Стеллан скарсгард: «войну за кинотеатры мы уже проиграли»
В фильме Януса Меца «Борг/Макинрой» швед Стеллан Скарсгард играется тренера теннисиста Бьёрна Борга. В идеале Скарсгард может играться наставника любых персонажей — от супергероев до джедаев. Но в то время, когда общаешься с ним в действительности, то осознаёшь, как он далек от имиджа покровителя храбрецов. Более того, он всеми силами старается уничтожить имидж звезды, что получил уже давно.
Мы встретились с актером в Торонто на следующий сутки по окончании открытия кинофестиваля.
— Благодарю, что говорите с русским прессой, Стеллан.
— Это вы к чему?
— Дженнифер Лоуренс отказывается. По политическим обстоятельствам.
— Как словно бы это что-то поменяет! Глупость какая. Что мне сейчас, не общаться с американскими журналистами из-за их президента?
— Поведайте, прошу вас, в чем обстоятельство популярности Борга в Швеции?
— Осознаёте, Швеция — весьма маленькая страна. У нас не шибко большое количество знаменитостей интернационального масштаба. В то время в Швеции было всего два канала. Все наблюдали одно и то же, а также и матчи с участием Бьёрна Борга. Вся страна бросала работу, в то время, когда он игрался. Тогда Борг был громадной частью отечественной культуры. Мы по большому счету любим звезд-спортсменов. К примеру, был у нас хороший лыжный гонщик Ингемар Стенмарк.
Но теннис постоянно считался спортом высшего общества, его именовали белым спортом, по причине того, что в него игралась лишь белая буржуазия. Борг стал популярен в то же время, в то время, когда в спорт начали вливать деньги, в то время, когда медиа взяли распространение по всему миру, реклама начала окупаться. Борг стал фактически рок-звездой. Кто-то тогда сообщил: «Лучше Бьёрна Борга знают лишь папу римского».
Влияние Борга было немыслимым. А так как он недолго игрался — ушел из спорта, в то время, когда ему всего 26 лет было.
Бьёрн Борг в 1975 году / Фото: Getty Images
— «Борг/Макинрой» не смотрится как кино про спорт. Это скорее психотерапевтическая картина, попытка изучить жизнь людей, каковые не являются теми, кем имеется.
— Я также так думаю. Кино про спорт в большинстве случаев достаточно неинтересное. Особенно в то время, когда сюжет упирается в «кто кого поборет». Хуже этого лишь клише «хороший юноша против нехорошего». Так что я начал просматривать сценарий с определенными опасениями. Позже, само собой разумеется, осознал, что они желают поведать совсем другую историю.
Спортивное кино — это только скелет, двигатель фильма, в случае если желаете. На самом-то деле это история людей. Вот она-то меня и привлекла. Киногерои — его сила. Многие знают, как закончился тот матч, но дело-то не в этом.
Кроме того если вы не любите теннис, вам будет весьма интересно наблюдать кино. Само собой разумеется, финальный матч замечательно оказался, но куда серьёзнее, на мой взор, то, что оказалась история двух спортсменов. Они вам небезразличны.
А в случае если вам будет наплевать на персонажей, то теннис вас также не увлечет.
— В большинстве случаев наставники в кино делают родительскую функцию, но у вас в фильме нет таковой связи у персонажей. Ваш храбрец, Леннарт Бергелин, был для Борга скорее психотерапевтом.
— Частично так оно и имеется. Леннарт научил его осуществлять контроль бешенство, сохранять энергию для игры, учил его правильно вести себя на теннисном корте. В то время, когда трудишься с человеком, находящимся в столь стрессовых условиях, как Борг, принципиально важно не лишь научить его совершенно верно бить по мячу, но и научить выживать, в случае если на то пошло.
Бьёрн с Марианой, его подружкой, были весьма близки с Ленни. Путешествовали совместно, жили совместно в одном тренировочном лагере. Никакого гламура, иногда кроме того в весьма дискомфортных условиях пребывали.
Прошли через очень многое, исходя из этого превосходно друг друга знали, зависели приятель от приятеля. Так что их связывал не лишь теннис. В мою задачу не входило быть максимально похожим на Леннарта, нужно было максимально совершенно верно отразить отношения Ленни и Бьёрна.
