Александр. невская битва
Незадолго до выхода фильма «Александр. Невская битва» продюсер и режиссёр Игорь Каленов поведал о ядовитых гадюках, обычаях татар, жанровом кино, католиках и интригах.
Продюсер Игорь Каленов начал производство фильма «Александр. Невская битва» (2008) и еще до начала съемок самой битвы расстался с режиссером картины Алексеем Карелиным, решив ставить картину самостоятельно. Режиссер и сопродюсер в один момент (самое тяжёлое сочетание в кино), Каленов говорит о реконструкторах, ядовитых гадюках, жанровом кино и экранизациях «Вишневого сада».
— направляться ли вычислять ваш фильм римейком «Александра Невского» Эйзенштейна?
— Римейк – это в то время, когда переснимается уже снятый фильм. Воздействие фильма Эйзенштейна происходило в первой половине 40-ых годов XIII века, в то время, когда на льду Чудского озера Александр Невский разбил рыцарей Ливонского ордена. У нас воздействие происходит 15 июля 1240 года, другими словами за два года до этого, в то время, когда Александр Ярославич, юный новгородский князь, нежданно напав на лагерь шведов, разбил их, за что и взял прозвище «Невский».
В случае если выражаться современными терминами, то скорее кино возможно назвать «приквелом».
— Но однако, все равно сравнения неизбежны.
— Вы понимаете, никакого сравнения с фильмом «Александр Невский» тут не может быть. Это по жанру второе произведение. Осознаёте, Чехова в мире ставят чаще Шекспира. какое количество в месяц ставят «Вишневых садов»?
Мы сняли кино про известного полководца, известного князя.
— Из-за чего вы сняли историческое кино как раз на данный момент? Что, мода такая началась? «Монгол» (2007), «1612» (2007)…
— По русской истории снят до тех пор пока что один фильм в последние десять лет. «1612». У нас второй фильм. «Тарас Бульба» (2009) – из украинской истории, а «Чингисхан» – по большому счету вторая история, он завоеватель… а какое количество снимается боевиков? А какое количество снимается детективов?
Пять лет назад не хватало компьютерной разработке, умения… а на данный момент все это показалось. Компьютерную графику у нас делают парни, каковые трудились на «Монголе». Второй момент – на данный момент пара дремал политический пафос. Да и то меня пробуют обвинить в каком-то политическом заказе. А мы легко кино снимаем, причем мы его решаем не в рамках исторической драмы, исторического эпоса, а мы снимаем обычное современное кино, шпионский детектив.
О том, как не легко жилось в Киевской Руси в то время, не только несложному люду, но и князьям. Как были интриги, политическое влияние с востока и с запада, как Александр, юношей взошедший на престол, избежал с одной стороны вторжение татаро-монгол, он договорился с ними, а иначе дал сокрушительный отпор католическим, западном завоевателем.
По-моему это хорошая фигура для кино. Более того, я желаю задать вам вопрос, как киноведу: а из-за чего его до сих пор не сняли?
— Вы сами как для себя решили – Александр хороший либо нехороший? Он убил брата Андрея либо нет? Он реализовал Северо-Восточную Русь монголам либо нет?
— Эти вопросы, само собой разумеется, перед нами находились. Мы не историки, мы не претендуем на то, дабы создать какой-то документ. Мы желали сделать кино о том, какой был человек. Любовь. Приятели. Первое предательство. Первая ревность.
Первые неприятели. Попытка отравления. Его призывают к тому, дабы биться насмерть с татаро-монголами, не смотря на то, что это была совсем тщетная вещь.
светло было, что в одиночку новгородское княжество не устоит и будет всецело разорено. А правильно той войны, которую вели татаро-монголы, любой город, что оказал сопротивление, уничтожался всецело, под корень.
Иначе – католический мир, что предлагал собственный протекторат, и что, помой-му, удачен с позиций экономики, в действительности не делал собственных обещаний. Пара было русских княжеств западных, каковые выполнили эти условия, выгнали татаро-монгольских послов, заявили себя свободными, сохраняя надежду на помощь католического мира, но они ее не взяли и были полностью уничтожены. Мне думается, Александр сделал верный выбор.
А итог – именно то, что мы имеем.
Кроме того на Невскую битву имеется два противоположных взора. Первый – западный. В хрониках написано, что охотничья партия шведских рыцарей была повергнута нападению русских мужиков, каковые пробовали отбить добычу. Второй – русский.
Несметные полчища рыцарей напали на новгородские почвы, и лишь святые Глеб и Борис помогли Александру Невскому победить в данной битве. Действительно, как неизменно, где-то посередине.
— А откуда взялся сценарий?
— Это уникальный сценарий, его написал Владимир Вардунас, мы с ним продолжительно разговаривали на эту тему, по окончании того, как я выяснили жанр – шпионский детектив-боевик – работа отправилась легко. При том, что мы говорим историю человека. Не было ничего лишнего – ни попыток создать эпос, ни попыток выстроить блокбастер на ровном месте.
— А что такое по большому счету блокбастер?
— Блокбастер в первую очередь подразумевает звезду. Жан Рено – французская звезда, которую знают в всем мире. В случае если у вас имеется такая звезда, вы имеете возможность привлечь любое количество денег. Либо у вас имеется произведение, которое знают во всем мире – «Властелин колец», «Гарри Поттер». Либо вы приглашаете Пола Верховена в качестве режиссера – он также звезда.
В отечественном кинематографе сейчас звезд нет. Так что применение слова «блокбастер» не совсем правомерно.
— В вашем интервью приблизительно трехлетней давности вы говорили, что занимаетесь артхаусом и настаиваете на том, что он в отечественных условиях уж по крайней мере не меньше прибылен, чем жанровое кино, а на данный момент вы именно пошли в «крепкий жанр». Обстановка изменилась?
