Сказ про федота-стрельца
Во-первых, компания «СТВ», благодаря которой показался на свет фильм Сергея Овчарова «Сказ про Федота-стрельца» по пьесе Леонида Филатова, раздала столько приглашений на премьеру этого фильма в Доме кино, что не хватило не только кресел и крючков в гардеробе, но и мест на ступенях в зале. Наблюдать кино, сидя на нечистом полу, упершись ногами в сцену и задрав подбородок выше лба, — наслаждение с сильным привкусом мазохизма (но, компания «СТВ» не чужда темы мазохизма — отыщем в памяти «Про людей и уродов» Алексея Балабанова). Во-вторых, никто не извинился.
Кадр из фильма
Сергей Овчаров — единственный русский режиссер, облюбовавший для себя русский фольклор и рисующий собственные лубки любовно и с фантазией. Забрав за базу собственного нового фильма стихотворную пьесу Филатова, режиссер, но, легко слукавил — в том смысле, что для воплощения собственного плана имел возможность бы забрать любую русскую народную сказку, добавить в том направлении чуть-чуть политики, сдобрить перчиком узнаваемых русских реалий — и никакой Филатов тут не пригодился бы. Но у Овчарова с Филатовым давешние отношения, и без того сложилось…
Увлечение фольклором для Сергея Овчарова перерастает в навязчивую идею, отчего все действо принимаешь как пародию. Быть может, так и было задумано? Кто знает, кто знает…
Кадр из фильма
Многие, возможно, просматривали пьесу Филатова. И у большинства, непременно, появлялись аллегории с сегодняшним днем, с отношениями власти и народа и с властью как такой. «Утром мажу бутерброд — сходу идея? А как народ? И икра не лезет в глотку, и компот не льется в рот».
Весьма мило, остроумно, актуально на все времена, для всех правителей. Леонид Филатов написал пьесу десять лет назад. Мягкая политическая сатира, коей насыщена сказка, актуальна сейчас.
И не оттого вовсе, что произведение громадно и всегда. Легко то, что высмеивает создатель, имеется, было и будет неизменно: неизменно правители живут прекрасно, а несложный народ — не хорошо, неизменно народ недолюбливает власть, а власть — народ, неизменно, везде и всегда власть предержащие дурят собственной пастве голову как смогут. Но Овчаров доводит скромные политические аллегории до логического вздора.
Одна концовка чего стоит, в то время, когда в конце мы видим кремлевские башни на фоне небоскребов, мимо которых пролетает вертолет. А на ближнем замысле — две кобылы, одна двухголовая, вторая трехногая, мыкающиеся на помойке с разбросанными бутылками из-под пепси (никак новое поколение побывало). Ну ничего не сообщишь — отечественное время какое оно имеется, — нечистое, мутантное.
Необычное дело — в течении картины зрители мало смеются, не смотря на то, что забавных эпизодов тут достаточно. Зрители просто не успевают. Не успевают уследить за сюжетом, не успевают «въехать» в забавные фразы, не успевают уяснить один эпизод, как ему на смену приходит второй. Нет цельной картины, фильм развален на множество эпизодов, реплик, картин. В следствии получается комикс, в то время, когда помой-му любая картина связана с предыдущей, но однако она сама по себе.
Вот она закончилась, начинается следующая. Закончилась следующая, начинается еще следующая. И без того потом. Поди уследи.
Тяжело.
Кадр из фильма
Любой эпизод сам по себе дивно оптимален, актеры выкладыватся по полной программе. Превосходный Царь — Андрей Мягков, органична как неизменно и везде Ольга Волкова в роли Бабы Яги, Владимир Гостюхин в роли глупого и амбициозного Генерала купается в фольклорной стихии с удовольствием дитяти. Основное действующее лицо — Федот — в исполнении Константина Воробьева нервничает как ошпаренный, пробуя создать образ Федота-стрельца-Ивана-дурака-которому-как-постоянно-везёт.
Виктор Сухоруков в роли Точавонеможетбыть с наполовину бритой головой, отсутствием и одним усом нужных частей тела, ставший по сути главным персонажем, проигрывает собственную роль мощно и страстно, он единственный из актеров, кто играется не только «вширь», но и «вглубь». Все стараются как смогут создать коллективный лубок, свежий лубок, незатасканный, невиданными красками нарисованный. Краски вправду подчас через чур ярки, а мельтешенье на экране утомляет взгляд.
Все это плюс невообразимая крикливость, умноженные на излишнюю балаганность, практически сводят на нет текст, и за Филатова делается чертовски жалко. Исходя из этого и пологаю, что для Овчарова источник неважен, исходя из этого и зрителям принимать происходящее на экране трудновато. Да и хорошие актеры тут не так дабы нужны — играться в жанре оголтелого лубка, распространяя собственный професионализм в одной плоскости, способен фактически любой актер.
Совокупность Станиславского тут как минимум ни к чему, а по большей — попросту вредна. Однако имена громкие, для проката полезно.
Кадр из фильма
Имеется один момент, что легко настораживает в новой картине Овчарова. Те, кто захотят (а такие найдутся, и уверяю вас, их будет большое количество), заметят тут явную ксенофобскую подоплеку, которой и в помине не было в оригинале (кстати, и национального вопроса компания «СТВ» не чужда – помнится, обширно и глубоко развивал тему русского превосходства тот же Алексей Балабанов в собственных «Братьях»).
Два «хороших молодца» Тит Фрол и Кузьмич Фомич орудуют тут в виде пейсатых птиц-хасидов, каковые сперва морочат людям голову долларами, а позже исчезают за горизонтом. Нетрудно додуматься где. Точавонеможетбыть, которого Федот по заданию царя отыскал линия знает как на большом растоянии, приводит с собой в Россию целый выводок заокеанского, с позиций авторов фильма, отребья — Фредди Крюгера, Шварценеггера, длинноногих блондинистых стриптизерш.
Пробравшись из Америки в Россию через особый колодец, они разбредаются по необъятным просторам нашей страны. По окончании чего мы видим нечистую вонючую Москву, очень сильно смахивающую на Нью-Йорк. Не в противном случае как скверна Россию погубила.
В случае если это вправду входило в режиссерский план — безрадосно. В случае если это пародия, то весьма неаккуратная и провокационная. Не говоря уж о том, что вопрос «кто виноват?» в балагане по большому счету неуместен.