Сергей летов оживил носферату музыкой
Музыкант Сергей Летов. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Библионочь в текущем году сделала москвичам превосходный презент — выступление легендарного Сергея Летова с эмбиентовым дуэтом Cisfinitum. В Библиотеке имени Некрасова необыкновенный коллектив в реальном времени создавал и выполнял саундтрек к хорошему фильму 1922 года Носферату. Симфония кошмара.
Эмир Кустурица поставил Париж по стойке смирно гимном России
Перед показом картины Сергей Федорович пояснил, что подобными проектами занимается уже около 20 лет. Интерес к золотому фонду немого кино, само собой разумеется, сохраняется, и музыкальный фон — значительный элемент при просмотре незвуковых картин. Но, время от времени фильмы, напротив, делают запасного роль на музыкальных концертах.
Но этим вечером, само собой разумеется, главным объектом общего внимания стала бессмертная лента Фридриха Мурнау.
Ей, как и вторым представителям германского киноэкспрессионизма (отыщем в памяти, к примеру, второй протохоррор — превосходный Кабинет врача Калигари), удалось избежать обидного, но иногда честного для картин тех лет статуса музейного экспоната. При всей полностью понятной наивности — а время от времени и комичности — Носферату как ужастика, пересмотреть его очень полезно.
Хотя бы для понимания того, как довольно часто он цитируется в современных жанровых вампуках (и не только — отыщем в памяти превосходный прошлогодний Багряный пик дель Торо) — и обращение тут, само собой разумеется, не о вампирах, а о комплекте художественных и психотерапевтических приемов (включая, к примеру, пресловутые скримеры). Что касается эстетической стороны, то ее сокровище уж точно не из разряда архивных. Фильм Мурнау и сейчас возможно с уверенностью назвать прекрасным и стильным.
Чего стоят одни только словацкие пейзажи и готические декорации, совсем немыслимые в ту эру сугубо павильонных стандартов.
Видео: экзотическое прочтение музыкальной темы Игры престолов
Кто-то может усомниться в необходимости осовременнивания для того чтобы практически уже столетнего шедевра электронной музыкой. Вот лишь чуткость и мастерство Сергея Летова предлогов для сомнений ни при каких обстоятельствах не давали. Не дали и в этом случае. Выдающийся его коллеги и музыкант подошли к делу максимально деликатно.
Их стараниями Носферату, постоянно будучичерно-белым и оставаясь самим собой, окрасился в новые цвета. В данной звуковой палитре пребывало место и тревоге, и страху, а также иронии. Нужно ли сказать, как все это на большом растоянии от привычных похабных и безвкусных оркестровок?
По признанию Сергея Федоровича, он наблюдал Носферату много раз. Это, очевидно, расширило пространство для его импровизационных маневров — причем не на классическом саксофоне, а на пара диковинном Сейчас инструменте — духовом midi-контроллере. Помимо этого, на сцене находились синтезатор и простая звуковая скрипка: с их помощью собственный мрачное нойзовое полотно плели двое из Cisfinitum, пока их запись главной темы с несложным, но весьма впечатляющим лейтмотивом нагнетала воздух.
Неповторимое выступление, которое в данной форме уже ни при каких обстоятельствах не повторится, демонстрировалось в прямом эфире на YouTube, и это завораживающее видео на эйфорию прогрессивному человечеству все еще доступно.