Сверх-успешный год для фильмов ужасов в россии и мире — как это объяснить?
Клоун-монстр Пеннивайз кушает не детей, а денежки их своих родителей. Кассовые сборы Оно за первые четыре дня проката в Российской Федерации и СНГ превышают 405 миллионов рублей — официальные цифры за прошлый уик-энд поступят чуть позднее, но уже ясно, что старт у картины Андреса Мускетти оказался легко выдающийся.
Но, это уже не первый успех жанрового кино в отечественном прокате в этом году. А также не второй, и не третий.
В августе Проклятие Аннабель: Зарождение зла собрал по России порядка 340 миллионов рублей — и прокат этого фильма еще не закончен.
Делаеткассу и русский лента Гоголь. Начало, в активе которой, по последним сведениям, уже около 360 миллионов рублей.
Ранее весьма недурно выступили в отечественном прокате Конг и Мумия: Остров черепа, но это все же в большей мере блокбастеры с легким хоррорным окрасом, нежели фильмы кошмаров, равно как и Чёрная башня, и Обитель зла: Последняя глава, и Чужой: Завет, у которых со сборами в Российской Федерации также все прекрасно.
Но, например, Сплит собрал более 500 миллионов рублей. И вдобавок возможно и необходимо отыскать в памяти отечественный ужастик Невеста — одна из немногих (на последовательности с Гоголем, кстати) реально коммерчески успешных российских премьер 2017-го.
Что происходит? Отчего такие бурные удачи у жанра как в мире, так и в Российской Федерации? Чего стоит ожидать обозримой перспективе в данной связи?
Об этом мы задали вопрос нескольких людей, имеющих самое что ни на имеется прямое отношение к отечественному кино и прокату.
Владислав Северцев — продюсер (дама пик: Тёмный обряд, Невеста), создатель студии 10/09, занимающейся производством фильмов кошмаров в Российской Федерации:
Думаю, тут очень принципиально важно обратить внимание на то, что собой воображает новый мэйнстрим хоррор. Это уже, скорее, приключенческое кино с минимальным числом того, что именуется graphic violence. Уходит саспенс, делается значительно больше действия.
На удивление, замечательно трудятся, казалось бы, уже десятилетиями пережеванные христианские атрибуты против злых духов и т. п.. Конечно, не нужно забывать, что ни один из этих кассовых хитов (не считая Гоголя) не появился с нуля. За ними стоят имена Кинга, Шьямалана и Вана.
Что касается Гоголя, то это, само собой разумеется, совсем неожиданный опыт для всех — и создателей, и рынка. Мне было весьма интересно взглянуть как он сработает и он сработал. Это весьма качественный продукт, что при замечательнейшей рекламной помощи выдал хороший результат.
Само собой разумеется, в случае если всю эту бесплатную рекламу перевести в рыночные деньги, денежный итог вряд ли был бы таким впечатляющим. Но победителей не делают выводы, и это еще один громадный ход в развитии жанрового кино в стране.
Евгений Колядинцев — сценарист (Диггеры, Дизлайк), сравнительно не так давно закончил работу над короткометражным фильмом кошмаров (о котором мы еще в обязательном порядке поведаем):
Считаю, что в базе коммерческого успеха этих картин имеется три основных составляющих.
В случае если разглядывать их в порядке происхождения, то первой составляющей будут истоки фильма. Его бэкграунд, в случае если угодно. При с Оно мы говорим про одну из самых значимых книг одного из самых успешных писателей современности. При с Аннабель – про созданную Джеймсом его коллегами и Ваном хоррор-вселенную.
Бэкграундом тут можно считать и актеров, на которых целенаправленно идут в кино (Джеймс МакЭвой в Сплите, Александр Петров и Олег Меньшиков в Гоголе), и создателей фильма (Невеста – от авторов успешной дамы пик, Сплит снял М. Найт Шьямалан). Итог первой составляющей – аудитория, которая уже имеется, у фильма, которого еще нет. Второй вопрос, что эту аудиторию еще предстоит увеличить, а после этого отвести в кинотеатры.
В этот самый момент настает очередь второй составляющей – грамотной маркетинговой кампании. Тут кроме того смысла нет что-либо пояснять. Если вы пользуетесь соцсетями и заходите на сайты, посвященные кино, вы сами все замечательно видели.
