Воображариум доктора парнаса

Выходит «Воображариум доктора Парнаса» Терри Гилльяма – честный последняя работа и автопортрет режиссёра Хита Леджера, которую за него доделывали целых три актера.

Воображариум доктора Парнаса (2009) / The Imaginarium of Doctor Parnassus

детектив / приключения / фэнтези

Режиссер: Терри ГиллиамВ ролях: Хит Леджер, Кристофер Пламмер, Лили Коул, Эндрю Гарфилд, Том Уэйтс

Воображариум доктора парнаса

По современному Лондону, правильнее по его не самой респектабельной периферии, ездит цугом неказистый древесный ящик на колесах размером с двухэтажный дом. Конструкция иногда раскладывается в мобильную сцену, на которой несколько не внушающих доверия комедиантов в составе нетрезвого дедушки-гипнотизера (Кристофер Пламмер), шустрилы-фокусника (Гарфилд), циничного карлика (Тройер) и девушки с наружностью инопланетной куклы (Коул) пробует развлечь публику «самым необычным шоу в мире» – чем-то средним между цирком, сеансом и вертепом спиритизма. Волшебный дедушка, фактически врач Парнас, несёт ответственность за гвоздь программы – чудесное зерцало, за умеренную плату отправляющее добровольцев в мир их собственных фантазий.

Процветать нехитрому шоу-бизнесу, придуманному, если судить по костюмам труппы, еще в средние века, мешают факторы, из которых складывается интрига фильма. Экономический: клиентами Парнаса оказываются большей частью визитёры местных супермаркетов – британские домохозяйки, лишенные фантазии совсем. Возрастной: врачу ударила тысяча лет – срок, за что кроме того самая творческая работа успевает превратиться в каторгу.

И соглашение с сатаной (Том Уэйтс) – саркастичным типом в котелке, обожающим посоревноваться с врачом в числе людских душ, перетянутых на собственную сторону. Оказать помощь Парнасу переплюнуть черта обязан Тони (Хит Леджер) – загадочный незнакомец, похитивший деньги у русской мафии.

В принципе, те, кого не оставляла надежда, что самое неудачное для Терри Гилльяма десятилетие обязан увенчать, в финише-то финишей, какой-нибудь опус магнум, уйдут с его «Воображариума» в полной мере довольными. Фантазия живописца, стесненная уже не продюсерским идиотизмом, а некоей собственной усталостью (все эти визуальные роскошества мы уже видели в «Преступниках времени» и «Приключениях барона Мюнхаузена») вправду разыгралась не на шутку, притом на фирменном гилльямовском материале.

Во-первых – барочной комедии дель арте со всеми вытекающими из этого аллегориями и символами: волшебными зеркалами, злыми карликами, эзотерическими проходимцами и хитрыми бесами. Во-вторых – ветхом добром цирке Монти Пайтона, в эстетике которого нарисован мир мнимого зазеркалья, куда киногерои иногда заныривают. Образы храбрецов, пускай и при очень грустных событиях, также начинают размножаться по барочной линии: погибшего на протяжении съемок Хита Леджера с громадным энтузиазмом дублируют в зазеркалье Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл.

Путаница, как и положено в барокко, в определенный момент тут появляется ужасная, но, не обращая внимания на избыточное число действующих лиц, сюжетная конструкция – простая головная боль для Гилльяма – оказалась в «Воображариуме» в полной мере устойчивой. Обстоятельство, по которой его опус магнум начинает в какой-то момент трещать по швам, как и мобильный театр врача Парнаса, развалившийся на отдельные подробности, в то время, когда лошади понесли ово целый опор, это, скорее, избыточность задач, поставленных автором перед собственным творением. Так, основная, выстраданная Гилльямом мысль, что живописец – всего лишь ловкий медиум, возбуждающий в головах у зрителя его личные фантастические контуры – обречена на явный неуспех в консьюмеристскую эру «Аватара» /Avatar/ (2009), в то время, когда единственное упрочнение, которое необходимо показать воображению зрителя – это не промахнуться громадными очками мимо.

Неприятная шутка, раздавшаяся по выходе из зала, что в сценах зазеркалья Гилльяму не хватило 3D, совершенно верно схватывает сущность вопроса. Гилльям, большой, старомодный Гилльям, в неспециализированном-то мало поменялся как живописец, испытывая публику той же самой волшебством, что двадцать лет назад. Изменились вероятнее мы, запрыгивающие в то же зеркало уже не с таковой охотой.

Вопрос – в лучшую ли сторону. В мнимой битве дьявольски неудивительного «Аватара» с необычным, но пара пообветшавшим «Воображариумом», чей основной гипнотизер, к тому же, не всегда в хорошей форме, больше душ выясняется на стороне первого. И от этого, положа руку на сердце, совсем не радостно.

Доктор Плюшева и Щенячий Патруль Скай спешит на помощь Играем в доктора Спасение Щенка и Хэлло Китти


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: