Рэкет тоже искусство
Лучшее на DVD: «Мое сердце биться прекратило» про пианиста-рэкетира, смерть артхауса в «Публичном туалете», одержимый Америкой Вим Вендерс и его «Почва изобилия».
Мое сердце биться прекратило
«Мое сердце биться прекратило» /De battre mon coeur s’est arrete/ (2005)
Франция, 2005
Режиссер: Жак Одиар
В ролях: Ромен Дюри, Оре Атика, Лин Дан Пам, Эмманюэль Дево
Язык: французский, русский, русские субтитры
Cinema Prestige
До тех пор пока новая гагстерская драма «Пророк» Жак Одиара об арабо-корсиканской мафии находится в стадии пост-продакшна, самое время отыскать в памяти его прошлую работу – музыкально-гангстерскую «Мое сердце биться прекратило», не взявшую «Золотого медведя», но забравшую всех «Сезаров» и, в качестве компенсации за Берлин, английскую БАФТу как лучший зарубежный фильм.
Драму Одиара, забравшего в качестве точки отсчета «Пальцы» /Fingers/ (1978) Джеймса Тобэка, где Харви Кайтел в паузах между игрой на фортепиано и рэкетирскими налетами, пробует разобраться в собственной половой ориентации и отношениях с отцом, необходимо приводить как пример примерного римейка. Что кроме того, что не ударил в грязь лицом, но в некоем смысле кроме того перерос оригинал. Превосходна сама по себе режиссерская ловкость рук, с которой это достигнуто.
Так, в случае если храбрец Кайтела, разрываемый «высоким» и «низким», не смог совладать с собственными пальцами, привыкшие бить по морде должников мафии, но отказывались извлекать из клавиш Баха, то Ромен Дюри – также экс-рэкетир и пианист – страдает скорее пороком сердца, известным в просторечии как «тяга к красивому». Из этого – и другой финал истории, что не выглядит натянутым, как не выглядит натянутым смертельный, но верно поставленный диагноз, спасший в следствии чью-то душу.
Общественный туалет
«Общественный туалет»
Гонконг, 2002
Режиссер: Фрут Чан
В ролях: Суеши Абе, Ма Чже, Чо Ин Сон, Ким Ян Хи
Язык: китайский, русский, русские субтитры
«Юнидиджитал Трэйдинг»
Хороший предлог поупражняться в остроумии неприятелям артхаусного кино: публичные отхожие места, которыми создатель полтора часа занимает внимание аудитории, выглядят в полной мере адекватным местом окончательной прописки авторского кинематографа как жанра. Как бы то ни было, как раз в публичных уборных киногерои Фрута Чана ищут средство для исцеления тел и душ. Чужих и собственных.
С Фрутом Чаном отечественному зрителю не весьма повезло, как, но, и с другими представителями гонконгского авторского фильма, за которых отдувался, и отдувается до сих пор, всего один китаец – Вонг Кар-Вай. Не смотря на то, что «Сделано в Гонконге» Чана и нашумел в 90-х не меньше, если не больше, карваевских «Чунгкингского экспресса» /Chung Hing sam lam/ (1994) и «Падших ангелов» /Duo luo tian shi/ (1995), у нас была издана всего одна его картина – хоррор «Пельмени».
Хорошая, но логичней затевать знакомство с его творчеством с «Голливуда Гонконга» либо, на дистрофичный счет, с «Дуриана Дуриана», также участвовавшего в венецианском конкурсе. Вместо них, но, выходит «Общественный туалет», не участвовавший кроме того в конкурсе ММКФ (думается, его показывали в какой-то из его программ) – режиссера с далека, само собой разумеется, верного, но снова не то, что необходимо: «Туалет» в послужном перечне Чана фильм не самый выдающийся, и это мягко сообщено. Имеется тут, действительно, и выигрышный момент: по окончании для того чтобы экстремального туалетного тура, все другие артхаусные фильмы зритель будет наблюдать как развлекательные.
Почва изобилия
«Почва изобилия» /Land of Plenty/ (2004)
США-Германия, 2004
Режиссер: Вим Вендерс
В ролях: Мишель Уильямс, Джон Диль
Язык: английский язык , русский, русские субтитры
«Кино без границ»
В Лос-Анджелес к вьетнамскому ветерану Полу (Дил) приезжает из Израиля юная племянница Лана (Уильмс) – этакая либералка-правдолюбка. Ветеран – шизофреник-патриот – грезит раскрыть заговор местных мусульман. Племянница – пожертвовать юность бомжам из хосписа.
Немец-режиссер – еще раз сформулировать собственную точку зрения на Америку, куда он перебрался жить, но где его до сих пор что-то не устраивает.
Четыре года назад лишь ленивый не обругал «Почву изобилия» за это «что-то не устраивает». Но Вендерс – ни за что не лицемерный критик Америки, а ее давнишний поклонник, причем с достаточно приличным стажем.
Его очарованность Америкой купила темперамент художественной мании, и «Почва изобилия» – не более, чем еще одна попытка с данной манией примириться, как должны примириться и два храбреца фильма: космополитка-гуманистка, которой Ведерс, гуманист и сам космополит, очевидно симпатизирует, и местный патриот-реднэк, выросший из американской земли, как какая-нибудь красная калифорнийская гор либо аризонский кактус. Подробности американского пейзажа, каковые до сих пор повергают Ведерса в священный трепет.
В случае если трактовать интригу фильма в этом разрезе – все претензии к Вендерсу, якобы спутавшему рекламу «Мальборо» с экзистенциальными роуд-муви, снимаются. На любой фильм, неспешно преобразовывающийся в пейзаж времен Дикого Запада, в то время, когда не было еще ни Вьетнама, ни Ираиля, взглянуть неизменно приятно. И чего их не устраивает?..