Александр. невская битва

 невская

Точно любой, кто наблюдал немеркнущий блокбастер Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” (1938), при взоре на афишу “Александр. Невская битва” думал о римейке. И был неправ. Наличие единого персонажа отнюдь не достаточное условие для аналогичных выводов. А “Ледовое побоище” – не всё то, что принесло славу Невскому Александру.

Невским великого русского князя сделала как раз Невская битва. О которой и обращение.

В первой половине тринадцатого века, России, как такой, не существовало. Удельные княжества были так разобщены, что разрешали иноземцам чинить на территории Великой и Могучей, всяческие мерзости.

С востока Русь поджимала неисчислимая татаро-монгольская орда, а с запада – рыцари Ливонского Ордена, мечом и огнём насаждавшие миру собственную (католическую) веру. Александру Ярославовичу, князю Новгородскому, было в ту пору что-то около двадцати. И должность эту (а она была выборной) Сашка взял не за прекрасные глаза. За силу, мудрость и немереную воинскую доблесть.

Не единожды он давал от ворот поворот бессчётным посланцам Ордена, в различной форме предлагавших князю капитуляцию.

Война со шведами в означенных условиях становилась неизбежной. Да и финал её представлялся очень вызывающим большие сомнения. Подтачиваемое обиженными боярами княжество трещало по швам. Предательство расцветало пышным цветом.

Имели место измены, подкупы, заказные убийства. Смутное было время. Отечество пребывало в опасности.

Но полководческий дар и твёрдый характер Александра разрешили отодвинуть угрозу, победив неприятеля на берегу Невы в устье реки Ижоры в 1240-ом году. Вот об этом новый фильм Игоря Каленова.

Фильм не плохой и не хороший. Помой-му и не содержащий никакой ереси, но и ничем особым не запомнившийся. Воссоздавший воздух тех лет, но не позаботившийся о её адекватном применении. В итоге, вместо полноценной комбинации эра-события-человек мы приобретаем первое и половинку третьего.

Другими словами имеем антураж и более-менее вразумительных храбрецов.

Самый убедительны Ратмир и бояре (актёр Игорь Ботвин), остальные – кроме того не знаю… Чего-то им всё-таки не добывает. То ли образы плоховато прописаны, то ли лишены исторической достоверности. Похоже, этот, больше подсознательный, мотив главенствует в отношении к Антону Пампушному, изображавшему князя Александра. Казалось бы, всё верно делает Антон, но не чувствуется в его храбрец того масштаба личности, что отличает людей великих от в полной мере простых.

Как то было у Эйзенштейна с Николаем Черкасовым. Вот в том месте Невский был ого-го! Глыба!

Не обращая внимания на все интриги, что плетут около князя его недруги, и ответные шаги властителя, сюжетная канва выясняется далекой от насыщения. Картина легковесна, и ей очевидно не достаточно энергетики. А батальным сценам – количества, импровизации и мощи.

Динамический всплеск в концовке скоро меркнет и не приносит ни наслаждения, ни удовлетворения. Через чур уж буднична “Невская битва”: без символики, риторики, без фанфар.

А ещё смелое кино…

Александр. Невская битва


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: