«Утомленные солнцем — 2»: наш ответ голливуду
23 февраля на канале «Российская Федерация» — премьера сериала «Утомленные солнцем — 2», в котором Никита Михалков стал в один момент продюсером, режиссером, актёром и сценаристом, выполнившим роль главного храбреца.
Все персонажи первой картины остались и в продолжении, причем в исполнении тех же актеров, за исключением Ингеборги Дапкунайте. Во второй ленте Марусю играется Виктория Толстоганова. Из-за чего? Говорят, что между режиссёром Никитой и актрисой Михалковым случилась ссора.
Михалков был обижен участием Дапкунайте в ряде реалити-шоу, в особенности в «Громадном брате», но актриса предпочла сиюминутные доходы участию в громадном и долговременном проекте.
Кстати, о сроках. Четыре года трудились над сценарием. Приблизительно столько же заняли съемки и еще два года — монтаж ленты.
По окончании чего целый отснятый материал — более 300 часов — поделили на две части: «Утомленные солнцем — 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем — 2: Цитадель».
Никита Сергеевич, как в большинстве случаев, собрал звездный актерский состав: сам мэтр, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Анна Михалкова, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Евгений Миронов, Артур Смольянинов, Андрей Мерзликин, Андрей Панин, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Артем Михалков, Валерий Золотухин, Мария Шукшина, Инна Чурикова, Максим Суханов…
В продолжении «Утомленных солнцем» нет Инны Ульяновой и Вячеслава Тихонова, не доживших до начала съемок.
Сюжет
В центре сюжета дилогии — история бывшего командира дивизии Котова, несправедливо осужденного в 30-е годы и официально, по документам, считавшегося расстрелянным, но чудесным образом выжившего и вести войну с фашистскими захватчиками в штрафном батальоне рядовым бойцом.
Он вести войну, как все: в грязи, голоде и холоде, не заглядывая в будущее дальше, чем на один сутки. И его спасла вера. Вера в собственную страну, вера в Всевышнего, вера его дочери Нади в то, что папа жив.
Главные киногерои (Котов, Митя, Маруся и Надя) пройдут через страдания и кровь ВОВ, дабы получить друг друга и снова стать радостными.
Сценарий картины написали Никита Михалков, Александр Новотоцкий, Владимир Моисеенко и Глеб Панфилов. Оператором-постановщиком ленты стал Владислав Опельянц, а живописцем-постановщиком — Владимир Аронин. Продюсеры «Утомленных солнцем — 2» — Никита Леонид и Михалков Верещагин.
Музыку к фильму сочинил Эдуард Артемьев.
Командир дивизии Михалков
Отметим, что первый фильм Михалкова «Утомленные солнцем» вышел на экраны в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Картина имела кассовый успех и была отмечена премией Американской академии киноискусства — «Оскаром» за лучший зарубежный фильм, и Громадным призом жюри 47-го Кинофестиваля в Каннах. Никита Сергеевич говорит, что сначала и не думал о продолжении ленты, тем более что ее главные храбрецы погибают.
Однако около десяти лет назад он приступил к работе над продолжением картины.
По словам Михалкова, на съемки «Утомленных солнцем — 2» его натолкнули бессчётные западные картины о войне, например, тот же фильм «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга.
— Рождалось полное чувство в мире, что эту войну победили отечественные союзники. Не смотря на то, что ни для кого не секрет, что они вступили в нее в первой половине 40-ых годов XX века, дождавшись момента, в то время, когда стало ясно, что мы и без того разобьем нацистов, — с печалью сказал режиссер.
А на данный момент он уже с гордостью заявляет: «Это дорогостоящий фильм с весьма важным бюджетом, и он в обязательном порядке обязан возбудить национальный иммунитет. Снимали мы практически четыре года.
Но помните, что за это время нам удалось не только снять «Утомленных солнцем — 2», но и написать, снять, смонтировать и выпустить в прокат «12»… Мне захотелось сделать картину, разрешающую осознать современному человеку, что еще совсем сравнительно не так давно в Российской Федерации жили люди, совершившие что-то такое, без чего у нас сейчас по большому счету ничего и никого не было бы: ни бедных, ни богатых. «Утомленные солнцем — 2» — не призыв уважать стариков-ветеранов, а попытка побудить нынешнюю молодежь хотя бы на секунду представить себя на месте тех, кто сидел на протяжении войны в холодных зимних окопах. Кстати, я это чувство испытал.
не забываю, как-то зимним вечером ехал со съемок. Знал, дома ожидают чай, сауна, возможно, сто граммов… И внезапно почувствовал, что разделились режиссер комдив и Михалков Котов».
— Первый возвращается в тепло, — продолжает Михалков, — а второй остался где-то в том месте — в вырытом в мерзлой почва окопе. Если бы вы знали, какой я почувствовал тогда кошмар! И так как я лишь на секунду по-настоящему почувствовал себя в шкуре собственного храбреца. А для Котова-то мороз, война, свистящие над головой пули и рыскающая рядом смерть — простое дело.
