тему смерти за иносказаниями и аллегориями.
Уникальный роман Отфрида Пройслера «Крабат либо легенды ветхой мельницы» я не просматривал и сравнить с источником не могу, не смотря на то, что по отзывам просматривающих мрачности в том месте хватает. Но сообщу одну необычную вещь: все же «Крабат», не обращая внимания на собственную патологическую мрачность а также присутствие самой смерти в сюжете (возница на демонической колеснице, забирающий тела жертв волшебника), это все же фильм о том, какое немыслимое превосходство имеет любовь над смертью и мраком.
И по силе действия, этому очень корявому и некрасиво нарисованному мультику я, к сожалению, аналогов не подберу. Говорят, что Карел Земан перешел на подобный стиль вследствие того что в начале семидесятых начал быстро слепнуть и уже не имел возможности делать потрясающие комбинированные съемки, как в собственных первых фильмах…
Финал мультипликационного фильма превосходен: женщина пришла на поединок с волшебником заступится за собственного возлюбленного. И он, не в силах ничего противопоставить двум любящим сердцам, околевает, преобразовываясь в кусок камня. Любимые уходят к горизонту, держась за руки, прочь от пылающей адской мельницы…
И вот уже более двадцати лет данный фильм, данный финал, дарящий надежду не только влюбленным храбрецам, но и нам, зрителям, живет в моем сердце. И от многих собственных ровесников по поводу этого фильма я слышал лишь слова признательности. Как же замечательно, в то время, когда ужас и мрак учат обожать, а не просто стремятся шокировать и напугать, но, по всей видимости, таковой уж отечественный славянский менталитет.