«Жизнь и судьба»: повторит ли урсуляк успех «ликвидации»?
14 октября на канале «Российская Федерация» начинается показ сериала «судьба и Жизнь» по одноименному роману Василия Гроссмана. Так вышло, что сценарий экранизации стал последней работой Эдуарда Володарского, ушедшего из судьбы в ночь с 8 на 9 октября. До громкой и долгожданной премьеры он не дожил всего пара дней.
…В то время, когда сотрудники КГБ изымали у Гроссмана его антикоммунистический роман, один из них сообщил: «Эту книгу опубликуют не раньше, чем через 200 либо 300 лет». «судьба и Жизнь», написанная во второй половине 50-ых годов двадцатого века, стала одним из самых громких романов XX века. Говоря о Великой Отечественной войне, Василий Гроссман постарался в собственной книге проиллюстрировать идея о том, что сталинизм и фашизм – два однообразных режима, два брата-близнеца, уродующих людскую сущность.
Очевидно, выйти в Советском Альянсе таковой роман не имел возможности. Но сотрудник КГБ совершил ошибку: книга была опубликована сперва в Швейцарии через два десятилетия по окончании обыска в доме автора, а после этого во второй половине 80-ых годов двадцатого века и в СССР – в издании «Октябрь».
В то время, когда Эдуард режиссёр и Володарский Сергей Урсуляк приступали к работе над сценарием, они сходу решили для себя: показывать кошмары сталинизма их фильм не будет. Соавторы желали снять портрет эры, сделать кино о людях и о войне, о противостоянии свободы насилию и о трагедии советского народа, но опуская идеи Гроссмана о разрушительной силе тоталитаризма.
— Борьба со сталинизмом? Мне это менее всего увлекательного, — говорит Урсуляк. – Бороться со сталинизмом как с явлением – по-моему, безлюдная трата времени. Отечественные сегодняшние неприятности не имеют отношения к Сталину. Сваливать на Сталина все, что нас не устраивает в нынешней судьбе, мне думается, смешно.
С таким же успехом возможно сваливать на Ивана Грозного.
Кстати, Урсуляк не сходу дал согласие браться за работу над сериалом: роман «судьба и Жизнь» казался ему сложным для экранизации, многослойным: в книге довольно много глубоких споров о свободе, насилии, политических режимах, и Урсуляк не воображал, как их снять, дабы удержать зрителя около экрана. Но позже он сделал вывод, что работа над литературой для того чтобы уровня, как роман Гроссмана – презент судьбы, от которого нельзя отказаться:
— Предложение канала «Российская Федерация» экранизировать «арестованную книгу» сейчас возможно расценивать как презент судьбы. То, что один из наибольших каналов страны захотел привлечь интерес зрителей к важной и настоящей литературе, большой и объемной теме – символ изменений, которых в обществе многие ожидают так же, как в перестроечные годы ожидали публикации в Российской Федерации романа Гроссмана.
Ключевую роль – роль физика-ядерщика Штрума, соглашающегося сотрудничать с властями для науки и свободы – в фильме досталась Сергею Маковецкому. Гримеры продолжительно колдовали над его образом, считая, что у актера через чур мягкие черты лица, не соответствующие образу храбреца. Обстановку спас пластический грим, благодаря которому наружность Маковецкого сделали тверже.
Что же касается самой роли, то актер большое количество шутил на площадке, дурачился, но наряду с этим он согласится: Штрум — одна из непростых его работ, а сцена, где храбрец просматривает письмо матери, в котором она, появлявшись в гетто, прощается с сыном, перевернули всю сущность Маковецкого:
— Это поразительно. Это съемки, каковые всю душу вытянули. Я не имел возможности просматривать нормально само письмо, так же, возможно, как и все… Мой храбрец – очень способный ученый, но и гении также время от времени совершают неблаговидные поступки: Штрум совершает собственные поступки под давлением вождя, поскольку тот оказал ему помощь в то время, в то время, когда у моего храбреца, казалось, гибнет дело. Не нужно вывешивать на моего храбреца ярлыки, тем более в наши дни, в то время, когда стерты понятия добра и зла. В моем храбрец имеется преимущество и честь!
Имеется!