Увидьте, что у нас с ним мало диалогов. Взрослый Борг по большому счету достаточно немногословный. Нам со Сверриром нужно было продемонстрировать зрителю, что отечественные храбрецы сто лет привычны, что замечательно друг друга знают и знают.
«Борг/Макинрой»
— Янус Мец начинал карьеру в документальном кино. Данный его опыт как-то сказался на работе с игровым фильмом?
— Как я не забываю, Янус в первый раз снимал игровое кино. Для него очень многое было в новинку. Но он страно совершенно верно может рассмотреть людскую историю в любом материале. Он кропотливо додаёт подробности в образ каждого персонажа, а они, в собственную очередь, додают храбрецу веса.
Само собой разумеется, ему было нужно сначала какое-то время израсходовать, дабы привыкнуть к огромной съемочной группе. Но он уже трудился в Америке на телевидении, воображал мало, что его ожидает.
— Вы про «Настоящего детектива»?
— Да, но он не очень-то доволен этим опытом. По большому счету я дал согласие сниматься в этом фильме из-за Януса. Мне понравился сценарий, но я думал, смогут ли они осилить кино для того чтобы замысла. Как убедительно продемонстрировать теннис? Он планирует сосредоточиться на игре и забить на людей? Но позже мы встретились, и Янус четко растолковал, что он желает сделать. И я поверил ему.
Помимо этого, от него исходит замечательнейшая энергетика. Он весьма уверенный человек, знает, чего желает, и идет к цели. Как питбуль!
Он сражается за собственные идеи. И он в Афганистане был во время войны, в то время, когда снимал «Броненосца». Так что он может за себя постоять и отстоять собственный видение.
«Борг/Макинрой»
— Мы с вами говорили семь лет назад, и тогда вы заявили, что хороший биографический фильм — это фрагмент судьбы человека, продемонстрированный с точки зрения определенного режиссера. Вы на данный момент так же вычисляете?
— Само собой разумеется! Запрещено забрать жизнь человека и запихнуть в полтора часа! Возможно закопаться в подробностях, но это вам также не окажет помощь. Любой фильм, что есть произведением мастерства, — весьма персональный для режиссера фильм. Ну, к примеру, возможно заметить закат, а позже взглянуть, как Тёрнер его изобразил. Это будет его взор на закат, что и делает его картину занимательной. У Ван Гога будет второй закат.
Наряду с этим вы не получите совершенного представления о закате, вы заметите, как его принимают художники.
— «Уильям Тёрнер» был потрясающим фильмом.
— Согласен.
— У нас в комментариях к тексту про «Борга/Макинроя» высказали предположение, что данный фильм будет похож на «Гонку» Рона Ховарда.
— Ну, не совсем, само собой разумеется, но, думаю, тому пользователю фильм понравится. Как я уже и сообщил, спорт — это только двигатель этого фильма. Янус Мец снял весьма увлекательное кино.
Оно крутое — передайте это пользователю!
— Ну да, фактически «Песнь Пламени и Льда».
— Я бы заявил, что это «Песнь Пламени и Пламени». Легко один из храбрецов умело его скрывает! Но это кроме этого и фильм из серии «Как, б***ь, им это удалось?». Теннис требует немыслимой точности, концентрации.
И в то время, когда ты на корте, то ты в полном одиночестве. Наряду с этим нужно как-то совладать с вакханалией СМИ около тебя. Но еще отечественный фильм об одиночестве, которое человек ощущает, пребывав на вершине. Стоит ли слава таковой жертвы?
Спустя два года Борг узнал, что не стоит. Он с детства занимался лишь теннисом. Ему принципиально важно было лишь победить очередной матч. Он рано кинул школу, фактически не просматривал книг, не наблюдал кино, мало знал об окружающем мире. По завершении карьеры Борг был мультимиллионером, но он не знал обычной судьбе.
Да он сам за чашку кофе ни при каких обстоятельствах не платил!
«Борг/Макинрой»
— Теннис — какой-то несправедливый спорт. Нужно прикидываться вторым человеком.
— Понимаете, несправедливо быть известным.
— Постойте, вы же узнаваемый человек.