Как же мне не благодарить судьбу за то, что она меня от всего этого уберегла!
За кадром
В Новгородской области, где проходила часть съемок, Никита Михалков, у которого тут дача с охотничьими угодьями, поселил Меньшикова у себя дома.
В свободное от работы время они совместно плавали на катере по Оке, один раз кроме того сходили на охоту и, само собой разумеется, жарили шашлыки. По утрам Никита Сергеевич отправлялся на съемочную площадку за рулем собственной автомобили, а именитый актер ехал в том направлении чуть позднее с водителем.
По слухам, за работу в картине Олег Меньшиков должен был взять миллион долларов.
Никита Сергеевич два раза попадал в аварии: на проселочной дороге не справился с управлением собственного «Ленд Ровера», а после этого упал с квадроцикла и повредил ребра. От вызова скорой помощи он отказался, трудился, превозмогая адскую боль. И на протяжении съемок батальных сцен Михалков взял важную травму: рассек бровь так, что кровь хлестала фонтаном.
Обитатели Новгородской области несказанно радовались, что съемки ленты проходили у них: половина мужского населения района занималась постройкой громадного количества декораций — крепости, моста и другого. Все это на протяжении съемок киношники бессердечно взорвали.
Кстати, в конце 2009 года съемки были временно приостановлены. Ходили слухи, что из-за Олега Меньшикова и разногласий режиссёра. Помой-му актер по непонятным обстоятельствам отсутствовал пара дней на съемочной площадке.
Но инцидент, если он, само собой разумеется, имел место быть, благополучно разрешился, и работа над картиной продолжилась.
Надя о Наде
«На съемках первого фильма я смутно осознавала суть всего происходящего — мне было всего шесть лет, — говорит Надежда Михалкова. — Сейчас я выросла, и героиня моя также. В ходе съемок я осознала, что раньше о Великой Отечественной войне не знала ничего! В школе она казалась мне скучной. А тут взглянула большое количество военной кинохроники, причем настоящей.
А самое основное — этого я не ожидала, что погружение в роль так меня перевернет. Мы снимали в деревне под Нижним Новгородом. И все было весьма натуралистично».
— По сценарию моей героине — санитарке Наде — необходимо вытащить с поля битвы двоих раненых — немца и русского. И вот я лежу в снегу. Вещи влажные полностью.
Рядом громадный ветродуй (винт от самолета) гонит очень холодной воздушное пространство. Пурга, метель. В варежках — лед, руки не шевелятся.
Лежу в снегу, мороз медлено уходит, делается тепло — засыпаю. Сейчас знаю, что ощущаешь перед тем, как замерзнуть. Все практически по-настоящему.
— Про меня, само собой разумеется, отыскали в памяти, достали из сугроба, — продолжает Надя. — А в то время, когда это не кино, а действительность? В то время, когда это настоящая война?! И вот я бы совершенно верно так же упала без сил.
Никто бы не подошел и не спас. По причине того, что легко некому. А я здоровый человек, занимаюсь спортом. Ходила на направления в военный госпиталь Бурденко — в том месте учили верно ползать по-пластунски и тащить человека. Но на съемках не смогла вынести воина с поля боя! Имеется особенная совокупность: обмотать раненого веревкой, ползти, по причине того, что стреляют, и тащить его за собой. А я не смогла!.. Моя героиня, действительно, с этим справилась — того, что было со мною в действительности, зрители не заметят.
А включаешь хронику армейских лет и видишь: тощая пятнадцатилетняя девчонка извлекает на себе двоих солдат! Это так стыдно! Она вдвое меньше меня ростом, исхудавшая, а извлекла двоих.
Лишь факты
Для съемок под Гороховцом через речку Клязьму выстроили настоящий мост, что имел возможность выдержать кроме того танки. По сценарию его взрывают немцы. До данной съемки мост стоял практически год, дабы «состариться» и смотреться натурально.
Но местные обитатели успели так привыкнуть переправляться по нему, что, в то время, когда его взорвали, стали писать жалобы во все инстанции.
Подобная история случилась и с церковью, которую выстроили в чистом поле из гипсокартона и фанеры. Благодаря живописцу-постановщику Владимира Аронину данный храм смотрелся как настоящий — как раз так и принимали его местные обитатели.
Исходя из этого в то время, когда на протяжении съемок церковь взлетела на воздушное пространство, люди честно недоумевали и возмущались: для чего взорвали?!
В 2009 году съемки посетил тогдашний президент Медведев. Он следил за грандиозной сценой, на протяжении которой пятитысячная массовка «штрафников» шла в бой. Снимали данный эпизод с шести камер, и с каждым (!) участником было отрепетировано, куда он идет, что кричит, в каком месте падает, дабы не попасть под взрыв. Возможно лишь представить, что испытывала охрана президента, в то время, когда началась съемка: около разрываются боеприпасы, дымовые шашки, тысячи кричащих мужчин с автоматами наперевес!