По большому счету все актеры в один голос утверждают, что «судьба и Жизнь» — кино, которое вынудит большое количество думать и без того же большое количество плакать.
— В случае если плачешь – значит, ты живой. Это катарсис – и не считая искусства, нет ничего, что может этого дать. Я весьма ценю эти ощущения в жизни и желаю их повторять, по причине того, что в то время, когда эти ощущения от мастерства – а не от судьбы, не дай Всевышний, — то они, само собой разумеется, дают возможность и просветление двигаться куда-то дальше, — думает актриса Полина Агуреева, сыгравшая Женю Шапошникову. – Отечественный фильм непростой, не развлекательный – отечественный фильм со непростыми вопросами, но я весьма надеюсь, что имеется все-таки люди, каковые желают себе задавать непростые вопросы.
Героиня Агуреевой – дама, которая в жизни обожала двух мужчин – мужа, политработника Крымова (Александр Балуев), и военного Новикова (Евгений Дятлов). От Крымова она уходит из-за его непробиваемой партийности, а позже, в то время, когда его арестовывают, стоит в нескончаемых очередях, дабы послать передачку на Лубянку. Позже Женя влюбляется в Новикова, но арестовывают и его, и опять жизнь Шапошниковой преобразовывается в одну нескончаемую очередь:
— Мой персонаж из породы тех людей, которых потрясения не облагораживают, не делают цельнее, а напротив разрушают, — делится размышлениями Агуреева. – Что-то в них, значит, неправильно устроено… Моя героиня остается ни с чем: одного мужчину она не долюбила, а перед вторым не донесла долга… Жизнь этого не прощает, жизнь за это мстит!
Примечательно, что хоть Агуреева и Балуев играются мужа и жену, на съемочной площадке они практически не виделись и виделись всего два раза:
— У нас было мало сцен совместно, — говорит актриса. – Балуев меня целый фильм, а играться совместно нам было нечего.
Кстати, Сергей Урсуляк интригует: Александр Балуев в фильме предстанет в совсем неожиданном образе.
— Форму он в кино носит довольно часто, — говорит режиссер, — но аналогичных характеров ни при каких обстоятельствах еще не игрался.
Сам же Балуев дал согласие играться в картине прежде всего из-за сценария:
— Хорошая литература – большая редкость, и именно это вынудило меня дать согласие на эту работу. А по большому счету я довольно часто снимаюсь в военных фильмах, но война страшна не самими событиями, кроме того не смертями, а тем, что делает с душами людей, как их корежет… «судьба и Жизнь» прекрасно показывает это, и как раз этим завлекает меня.
Согласен с Балуевым и Евгений Дятлов:
— Отечественный фильм не о прекрасных взрывах, не о правдивости входа пули в тело, не о какой-то красоте формы… Понимаете, в некоторых фильмах не редкость так, что отечественные – это такие радостные парни, каковые заряжают с экрана оптимизмом независимо от того, что происходит с храбрецами… Не обожаю эту глянцевость, и слава Всевышнему, что в «судьбе и Жизни» война продемонстрирована таковой, какой ощущаю ее я.
Действительно, прекрасных взрывов в фильме все равно будет предостаточно: над батальными сценами трудился умелый пиротехник Михаил Марьянов, но Сергей Урсуляк подчеркивает: взрывов в фильме будет ровно столько, сколько нужно чтобы отобразить идеи романа:
— Это не выстрелы для выстрелов и не боготня для беготни.
Подводя результат, Урсуляк говорит: у них оказалось патриотическое кино, но патриотизм в его понимании – это любовь к людям, о которых говоришь, любовь к поколению, пережившему войну.
У Сергея Урсуляка уже имеется опыт создания телебестселлеров – сериал он снял «Ликвидация», в котором кроме этого сыграли Маковецкий и Агуреева. Кстати, и Владимир Машков, выполнивший в «Ликвидации» ключевую роль, имел возможность попасть в «судьбу и Жизнь», но режиссер уклончиво согласится, что их жизненные дороги разошлись. Многие выполняют параллели между двумя этими фильмами, но будет ли новая работа Урсуляка кроме этого успешна, продемонстрирует время.
Смотрите фильм «судьба и Жизнь» на канале «Российская Федерация» с 14 октября!
Юлия Шершакова
Инфографика Инны Розовой