— Меня это также касается! Осознаёте, медиа неизменно чего-то от вас желают. Им хочется, дабы вы были кем угодно, но не собой.
В случае если стал известным, но не можешь отделить собственный имидж, что показывают медиа, от себя самого, то ты капитально влип. Если ты видишь себя великим человеком, которым живописуют тебя медиа, то это весьма страшно. Допустим… (Скарсгард берет паузу.) Я прославился в Швеции, будучи 16-летним ребёнком. Причем прославился как рок-звезда: визжащие девочки, автографы — вот это всё. Прямо как Борг. Но лишь у себя в Швеции, само собой разумеется.
У меня были красивые родители, научившие меня отделять истерию около меня от настоящей судьбы. И сейчас мне неизменно необходимо разрушать вот эту идею себя самого, которую выдумывают СМИ, причем кроме того в беседе с журналистами. Не забывайте, что я простой человек!
У меня иногда побаливает пузо, иногда я впадаю в депрессию. Я такой же, как и вы!
— Пресса время от времени обожает раздуть скандал из ничего! Не забывайте, как распяли Ларса фон Триера по окончании пресс-конференции в Каннах? Якобы он объявил, что фашист.
— А он не фашист, само собой разумеется! Очевидно, я не забываю! Кстати, тут мы затронули одну значительную проблему.
на данный момент все оценивается по принципу «что лучше продается». И сочная неправда продается лучше неинтересной правды.
Стеллан Скарсгард в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны»
— А вы же не были в Каннах в текущем году?
— Нет.
— В том месте снова скандал был: показывали пара фильмов, снятых Netflix, и на пресс-показах букали.
— Не осознаю, для чего журналисты это делают.
— Но тут, в Торонто, день назад также был фильм от Netflix. И ничего, тишина в зале.
— Пресса в итоге смирится с этим. Но угроза кинотеатрам исходит совсем не от Netflix. Войну за кинотеатры мы уже проиграли. По причине того, что прокатывают фильмы большие корпорации, студии. По причине того, что сейчас возможно снимать либо кино с бюджетами 100—200 млн американских долларов, либо совсем малобюджетные ленты за 1—3 миллионов долларов. Снимать кино за 10, 15, 20 миллионов долларов уже не получается.
Совокупность дистрибьюции не запланирована на средние бюджеты. Она опирается на событийные картины, реализовывающие больше попкорна. Рассылается 4000 копий, они отыгрывают собственный и уступают место новым блокбастерам. Времена, в то время, когда фильмы Феллини собирали полные залы в Нью-Йорке, прошли. Времена, в то время, когда люди по большому счету массово интересовались авторским кинематографом, прошли. Все самые занимательные истории на данный момент на телевидении.
В том направлении и уходят лучшие сценаристы, актёры и режиссёры. Я, само собой разумеется, скучаю по временам, в то время, когда возможно было наблюдать авторское кино на громадных экранах в забитых залах. Те времена ушли. И Netflix ни при чем.
Он именно вкладывается в занимательные сюжеты.
— Вы в текущем году снялись в относительно маленьком, но весьма долгожданном многими киноманами авторском фильме «Человек, что убил Дон Кихота» Терри Гиллиама.
— О, у Терри я бы кроме того в массовке снялся! За одну лишь возможность потусоваться на площадке с Терри Гиллиамом согласен маячить на заднем замысле! Потрясающе было!
— Кого вы играетесь в том месте?
— Это не экранизация романа про Дон Кихота. Воздействие начинается в отечественное время. Главного храбреца, режиссера рекламы, играется Адам Драйвер. Он снимает ролик ветровой турбины, а я его глава. Играюсь директора компании, где он трудится, а кроме этого весьма угрожающую фигуру.
В мифическом замысле. Заметите!
— Ну, и дурной вопрос напоследок. У вас в семье имеется вампир, злой клоун и викинг. Кто самый ужасный?
— А, мои дети! В мире мало так же милых людей, как они!
— И кроме того Билл? Говорят, он в «Оно» кошмар какой ужасный!
— Понимаете, нужно быть весьма милым человеком, дабы сыграть настоящего монстра!
Создатель Татьяна Шорохова