Был, правда в второй сутки, на съемочной площадке и Путин.
Меньшиковские капризы
Никита Сергеевич вел себя на съемках героически. Один эпизод с танком чего стоит! Зима, 30-градусный холод, а Михалкова в каждом дубле засыпают десятками килограммов промерзшей почвы, и любой раз он обязан самостоятельно выбраться из этого ледяного плена.
Никита Сергеевич сознательно отказался от помощи дублера, по причине того, что желал сам пережить то, что испытывали воины на протяжении войны.
Дмитрий Дюжев отважился самостоятельно сыграть сцену, в которой его храбрец сгорает заживо. К чести слаженно трудившихся пиротехников, у актера кроме того не опалились ресницы.
Сложный эпизод пришелся и на долю Нади Михалковой. На протяжении крушения баржи ее героиня должна была всплыть из-под огромного полотнища с красным крестом, под которым шел корабль. Отказавшись от помощи каскадера, Надя дубль за дублем сама ныряла в ледяную воду особого бассейна.
Но на протяжении одного из дублей уставшая актриса продолжительно выплывала из-под плотной материи и чуть не захлебнулась. Спасли подоспевшие водолазы, каковые всегда дежурили на площадке. На этих съемках находилась мама Нади.
Татьяна Михалкова практически рыдала, видя мучения дочери, и режиссеру было нужно сделать жене важное внушение.
К помощи каскадеров прибегал, пожалуй, только один Меньшиков. Его дублером был Сергей Шарапов – он приблизительно такой же комплекции. На съемках большого замысла Олег Евгеньевич находился лично, а вот на неспециализированном – Шарапов… И вдобавок двойник Меньшикова ложился с Марусей (актриса Виктория Толстоганова) в постель и прыгал в Оку без трусов.
Обращение к дублерам в далеком прошлом практикуется в западном кино, и режиссеры уверяют, что никаких различий в кадре зрители не подмечают.
Массовка
Михалков старался максимально приблизить съемки к настоящим условиям фронта. И иногда актеры из массовки кроме того забывали, что это всего лишь съемки, и выдавали реплики, не прописанные в сценарии, но такие естественные, что кое-какие из них вошли в фильм. К примеру, в одной из сцен в грузовике едут воины с роженицей, их всегда бомбят. Актеры не знают, в то время, когда раздастся очередной взрыв.
И вот кто-то из массовки не выдерживает и в отчаянии кричит: «Господи, в то время, когда же это кончится?!» Прямо как на войне. Очевидно, режиссер покинул эту фразу в ленте.
Фильм «Утомленные солнцем – 2» с бюджетом около 37 миллионов евро стал самой дорогой кинопостановкой в Российской Федерации. А для премьерного показа данной картины 17 апреля 2010 года Национальный Кремлевский дворец намерено переоборудовали в самый большой в Российской Федерации цифровой кинозал. Другими словами «массовка» была обеспечена и на премьере.
В картине имеется пара сцен с многотысячной армией. В них приняло участие практически все население поселка Шушары Пушкинского района Ленинградской области, рядом от которого проводились съмки всех батальных сцен. Рядом, на станции Шушары, снимали сцены на железной дороге. вагоны и Паровозы армейских лет предоставил Центральный музей ЖД транспорта РФ.
И вдобавок помощь в съемке батальных эпизодов оказало Минобороны Российской Федерации.
Съемки фильма велись на шесть камер. Михалков пока не привык к цифровым, исходя из этого снимали лишь на пленку. За время работы над фильмом с 2005 года было отснято 400 километров пленки.
Часть фильма снимали в Германии, где задействовали местных актеров, и сняли в аренду германскую бронетехнику и костюмы. К слову, привлечение западных артистов, как утверждал Михалков, не стало причиной удорожанию ленты. Их платы были кроме того меньше, чем у отечественных актеров.
А основное, что благодаря их участию выросла достоверность постановки «германских» эпизодов.
По окончании выхода в прокат «Утомленные солнцем — 2» подверглись беспрецедентной травле. Либеральная критика обрушилась на Никиту Михалкова и в выражениях не стеснялась. Студия Лебедева сделала на Михалкова фотожабы.
Не пощадили русские журналисты режиссера и по окончании презентации фильма «Утомленные солнцем — 2: Предстояние» на каннском фестивале кино. Не смотря на то, что западные зрители приняли фильм весьма тепло и хлопали в ладоши ему 20 мин..
Была ли это травля завистников, либо творение Михалкова вправду на большом растоянии от совершенства? На данный вопрос сейчас сможет ответить вся страна, взглянув «Утомленные солнцем» на канале «Российская Федерация».
Подготовил Сергей Амроян