Счастливого рождества
Радостного Рождества (2005) / Joyeux Noel
война / драма / исторический / мелодрама / музыка
Режиссер: Кристиан КарионВ ролях: Дайан Крюгер, Бенно Фюрманн, Гийом Кане, Гэри Льюис, Даниэль Брюль
Действительно рождественская сказка, смехо-слезная, милая, прекрасная, наряду с этим пригодная для тинэйджеров, пришла в текущем году – не поверите – из окопов Первой Мировой. На премьере «Радостного Рождества» /Joyeux Noel/ (2005) больше всего порадовало, что молодежь по соседству также все два часа хихикала и хлюпала. Была способна адекватно прореагировать на шинели и каски 1914 года в заснеженном поле Эльзаса и Лотарингии.
Но прежде всего это, само собой разумеется, заслуга автора, режиссёра и сценариста Кристиана Кариона, не скрывшего под неотёсанными шинелями те самые тёплые сердца, приятные наощупь.
Кадр из фильма
Начинается в полной мере очевидно. В древнем безлюдном школьном классе мальчик просматривает стихи о неприязни к неприятелям на французском языке. Спустя 60 секунд мальчик сменился на просматривающего другие стихи о неприязни к неприятелям, уже по-германски. Еще 60 секунд спустя третий мальчик прочтет по-английски, притом что фоном идет прелестная женщина в белом шляпе и шёлковом платье с плюмажем у куста ракиты над рекой.
Так и ожидаешь, что вот на данный момент за кадром начнут войну, и будет еще очевиднее и пафосней. Но внезапно начинает развиваться сюжет, и пацифизма в нем не больше, чем живых подробностей. Целый сюжет Карион применяет элементарный движение про «три предмета», немца, англичанина и француза (шотландца), как в ветхих смешных рассказах, но в отличие от «Солдатского декамерона» (2005), что стал уже притчей во языцех, он поведал анекдот со вкусом, не без наслаждения, без обмана, с приятными неожиданностями.
На Рождество 1914 года три роты устали от боев. В шотландской погиб один из близнецов, жутко рвавшийся повоевать в отыскивании приключений и уведший за собой на фронт сельского священника и второго близнеца (Гэри Льюис). Во французской командующий фронтом заявил пехотному лейтенанту, по совместительству – собственному сыну (Гийом Кане), что пару дней назад против его воли переводит его в артиллерию.
В германской роте несложной рядовой, но непростой известный тенор (Бенно Фюрманн) был продолжительными упрочнениями собственной вечной любовницы, датской сопрано (Диана Крюгер), на одну рождественскую ночь выцеплен из окопов для принятие участия в концерте у кронпринца (Томас Шмаузер). Все эти люди страшно переживали и иногда перестреливались, пока в полночь не стало по фигу и они не пошли замиряться. Шампанского попили, помолились. Дальше также было смешно, пока не стало безрадостно.
История «братаний» на фронтах Первой мировой – исторический факт. Фильм поведал ее безотлагательно, по причине того, что не ее говорил. Как все рождественские сказки, он снят всего лишь о настоящем шансе для любви, где бы то ни было и в то время, когда бы то ни было.
Кадр из фильма
А любовь – вещь по большому счету кинематографичная. Как раз от композиции кадра ловишь кайф и все осознаёшь, в то время, когда сопрано и тенор поют на концерте дуэтом. От монтажа – в то время, когда деревенский священник повел майора «маленькой дорогой» через сортир.
От киногении – в то время, когда через линию фронта неизменно туда-сюда бегает наглый рыжий котяра, раскормленный всеми вражескими армиями. Под конец – с лаконичной запиской под хвостом: «Успеха, товарищи», – за что его арестовывают. От актерской харизмы тащишься, в то время, когда в кадре Мишель Серро.
От диалогов – в то время, когда выступают епископ и кронпринц. От мира кино как факта – в то время, когда знаешь, что в жизни Диана Крюгер – супруга не Бенно Фюрманна, а именно Гийома Кане, «французского лейтенанта». Перед ней кроме того хочется извиниться за неприятие в «Трое» /Troy/ (2004).
Немка на данный момент повторяет путь итальянки Софии Лорен из моделек в красавицы и актрисы. Но так или иначе в один раз имеется, что сообщить о шансе на любовь в целом, за счет чего он чист и многослоен. И все необходимые книжки просматривал, и проводит через похороны, сволочей, роковые случайности.
Действительно, при всем жажде он не сумел бы скрыть, что речь заходит как раз о ветхом смешном рассказе. В историю кино его фильм, в случае если впишут, то только по разряду «премий и фестивалей», потому, что пару дней назад «Радостного Рождества» вошло в число номинантов на «Золотой глобус» за лучший иноязычный фильм. Фильм, само собой разумеется, вторичен относительно классики Ренуара («Великая иллюзия» /Grande illusion, La/ (1937)), Борзеджа («Прощай, оружие» /A Farewell to Arms/ (1932)) и отечественного Довженко («Арсенал» (1928)).
Он театрален, махрово мелодраматизирован и открыто развлекателен. Но его освежает смелость трехъязыкой речи с экрана, дополнительность и чёткость форм по отношению к самой теме. Другими словами вряд ли фильму дадут большое количество призов – в прошедшем сезоне тему разноязыкости в одной воронке уже перенаграждали («Ничья почва» /No Man’s Land/ (2001)).
Однако, встраиваясь в стиль «ретро» нынешнего сезона следом за «Продолжительной помолвкой» /Un long dimanche de fiancailles/ (2004) и «Гарпастумом» (2005), «Радостного Рождества» обнажает сегодняшние неприятности Европейского Сообщества.
Кадр из фильма
Сообщество склонно валить все грехи на абстрактные понятия – на «политику», «экономику», «историю», «географию». В фильме «время» – всего лишь прекрасная декорация с зачехленными шапочками и касками с помпоном, и ни фига аналогичного, словно бы «время виновато». Виноваты неизменно совсем конкретные жлобы, которым всегда мало и хочется еще, причем не по причине того, что необходимо, а по причине того, что скучно.
Скучно им наедине с собой, собственный шанс на любовь они разменяли на деньги, вот и лезут пострелять.