— Мы в течение многих лет были самой громадной студией в Российской Федерации, делавшей арт-кино. Два фильма Муратовой, два фильма Сокурова, каковые представили нашу страну в конкурсе фестивалей в Берлине, в Канне, в Москве. Это таковой непременный атрибут.
Артхаусное кино нужно продемонстрировать в Берлине. Все другое – кино, которое никому не пришлось по нраву, не считая автора и пары кинокритиков, вот его и назвали артхаусом. В случае если фильм тут не осознали, в том месте не осознали – это скорее неприятность фильма, а не публики либо критиков.
И тогда это вправду было выгодно.
А на данный момент уже имеется кинотеатры, имеется совокупность кинопроката, в случае если доверие к русскому кино, которое не всегда оправдывается, но имеется рота примеры – «и» замечательные «9 Дозоры» (2005). на данный момент мне стало весьма интересно жанровое кино. Это отечественный таковой первый важный опыт, не смотря на то, что когда-то в далеком прошлом мы делали «Изюминке национальной рыбалки» (1998).
— Поведайте, прошу вас, про актеров.
— Юные парни, по причине того, что Александру было 19 лет. Соответственно и приятели его были его сверстники по большей части. У меня было пара требований.
Первое – незамыленность в сериалах. Ну неимеетвозможности князь Александр быть узнаваем как Вася Чорт из сериала «5 отделение милиции»-3. Второе – нам бы хотелось, дабы это были более либо менее славянское лица.
Нам нужен был таковой Антон Пампушный и мы его нашли.
— Правда ли, что в массовке у вас были заняты реконструкторы? С этим какие-то анекдоты были связаны…
— Правда. Мы сначала осознавали, что простые студенты-курсанты нам не подходят, не смогут пятнадцать дней биться на клинках в натуральную силу. И мы пригласили реконструкторов. Они фанатично преданы собственному делу, и весьма внимательны к подробностям.
И в какой-то момент, в то время, когда мы пара дней снимали одну и ту же сцену, я внезапно осознал, что людей стало больше. «А из-за чего больше?» «Они приезжать стали». Реконструкторы, выяснив, что снимается такое неимоверное кино под Ленинградом, они стали приезжать – за жильё и еду. Я их всех само собой разумеется поблагодарил, но неимеетвозможности в одной сцене количество людей возрастать.
— Это здорово, само собой разумеется, но у них же совсем другие стандарты безопасности если сравнивать с каскадерами, ну и по большому счету они любители. Это не было проблемой?
— Главные трюки делали опытные каскадеры. Реконструкторы – это второй-третий последовательность массовки. Вы понимаете, мы, как люди разумные, опасались травм, у нас скорая дежурила на съемочной площадке, парни, каковые делали боевые трюки, тренировались пара месяцев. Но на площадке было всего два несчастных случая. Один раз стало не хорошо водителю, а второй, также шофер, отыскал гадюку и стал ее носить и всем показывать.
Конечно она его укусила, его увезли на скорой.
— Давайте поболтаем про деньги. Какой бюджет? Имеется ли национальное финансирование?
— Смотрите: фильм снят при помощи Министерства культуры, за что мы весьма признательны. Второе: я принципиально не отвечаю на вопросы о компьютерной графике и бюджете. Кино – это прекрасный мир. Мне совсем не весьма интересно, сколько израсходовали денег на фильм «Гладиатор» /Gladiator/ (2000). Мне неинтересно, где в том месте компьютерная графика, где актеры, а где каскадеры.
В то время, когда мне продемонстрировали передачу про то, как снимали «Титаник» /Titanic/ (1997), как он тонет – я уже не могу наблюдать данный фильм с тем наслаждением (печальным, драматическим наслаждением), с каким наблюдал смерть корабля.
Необходимо, дабы компьютерной графики было не видно. Это отечественная тайна с артистом. Какая отличие, из-за чего у на актер плачет?
Может мы ему соли насыпали, может, глицерина налили, быть может он в самом деле таковой гениальный и жалеет о смерти собственного товарища.
С бюджетом та же самая история. Допустим, мой фильм стоил 25 миллионов долларов. А большое количество это либо мало?
А вдруг я сообщу, что он стоил 7 миллионов долларов? Это абстрактная цифра, которая фактически никак не отражается на качестве картины. Я вам могу привести кучу камерных картин, каковые собрали огромную кассу. «Свирепые псы» /Reservoir Dogs/ (1992) – семь актеров и гараж. Для зрителей это не имеет никакого значения.
А опытный интерес – я считаю, это какой-то дурной тон стал. «А какое количество у вас копий? А какой у вас бюджет?»
— какое количество копий – это несложный вопрос. Каков будет прокат?
— Прокат будет широкий. А вопросы про бюджет создают нездоровый ажиотаж. Сообщишь большое количество спросят: «ого, где это он их собрал», сообщишь мало – «для чего это наблюдать?».
Пускай зритель оценивает отечественное кино, позволяйте соревноваться качеством фильмов, а не надуванием щек: «Я тут рекламу такую забубенил».
— А рекламу забубенили? Легко у нас же весьма интересно все. Не редкость, что хорошие фильмы проваливаются в прокате.
И нехорошие проваливаются. А время от времени совсем бредовые фильмы становятся фаворитами отечественного проката.
— Все знают: первый уикенд делает реклама, второй – сарафанное радио.
— А третьему не посещать…
— Первый уик-енд будет, а второй – посмотрим, что окажется. Вот это ответственный показатель. Мы делали упор на кинотеатральную рекламу и фактически отказались от наружной рекламы. Ну теряется в данной братской могиле на, допустим, Щелковском шоссе либо на Ленинградке – тут же и тампоны, и шампуни, и фильмы…