Война миров
То, что сделал в конце 19-го века великий британский автор Герберт Уэллс, в противном случае как революцией в мозгах и не назовёшь. Приземлённые и тяжеловесные современники Уэллса и вместить в себя не могли те могучие потоки новой информации, что обрушились на них со страниц книг ультрамодного в те годы фантаста.
на данный момент этим уже никого не поразишь, читывали мы вещи и покруче, и чего лишь за прошедший век ни заметили! Но дань уважения классику научной фантастики современные режиссёры отдают с охотцей. Да и как же этого не делать, в случае если проекты сии в полной мере коммерчески успешны.
Вспомните “Машину времени”, “Остров врача Моро”, “Человека-невидимку”. И вот сейчас – “Война миров”!
То, за что берутся Стивен Спилберг с Томом Крузом, неизменно обречено на успех. Не обошли они своим вниманием и “Войну миров”. Пришло время собирать камни…
Я уже давно не вникаю в содержание кинорекламы. Она редко в то время, когда соответствует настоящему положению вещей. А вот её количество – показатель. В большинстве случаев, он пропорционален количеству положенных в фильм средств.
Данный стоил 130 миллионов.
Строго говоря, Спилберг снимал не по книге Уэллса, а по мотивам его романа. Из этого и время действия, отодвинутое Сейчас, и большое количество чего другого. Но главные мысли британского фантаста перекочевали в картину прямиком, минуя стол сценариста Джоша Фридмана.
О сюжете говорить очень нечего. Главного храбреца кличут Рей Ферриер (его играется вечнозелёный Том Круз). Шебутной таковой юноша (язык не повернётся назвать его мужиком – так молодо он выглядит, не по годам), имеющий от первого брака взрослого уже (лет 16) сына Робби и шестилетнюю дочь Рейчел.
В тот сутки бывшая супруга привозит детей их отцу, а сама укатывает с новым мужем на выходные к родителям. Рею к трудностям не привыкать, они сопровождают его ежедневно, их он вызывает своим отношением к судьбе, к себе и окружающим.
Проходит пара часов, погода портится, на небе сгущаются облака, мир зависает в ожидании грозы. И она приходит. С небес бьёт молния, а грома не слышно.
И всё бы ничего, если бы разряд с немыслимым упорством не бил в одну и ту же точку на земле. 26 раз подряд!!! А говорили, что молния ни при каких обстоятельствах не попадает в одно да и то же место.
Люди взволнованы, люди испуганы. Они стекаются к необычному отверстию на мостовой, как ночные бабочки к источнику света. Знали бы зеваки, какая будущее уготована им в том месте.
Но разве имели возможность они высказать предположение, что пламя, пробравшийся в недра Почвы с бурей, не так долго осталось ждать выйдет наружу тысячами огромных треножников и многократно умножится, сжигая на своём пути все формы жизни, неся разрушения и смерть.
Человечество в панике. Оно наивно считает, что спасение – в бегстве. Бежит и Рей Ферриан. Он – не храбрец, он – папа, его задача – спасти потомство.
А инопланетян пускай уничтожают другие.
Лишь не поразмыслите, что Спилберг прекратил быть американцем и патриотом. Легко в этом случае он снял всецело аполитичный фильм. Тут нет ни локальной, ни глобальной политики, нет лиц, приближённых к власти, нет и обличённых ею.
В кадре лишь люди: простые и не весьма, скорее бедные, чем богатые, скорее тупые, чем умные.
Это демократичное и анархичное кино в один момент. Человек в “Войне миров”, не смотря на то, что и присутствует (в виде личностей, толпы, пушечного мяса), но всё-таки находится на втором месте. На первом – война и связанные с ней события.
Вот их то (событий) куры не клюют.
Фильм стартует со скоростью спринтера и держит собранный темп практически до самого финиша. Ты вытягиваешь шею, и с головой окунаешься в преисподняя, созданный фантазией Уэллса и воссозданный великим Спилбергом. Ты находишься в центре событий, бежишь вместе с Крузом, падаешь, поднимаешься, кричишь… У тебя кроме этого сверкают от возбуждения глаза и двигаются волосы.
Ты опасаешься, ты веришь в то, что видишь, ты желаешь оттуда уйти. Уйти, дабы спастись. Но не можешь.
От этого нет спасения. Да и для чего? Где ещё ты испытаешь подобное? Непередаваемые ощущения! Это дорогого стоит.
Оскароносный собрат Спилберга оператор Януш Камински отработал на наибольшем уровне. По большому счету, в то время, когда великие люди объединяются для одной громадной цели, получается выдающееся кино. Не такое, возможно, кричащее, как “Звёздные войны”, но куда более цельное, прямое и проникновенное.
Круз в который уже раз выглядит молодцом, обретая, наконец, стабильность и переходя в разряд звёзд уже не только по размеру гонорара, но и по уровню совокупного мастерства. Юная Дакота Фаннинг, Тим Роббинс и малоизвестный Джастин Чатвин – вот и все актёры, появляющиеся в кадре более чем на 10 мин.. Остальные – массовка.
Джастин мне не запомнился вовсе, а двое вторых порадовали. Поразмыслить лишь, если бы Дакота прогрессировала такими же темпами, как на данный момент, к двадцати годам ей не было бы равных.
При беглом осмотре в “Войне миров” не обнаруживается заметных недостатков, вот лишь… Концовка по Уэллсу не отвечает масштабу отснятого Спилбергом полотна. Явный контраст между прошлыми 115-ью и последней минутой фильма машинально рождает чувство неудовлетворённости, какой-то недосказанности. Винить в этом режиссёра, думаю, не следует.
Он отправился по пути мельчайшего сопротивления.
Да, время берёт собственное. Оно имеет свойство всецело либо частично старить вещи. Финал “Войны миров” Уэллса, на мой взор, безнадёжно устарел.
Но это не делает ленту Стивена Спилберга нехорошей. Наоборот, картина прекрасна. Ничего лучше в текущем году я не видел.
“Война миров” владеет долгосрочной памятью, а это показатель классности. Она есть катализатором жизненных процессов, зажигает, теребит душу. Ты переживаешь “Войну миров” минимум два раза: сперва в кинотеатре, а позже – в сознании. А пережив, радуешься тому, что это лишь кино.
Кино с громадной буквы!