Интерес будущих зрителей к фильмам подогревали весьма деликатно, на медленном огне, обжаривая его до хрустящей корочки. В итоге целевая аудитория в какой-то момент обнаруживала, что она вправду с нетерпением ожидает эту картину, и отправлялась в кинотеатры.
…Где и срабатывала третья, самая серьёзная составляющая – уровень качества фильма. Какие конкретно бы крутые актеры ни снимались, какие конкретно бы фишки ни придумывал отдел маркетинга – толку от этого будет мало, в случае если сам фильм нехорош. А все упомянутые картины – это качественное жанровое кино.
Они смогут быть небезупречными, но они дают зрителю те эмоции, за которыми он и отправился в кинотеатр.
Денис Салтыков — социальный антрополог, исследователь хоррора, главред хоррор-сайта RussoRosso:
Хоррор почти всегда был привлекательным жанром в денежном замысле. Студию RKO по окончании замечательного провала Гражданина Кейна оживил продюсер Вэл Льютон, что с малыми бюджетами вместе с режиссером Жаком Турнёром сделал такие хиты собственного времени, как Люди-кошки (1942) и Я гуляла с зомби (1943). Американский эксплуатационный хоррор как жанр вырос на сверхприбыльности секса и изображения крови, недорогих в постановке.
режиссёры и Продюсеры типа Хершелла Гордона Льюиса либо Роджера Кормана не заботились о реалистичности эффектов, экономили на всем процессе и актёрах съемок — и приобретали хорошую прибыль. В 1980-х голливудские студии развили эксплуатационный хоррор до известных нам слэшеров и создавали хиты, целевой аудиторией которых были дети.
Уже в более недавнем времени возможно было получить большое количество денег, сняв ужастик в стилистике found footage — Колдунья из Блэр (1999), Открытое море (2003), Паранормальное явление (2007). Все эти потоки жанровых схем трудились в свое время, по окончании чего люди привыкали к такому кино и прекратили массово брать на него билеты.
на данный момент борьбу кинотеатрам среди молодежи формирует индустрия игр, в которой жанр хоррор — один из самых распространенных. Не отстает и современное телевидение, на котором идут как следует сделанные сериалы на различный вкус — от Ходячих мертвецов до нового Твин Пикса. Успешные фильмы кошмаров 2017 года ориентировались на более широкую аудиторию, чем скучающие дети и хоррор-гики.
Ни один из этих фильмов не позиционировался как только молодежный, к тому же с каждым проектом ассоциировались узнаваемые имена. Так Невеста, Сплит, новое Проклятие Аннабель, Гоголь и Оно все трудились на максимально широкую аудиторию, и это не осталось без следа.
Параллельно, пускай медлительно, но идет тенденция к отказу от восприятия хоррора как по умолчанию низкого жанра. В американских университетах направления по фильмам кошмаров уже давно привычная часть многих образовательных программ, большие фестивали не брезгуют включать хорроры в собственные программы, не говоря уже о многообразии по миру конкретно хоррор-фестивалей. За работы в жанре берутся признанные мейнстримные режиссеры.
Все это неспешно снимает с кошмаров ореол постыдности, наблюдать его с интересом смогут люди из различных групп. На этом фоне широкое таргетирование на данный момент может приносить хорошие доходы. И до тех пор пока эта тенденция лишь усиливается , хоррор еще способен быть различным: психотерапевтическим либо мистическим, бескровным либо с умеренным числом шок-сцен (смерть жены кукольника в Аннабели, разглядывание продырявленного тела в Гоголе, откусывание руки в Оно).
Голливудские студии начинают обрастать и собственными клише, самые узнаваемые из которых связаны с именем Джеймса Вана, но покуда заигрывать с широкой аудиторией смогут различные проекты различными методами, в полное однообразие жанр все еще не скатывается.
Таково вывод людей и специалистов, трудящихся в кино-индустрии. А как вы вычисляете, в чем обстоятельства успеха жанровых фильмов в мировом, а основное — русском! — прокате в 2017 году?
См. кроме этого:
10 фильмов кошмаров, оптимальнеестартовавших в прокате США