Рецензия к фильму «джобс: империя соблазна». думай иначе
Если не самим фильмом, то работой, которая находилась над ним проделана, Джобс бы точно остался доволен. По причине того, что думать как все ему было неприятно. Через чур скучно, через чур неэффективно, бесмысленно, вредно.
Нужно было постоянно искать новые пути ответа, каковые приведут к единственно вероятному результату, совершенному результату, плодами которого сможет воспользоваться совсем любой – от программиста и хакера до домохозяйки и дворника. Дабы стать первым, дабы стать лучшим, постоянно приходилось думать в противном случае. И он думал.
И становился.
Свободный байопик Джошуа Майкла Штерна, Джобс: Империя соблазна, охватывая время от начала работы двух Стивов в гараже над первым Apple ом и до вынесенной в пролог презентации iPod а, повествует о становлении Стива Джобса в качестве не просто одного из пионеров IT, но их локомотива, что всегда пытается не просто попасть на острие прогресса, а самому это острие подобающим образом наточить. Становлении человека, что, верный завету Алана Кэя, не прогнозировал будущее, а изобретал его.
И на фигуре этого человека фильм максимально сосредоточен. Все тут вращается около него, камера опасается покинуть его лицо либо тело за кадром продолжительнее, чем на пара мгновений, персонажи если не говорят о нем, то говорят о его идеях, на всем подряд лежит его отпечаток и временами разве что закадрового голоса не достаточно. Но, он тут совсем и не нужен – помыслы и характер Стива, и их эволюция, замечательно раскрываются через его отношение к окружающим и к работе.
И оно продемонстрированно совсем без прикрас.
Кроме того, пожалуй, местами утрированно. Несколько только перфекционизм и трудолюбие были ему ведомы, обратные стороны медали качественной работы – деспотия, несдержанность, гипертрофированная самоуверенность на грани самовлюбленности, нежелание принимать во внимание с чужим мнением, которое он не разделяет – всему этому времени уделяют никак не меньше. Более того, его хорошие и отрицательные качества тасуют между собой, переплетают и смешивают, как будто бы экспериментируя, стараясь продемонстрировать максимально настоящего, правдоподобного человека – и у сценариста-дебютанта Мэтта Уайтели это хорошо получается.
Стив обожает работу, стремиться все сделать максимально как следует, удержать все в собственных руках и распространить собственный влияние как возможно дальше – и вследствие этого ему приходится срываться на крик, проигнорировать идеи, каковые он вычисляет глупымм, грубо отвергать все лишнее, среди них и людей, каковые стали мешаться его пути, сражаться против тех, кто его пробует сократить, ликвидировать тех, кто не разделяет его философию, и делать что-то, весьма похожее на месть, но что по сути есть только естественным ходом событий. Он готов много лет трудиться над собственными детищами, делая их все лучше и лучше, но без особенных потрясений – если не считать маленькой сцены в помещении – отказывается от собственного дитя при подтвержденном экспертизой отцовстве.
И в случае если по последнему пункту он скоро исправляется – действительно, его личной жизни по большому счету мало места уделено, но то, что имеется, весьма меткими и правильными штрихами достаточно прекрасно обрисовывает его отношение и к биологическим родителям, и к биологическим детям – то в остальном он остается упрямым, нетактичным и бескомпромиссным творцом до самого финиша. У него нет времени растрачиваться на тщетные сантименты, обдумывая, как бы щекотливее сказать человеку о том, что он сейчас за бортом – нужно еще через чур много, очень много успеть сделать.
Все это делается еще реалистичнее благодаря Эштону Катчеру, что не только снаружи поразительно похож на настоящего Стива, но и здорово потрудился над тем, дабы всецело в него превратиться. Перекопав тонны различных-интервью и видео материала, он всецело воссоздавал Джобса на экране не только в чертах лица, но и в походке, в жестах, в мимике, кроме того, возможно, в интонации, и вдобавок – во взоре, источающим непоколебимости и нечеловеческие дозы уверенности в окружающих.
Актер замечательно осознаёт, что на нем волей-неволей держится фактически целый фильм, как Apple держалась на своем основателе, и потому выкладывается не просто по полной, а на пределе сил – работа над образом кроме того привела его к проблемам с поджелудочной железой, поскольку он начал питаться как Стив. Но, пожалуй, первое и самое серьёзное, что он сделал, дабы стать похожим на Джобса – это начал работать, как он. И у него оказалось.
Увы, по иронии судьбы, основное, от чего страдает фильм – то, с чем Джобс всю жизнь боролся: он, при всем собственном качестве, совсем выхолощенный. Авторы очевидно стремились, подражая Стиву, сделать все единственно надёжный способ, расставить все на собственные места и перевоплотить картину в пример того, чем должен быть байопик. И наподобие все весьма грамотно и последовательно, упорядоченно, продуманно, чуть ли не структурировано… но лишено какой-то искры.
То ли эмоциональной, не обращая внимания на всю воодушевляющую выразительные речи и музыку, то ли атмосферы не достаточно, при всех этих кампусах, офисах и гаражах, в которых люди дружно творят будущее.
Авторы бережно, практически с трепетом воспроизводят факты из биографии Стива (впредь до положенных на стол босых ног), лепят из создаваемого образа оригинал, стараются разнообразить воздействие и вплести небольшие подробности, не говоря уже о непростых взаимоотношениях между персонажами, выходящими за субординации и рамки сотрудничества. Но все в итоге сводиться к несложному повторению схемы загорелся идеей – показал волю – убрал лишнее/лишних – реализовал идею – пришел к неистовому успеху пара раз в течение фильма. И не приходится сомневаться, что все так и было в реальности, но вряд ли так наивно, если не сообщить топорно, как это воображают.
И все же нужно дать должное создателям картины. Хоть в оригинале – jOBS наименование и отдает не столько почтением, сколько ехидством (разумеется вопреки жажде авторов), над самим фильмом они потрудились на славу. Кто ж виноват, что они – не Стивы Джобсы, дабы сделать все идеально, а позже усовершенствовать до еще более совершенного варианта?
Но все, что лично они имели возможность, они сделали. И если не самим фильмом, то работой, которая находилась над ним проделана, Джобс бы точно остался доволен.
Создатель: Роман Волохов