Воображариум доктора парнаса
Выходит «Воображариум доктора Парнаса» Терри Гилльяма – честный последняя работа и автопортрет режиссёра Хита Леджера, которую за него доделывали целых три актера.
Воображариум доктора Парнаса (2009) / The Imaginarium of Doctor Parnassus
детектив / приключения / фэнтези
Режиссер: Терри ГиллиамВ ролях: Хит Леджер, Кристофер Пламмер, Лили Коул, Эндрю Гарфилд, Том Уэйтс
По современному Лондону, правильнее по его не самой респектабельной периферии, ездит цугом неказистый древесный ящик на колесах размером с двухэтажный дом. Конструкция иногда раскладывается в мобильную сцену, на которой несколько не внушающих доверия комедиантов в составе нетрезвого дедушки-гипнотизера (Кристофер Пламмер), шустрилы-фокусника (Гарфилд), циничного карлика (Тройер) и девушки с наружностью инопланетной куклы (Коул) пробует развлечь публику «самым необычным шоу в мире» – чем-то средним между цирком, сеансом и вертепом спиритизма. Волшебный дедушка, фактически врач Парнас, несёт ответственность за гвоздь программы – чудесное зерцало, за умеренную плату отправляющее добровольцев в мир их собственных фантазий.
Процветать нехитрому шоу-бизнесу, придуманному, если судить по костюмам труппы, еще в средние века, мешают факторы, из которых складывается интрига фильма. Экономический: клиентами Парнаса оказываются большей частью визитёры местных супермаркетов – британские домохозяйки, лишенные фантазии совсем. Возрастной: врачу ударила тысяча лет – срок, за что кроме того самая творческая работа успевает превратиться в каторгу.
И соглашение с сатаной (Том Уэйтс) – саркастичным типом в котелке, обожающим посоревноваться с врачом в числе людских душ, перетянутых на собственную сторону. Оказать помощь Парнасу переплюнуть черта обязан Тони (Хит Леджер) – загадочный незнакомец, похитивший деньги у русской мафии.
В принципе, те, кого не оставляла надежда, что самое неудачное для Терри Гилльяма десятилетие обязан увенчать, в финише-то финишей, какой-нибудь опус магнум, уйдут с его «Воображариума» в полной мере довольными. Фантазия живописца, стесненная уже не продюсерским идиотизмом, а некоей собственной усталостью (все эти визуальные роскошества мы уже видели в «Преступниках времени» и «Приключениях барона Мюнхаузена») вправду разыгралась не на шутку, притом на фирменном гилльямовском материале.
Во-первых – барочной комедии дель арте со всеми вытекающими из этого аллегориями и символами: волшебными зеркалами, злыми карликами, эзотерическими проходимцами и хитрыми бесами. Во-вторых – ветхом добром цирке Монти Пайтона, в эстетике которого нарисован мир мнимого зазеркалья, куда киногерои иногда заныривают. Образы храбрецов, пускай и при очень грустных событиях, также начинают размножаться по барочной линии: погибшего на протяжении съемок Хита Леджера с громадным энтузиазмом дублируют в зазеркалье Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл.
Путаница, как и положено в барокко, в определенный момент тут появляется ужасная, но, не обращая внимания на избыточное число действующих лиц, сюжетная конструкция – простая головная боль для Гилльяма – оказалась в «Воображариуме» в полной мере устойчивой. Обстоятельство, по которой его опус магнум начинает в какой-то момент трещать по швам, как и мобильный театр врача Парнаса, развалившийся на отдельные подробности, в то время, когда лошади понесли ово целый опор, это, скорее, избыточность задач, поставленных автором перед собственным творением. Так, основная, выстраданная Гилльямом мысль, что живописец – всего лишь ловкий медиум, возбуждающий в головах у зрителя его личные фантастические контуры – обречена на явный неуспех в консьюмеристскую эру «Аватара» /Avatar/ (2009), в то время, когда единственное упрочнение, которое необходимо показать воображению зрителя – это не промахнуться громадными очками мимо.
Неприятная шутка, раздавшаяся по выходе из зала, что в сценах зазеркалья Гилльяму не хватило 3D, совершенно верно схватывает сущность вопроса. Гилльям, большой, старомодный Гилльям, в неспециализированном-то мало поменялся как живописец, испытывая публику той же самой волшебством, что двадцать лет назад. Изменились вероятнее мы, запрыгивающие в то же зеркало уже не с таковой охотой.
Вопрос – в лучшую ли сторону. В мнимой битве дьявольски неудивительного «Аватара» с необычным, но пара пообветшавшим «Воображариумом», чей основной гипнотизер, к тому же, не всегда в хорошей форме, больше душ выясняется на стороне первого. И от этого, положа руку на сердце, совсем не радостно.