Андалузский пес
Сюрреалистический короткометражный немой фильм «Андалузский пес» вышел во второй половине 20-ых годов XX века, но и сейчас есть классикой авангарда. Испанский режиссер Луис художник и Бунюэль Сальвадор Дали создали не просто новаторскую для собственного времени ленту, но и заложили фундамент новому жанру в лишь зарождавшемся кинематографе.
В картине по сути нет сюжета как такового, а хронология фильма достаточна разрознена. Обстоятельство тому видится в базе фильма — создатели картины, говоря современным языком, экранизировали собственные сны, со всеми вытекающими последствиями: нет определенного начала, кульминации, открытых смыслов. Повествование в «Псе..» подчиняется только снам Бунюэля, в которых сцены изменяются, не соответствуя рациональной логике.
Уже с самой первой секунды этого зрелища появляется чувство чего-то непонятного, чувство постоянной тревоги и скрытого ужаса. Аудитория попадает совсем в другой мир — вселенную чужого, больного сна.
«Андалузский пес» — картина, которую направляться, обращая внимания на происходящее на экране, не пробуя наряду с этим искать глубинные смыслы. Воздействие начинается с уже ставшей хорошей сценой разрезания людской глаза, по окончании чего женское лицо мистическим образом трансформируется в собачью морду — андалузский пес приходит к зрителю и уже не отпускает его до конца сеанса.
Потом ужасный последовательность сновидений демонстрирует воистину пугающую череду сцен и образов, призванных усилить чувство от ленты: отрубленная рука среди улицы; бурлак с двумя роялями, в которых пара мертвых ослов и священник; ладонь, с выползающими из нее муравьями… Трактовка снов у каждого человека собственная — соответственно, режиссер предлагает зрителям самостоятельно расшифровать данный кинематографический ребус, самим сконструировать на 17 мин. (время, которое продолжается фильм) собственную систему ценностей, создать собственный неповторимый мир.
Игра актеров поражает своим реализмом, а операторская работа может принимать во внимание образцовой и для современных работников данной профессии. Что касается музыкального оформления, то звуки были добавлены в ленту только в первой половине 60-ых годов двадцатого века; Бунюэль посчитал, что лучшим саундтреком к картине будет опера Вагнера «Изольда и Тристан», и два аргентинских танго (к слову, эта музыка сопровождала показ фильма на премьерных презентациях).
«Андалузский пес» есть абсолютным шедевром, необходимым к просмотру всем киноманам, и психоаналитикам и начинающим психологам. Маленькая короткометражка стала броским явлением в кино; это лента-обморок, которая спустя десятилетия не отпускает зрителя, как не отпускает его образ собачье морды — андалузского пса.
По данным: http://fb.ru/article/105083/pochemu-film-andaluzskiy-pes-vyizval-u-zritelya-esteticheskiy-shok