Режиссер фильма «борг/макинрой»: «я пошел в кино из-за ларса фон триера»
Датский режиссер Янус Мец больше известен как документалист. Его «Броненосец», повествующий о жизни воинов в Афганистане, взял признание зрителей и критиков. Он попытался себя в Голливуде, поработал над вторым сезоном сериала «Настоящий детектив» и вспоминает это время с содроганием.
Но «Борг/Макинрой» — совсем другое дело. Это история одного из самых занимательных матчей в мире тенниса, рассказ о противостоянии одного из величайших теннисистов Европы с молодым выскочкой из Америки. И это совсем европейское кино, без примеси Голливуда.
«Борг/Макинрой» открывал кинофестиваль в Торонто, где мы и поболтали с режиссером.
— Ваш фильм смотрится не как кино про теннис, а как фильм о людях, каковые вынуждены быть не теми, кто они имеется на самом деле. У вас скорее психотерапевтическое изучение, нежели спортивный фильм. Как так вышло?
— Это было необходимым условием для этого фильма. Запрещено снять кино про спорт либо кино про теннис. Это бессмыслица какая-то. Фильмы снимаются о людях, о людской поведении. Исходя из этого мы и наблюдаем кино. Нам хочется видеть истории о нас самих, о жизни.
Такова природа повествования. Нужно как бы поставить зеркало перед зрителем, в которое мы можем посмотреть, заметив что-то привычное либо обучась чему-то новому. Так что да, в первую очередь «Борг/Макинрой» — психотерапевтическая драма.
— В одном из собственных интервью вы назвали себя режиссером-антропологом.
— Да.
— Вы до сих пор согласны с этим?
— Ну, я скорее отношу это к своим документальным фильмам. «Борг/Макинрой» больше философское, психотерапевтическое изучение экзистенциальных вопросов. (Смеется.) какое количество заумных слов! Именуя себя режиссером-антропологом, я имею в виду, что во время работы над документальным кино я погружаюсь в новую для себя культуру, пробую осознать ее, обрисовать ее. Пробую поведать о людях, живущих в данной культуре, и осознать их.
Не смотря на то, что, понимаете, к «Боргу» это также подходит. Мне было нужно осознать, что означает быть звездой тенниса в финише 1970-х — начале 1980-х.
— В России из датского кино прекрасно знают Ларса фон Триера, Николаса Виндинга Рефна и Мадса Миккельсена. Какова обстановка с кино у вас в стране на данный момент?
— Для датского кино на данный момент наступило весьма увлекательное время. Появляется новое поколение, которое неспешно завоевывает главные позиции. Проводятся какие-то новые опыты. Осознаёте, Ларс по окончании себя покинул вакуум.
Кто станет следующим Ларсом фон Триером?
— Он еще снимает!
— Да-да, само собой разумеется, новый фильм монтирует! Ларс сильно оказал влияние на всех датских кинематографистов. Пожалуй, как раз благодаря ему я решил снимать кино.
Но на данный момент в Дании все ожидают появления нового Автора, для того чтобы, понимаете, с громадной буквы. Юные режиссеры снимают занятное кино, и спустя некое время, вероятнее, они покажут себя.
Ларс фон Триер на съемках фильма «Дом, что выстроил Джек»
— То имеется Голливуд не давит? В смысле у вас не опасаются, что западный кинематограф убьет ваше родное кино?
— Само собой разумеется, потряхивает всю индустрию, по причине того, что у нас, как и везде, разваливается рынок домашнего видео, что формирует денежные неудобства для продюсеров, финансирующих кино. Стало сложнее снимать как малобюджетное кино, так и кино со средним бюджетом. Приходится создавать либо большие франшизы, либо снимать совсем копеечные фильмы. Сервисы наподобие HBO и Netflix, с одной стороны, здорово оказывают помощь, дают гениальным людям простор для деятельности.
Но, с второй стороны, они смогут привести к уничтожению кинотеатров. Зрители привыкают наблюдать кино дома на диване. Исходя из этого в кино господствуют голливудские блокбастеры.
Просматривайте кроме этого отечественное интервью со Стелланом Скарсгардом, сыгравшим одну из основных ролей в драме «Борг/Макинрой»
— Но возвратимся к вашему фильму. Как создавалась его визуальная составляющая? Фильм весьма похож на кино 1970-х.
Было ли это вашим ответом?
— О, я все решал! (Смеется.) В этом прелесть работы режиссера: ты все решаешь сам! И в то же время ты трудишься с командой, пробуешь донести до нее собственный видение. И, дабы воплотить собственный видение в судьбу, необходимо собрать лучших людей.
Время от времени что-то изменяется. Понимаете, фильм — живой организм, наполненный стараниями красивых творческих людей, их кровью. Нильс Тастум, отечественный оператор, замечательно снял фильм. Лина Нордквист создала дивные костюмы. Все помогали создавать данный мир финиша 1970-х — начала 1980-х. Нам хотелось избежать клише, дабы картина не смотрелась как открытка из 1970-х. Хотелось добиться реалистичности.
Мы сделали изображение потертым, зернистым, что придало ему натуралистичности. Нет ощущения театральной постановки.
— Вы говорили, что при съемках «Броненосца» вам было нужно стать воином. Во время работы над «Боргом/Макинроем» было нужно стать теннисистом?
— Мне, само собой разумеется, было нужно обучаться играться в теннис. Нужно было осознавать, через что я вынужу пройти Шайю и Сверрира. (Смеется.) Им-то было нужно играться в теннис каждый день в течении практически шести месяцев! Мне нужно было осознать техническую сторону тенниса: как игрался Бьёрн, как игрался Макинрой. Мы подробно изучали все их матчи.
У нас был последовательность консультантов — как игроки в теннис, так и тренеры. Они получали точности в изображении игры. Но по большому счету моя работа как режиссера — это, скорее, быть наблюдателем. Человеком, что наблюдает на данный мир и пробует передать его зрителю.
Человеком, что исследует мир и пристально его разглядывает. И я снова становлюсь режиссером-антропологом.
— Отечественный текст о вашем фильме именуется «Песнь пламени и льда», как у Джорджа Р. Р. Мартина в книгах. Согласны с таким заглавием?
— Борг и Макинрой в принципе и были как пламя и лёд — полные противоположности друг друга. Более того, они в собственном роде разрушали друг друга. В случае если развить эту метафору, то да, они были весьма замечательными силами природы.
Но во время просмотра зрители осознают, что у Бьёрна и Джона было довольно много неспециализированного. Оба они подсознательно искали суть собственной жизни, искали признания. У них была глубокая экзистенциальная боль. Кто мы? Для чего мы? Мы все погибнем! (Смеется.) Что с этим сделать?
Давайте лучше сыграем в теннис!
— Вы прямо как Джордж Р. Р. Мартин! Валар моргулис!
— Да!
Шайа ЛаБаф в роли Джона Макинроя
— Слышала, как зрители говорят: «Потребовался европейский режиссер, дабы напомнить миру, какой хороший актер Шайа ЛаБаф». Возможно, сложно с ним было трудиться?
— Нет, что вы, с ним весьма легко и здорово! Шайа — таковой классный юноша! Он мне весьма дорог. Он трудится в поте лица.
Как режиссер, ты весьма это ценишь. Хочется, дабы актеры так проникались собственной ролью, что готовы были пройти через преисподняя. А Шайа не играется, Шайа и заполняет собой персонажа. Он делается одержим собственной ролью. Он разрешил духу Джона Макинроя завладеть собой!
Возможно, дух Шайи так же завладел Макинроем? И он уже Шайа Макинрой? (Смеется.) В любом случае актеру необходимо освободиться от внутренних демонов, выпустить их на свободу. И Шайа в этом замысле человек весьма преданный собственному делу.
Исходя из этого он так хорош. И в случае если режиссер знает, как отыскать к нему подход, то возьмёт самый красивый презент в мире.
«Борг/Макинрой» уже на русских экранах.
Создатель Татьяна Шорохова