Шерлок холмс: игра теней
Уверенный в себе сиквел – масштабнее, лучше, забавнее: эта шутка не затянулась
Шерлок Холмс: Игра теней (2011) / Sherlock Holmes: A Game of Shadows
боевик / детектив / приключения / триллер
Режиссер: Гай РичиВ ролях: Роберт Дауни мл., Джуд Лоу, Нуми Рапас, Рэйчел МакАдамс, Джаред Харрис
В то время, когда на Европу обрушивается волна анархистских террористических актов, Холмс (Дауни-мл.) перехватывает письмо, которое приведет его к таинственной цыганке (Нуми Рапас) и очень способному доктору наук Мориарти (Харрис). Сейчас Ватсон (Лоу) пробует жениться…
Кадр из фильма
Штурмуя очередное дело, Гай Ритчи, Роберт Дауни-младший и Джуд Лоу следуют устоявшейся формуле и не прибегают к оправданиям. Крепкий сиквел далек от безудержного смакования самого себя, не требует от зрителя полного погружения в легенду о великом сыщике, и уж тем более – упаси боже! – не мрачнее первого фильма. При Холмса о развитии персонажа обращение практически и не идет.
Храбрецы действуют – в Париже и Лондоне, в Германии и у известного водопада в швейцарских Альпах – все с тем же безрассудством бондианы а-ля стимпанк, снявшей шляпу перед Хичкоком и братьями Вачовски. Диковинные виды чередуются с ужасными убийствами: с бахвальством эксгибициониста фильм демонстрирует нам все более замечательное оружие. Изменилось только одно: злодей.
Кадр из фильма
Мориарти не малюет на своем лице агрессивную ухмылку, но для Холмса он очевидно Джокер, мошенник столь упертый, что неотличим от храбреца. Не стараясь спрятаться в тени, он занимает на сцене центральное место. То и дело сталкиваясь в схватках, Холмс и его немезида разыгрывают буквальную и метафорическую партию в шахматы.
Приглашать звезду за десять миллионов и отвлекать зрителя на примечательную лицо нет потребности: Джаред Харрис, мурлычащий от наслаждения при осуществлении собственных непостижимых замыслов (голос актера – шикарное эхо грубоватого ирландского выговора его покойного отца), играется дьявольски обаятельного Мориарти, так же уравновешенного, как его оппонент не в ладах с нервами.
Кадр из фильма
Паясничающий Шерлок Дауни-младшего будет так же, как и прежде злить пуристов, но стоит оценить разыгрываемый им гамбит: он в один момент смеется над замогильной серьезностью Артура Конан Дойля и восславляет ее. Данный Шерлок остается постмодернистским созданием: чудак-супермен (главная свойство – мгновенные интеллектуальные атаки), остряк, клоун, эксцентрик и старомодный романтический храбрец, что в наше время ценится больше, чем эффекты.
В том месте, где Джек Воробей утонул в море спагетти несъедобного сюжета, свободомыслящий сыщик Дауни-младшего выживает, дабы раскрыть адское дело. Кроме того если вы не уследите за перипетиями сюжета, не беда. Мы отождествляем себя с Ватсоном: понять, что же в действительности происходит, нам не по извилинам, покинем это Холмсу.
Кадр из фильма
Остроумный прием Гая Ритчи – плавание по мозговым волнам Холмса, будь то яростные схватки (которых в фильме восхитительно большое количество, кроме того через чур) либо образчики дедуктивного способа – в «Игре теней» стал основной движущей силой зрелища. Долгая и до предела напряженная сцена, в которой Ватсон пробует отправиться в свадебное путешествие, а его шафер в итоге скидывает мужу врача с поезда, преобразовывается в матрешку искуснейших холмсовских схем в схем.
Развертывающиеся туда-сюда по временной оси замедленные дедуктивные пассажи – это импровизация на тему мастерства кино, повествующая об умении искажать время и перетасовывать сюжет в ходе монтажа. Кроме того больше, чем первый фильм, сиквел играется на перекрученном несоответствии: это большой и тупой блокбастер о поразительных умственных свойствах – парадокс, что подкрепляет умник Стивен Фрай в роли Майкрофта Холмса, играющего Стивена Фрая с апломбом.
Кадр из фильма
Не цепляет лишь Нуми Рапас, но это не ее (бедная женщина!) вина: наглая цыганка Сим не через чур темпераментна и не особенно красива, и ей кроме того не внесли предложение амурную линию. Она всегда рядом и на подхвате. Рэйчел Макадамс, которая возвращается в маленьком эпизоде как вероломная Ирэн Адлер, в прошлом фильме добилась куда большего за меньшее экранное время. Само собой, настоящим любимым полупомешанного Холмса остается партнер Дауни-комика, здоровяк Ватсон.
Джуду Лоу эта роль подходит как никому: актер привносит чувство уязвимости в образ разумного человека, сражающегося с неодолимым соблазном приключений. Мужской роман усиливается ; гомоэротика сейчас – не столько подтекст, сколько изъезженная рутина, и Шерлок кроме того переодевается дамой. Ни на 60 секунд не скатываясь в пародию, «Игра теней…» обрушивает на зрителя водопады самоиронии.
Гая Ритчи не покидает убежденность в том, о чем режиссеры блокбастеров сплошь и рядом забывают: наслаждение – вовсе не бранное слово.