Ты и я

О собственной работе над фильмом «Ты и я»:

В 2003-м году Бертолуччи снял фильм «Мечтатели» – ностальгическое возвращение в Париж 1968 года. Практически сразу после съемок данной картины заболевание вынудила мастера уйти из кино. Фильм «Ты и я» – первый полнометражный фильм, снятый режиссером по окончании десятилетнего перерыва.

Бернардо БертолуччиТы и я

В то время, когда пара лет назад я утратил возможность двигаться, то поразмыслил, что моя карьера в кино закончена. Я не имел возможности свыкнуться с мыслью о том, что я больше ни при каких обстоятельствах не буду снимать фильмы. Но в то время, когда я понемногу освоил «мастерство» судьбы в инвалидном кресле, то осознал, что в полной мере могу снимать фильмы сидя, а не стоя.

Сделав «Ты и я», я ощущаю, что возвратился к судьбе и готов приступить к съемкам следующего фильма.

Кадр из фильма

Но пока я говорю вам о фильме «Ты и я». Все началось два года назад, в то время, когда Никколо Амманити принес мне собственный роман «Io e Te» («Я и ты»), что только что был издан. Прочтя первые пара страниц, я почувствовал желание в обязательном порядке снять по данной книге фильм.

К тому времени я уже 30 лет не снимал фильмы на итальянском языке. И вот сейчас я осознал, что жажду услышать в собственном фильме итальянскую обращение, с нетерпением ожидаю того момента, в то время, когда смогу снимать итальянский фильм с итальянскими актерами в Италии!

Сюжет романа потребовал некоторых переделок. Исходя из этого я попросил Амманити поучаствовать в написании сценария вместе с Умберто Контарелло и Франческой Марчиано. Но, самые ответственные трансформации не попали в сценарий. Дело в том, что они были внесены в сюжет не в момент написания сценария, а уже на протяжении съемок.

И в этом сущность кино!

Кадр из фильма

Меня увлекла мысль перевоплотить привычную «клаустрофобию» – ужас тесного захламленного пространства – в «клаустрофилию» – любовь к нахождению в замкнутом пространстве подвала. Я старался сделать так, дабы одинаковый подвал смотрелся по-различному в каждой сцене – он изменяется в зависимости от освещения и от замыслов мальчика, Лоренцо. Я желал, дабы ситуация подвала создавала любой раз иное чувство, дабы с развитием сюжета в подвале все время оказалось что-то новое.

На то, дабы отобрать актеров на роли Лоренцо и Оливии ушло пара месяцев. Я встретился фактически со всеми итальянскими актрисами возраста героини, как весьма популярными, так и совсем малоизвестными. Честно говоря, мне хотелось отыскать два новых лица, которых еще не видели в кино. На роль Лоренцо мы отсмотрели огромное количество актеров.

Я в далеком прошлом тесно не общался с детьми, и не имел возможности представить себе лицо Лоренцо. Но все сомнения отпали, в то время, когда я заметил громадные глаза Якопо Олмо, его прическу в духе Роберта Смита из The Cure, мелкое лицо, которое напомнило мне молодого Малькольма МакДауэлла и, как ни необычно, персонажей картин Пазолини… Я видел, как Якопо Олмо практически рос перед камерой в дни съемок. Либо это мне лишь казалось?

Кадр из фильма

Я постоянно уделяю особенное внимание музыке в фильмах. Так как как учат нас великие традиции американских мюзиклов, музыка делает вероятным в кино то, что думается неосуществимым… Песню «Ragazzo Solo Ragazza Sola» я в первый раз услышал весьма в далеком прошлом по радио, в то время, когда ехал по улицам Лос-Анджелеса в собственной машине. Дэвид Боуи пел на итальянском, пробуя сохранить собственный британский выговор. Это была итальянская версия его песни «Space Oddity».

Он в том месте поет: «Почва передает майору Тому. Майор Том передает Почва», и без того потом. В итальянском варианте это зазвучало как: «Сообщи мне, одинокий мальчик, куда ты идешь, по причине того, что в том месте, куда ты идешь, столько боли…». Песня с научно-фантастическим сюжетом стала романтической итальянской песней. Текст на итальянском написал Могол (Джулио Рапетти – прим. ред.), которого я, он красивый поэт.

И эта итальянская версия песни понадобилась для одной особенно серьёзной сцены в фильме «Ты и я».

Кадр из фильма

Начиная съемки «Ты и я», я с удовольствием ухватился за возможность применять новые разработки, каковые показались в кино за время моего десятилетнего отсутствия. Я кроме того подумывал снять «Ты и я» в 3D. Мы сделали пара пробных сцен на студии Чинечитта. Но это через чур продолжительный процесс для меня.

В моих фильмах один кадр дает рождение второму, а тот третьему… В моем кино нет времени на сложные разработки – двигать эти трехмерные камеры либо линзы. Может, через несколько лет я опять попытаюсь… Позже я решил снять фильм на цифру. Но эта неконтролируемая яркость была невыносима для меня. До этого я не вспоминал над тем, насколько велика моя ностальгия по импрессионизму и как очень сильно она связана у меня с 35-миллиметровой кинопленкой.

Но в то время, когда я осознал это, то решил снимать «Ты и я» ветхим проверенным методом.

О Якопо Олмо Антинори (исполнителе роли Лоренцо):

Услышав его голос, я поразмыслил: неужто ему правда 14 лет, как он говорит? С этого момента он начал раскрываться. Он был мальчиком, но наряду с этим прирожденным актером, страно эластичным к требованиям режиссера.

В собственной жизни я мало встречал таких специалистов, как он в его 14 лет.

Кадр из фильма

О Теа Фалько (исполнительнице роли Оливии):

В то время, когда я первый раз заметил Теа Фалько, я задал вопрос ее: «О чем ты думаешь»? И она ответила: «Я думаю о том, как прекрасно бы было мне не иметь собственную точку зрения. Тогда нам с вами не нужно будет спорить».

Я засунул эту ее фразу в собственный фильм. Теа – она особая девочка.

Кадр из фильма

Ты и я


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: