Аватар из средиземья
Обзор зарубежной прессы по фильму «Хоббит: Пустошь Смауга»
Люди обожают раздавать ярлыки – «успех», «провал», «шедевр», «разочарование», «сюрприз». Штампы видятся нам на каждом шагу, и одной из актуальных наклеек Сейчас стало слово «инновация». Это весьма эргономичное понятие везде применимо – звучит красиво, значение его знают не все, сфера потребления безмерно громадна, и прячется под ним что-то свежее.
Но не все, что содержит слово «инновация», возможно назвать по-настоящему новым, и тем более не все инновации становятся революциями и прорывами в собственной области.
Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»
История кинематографа знает много переворотов – введение звука, появление цвета и тому подобное. За последние три года мир кино пережил две революции, громкую и негромкую. Первую провернул маэстро Джеймс Кэмерон, вторую, с меньшим апломбом, – Питер Джексон.
Про инновации Джеймса Кэмерона вы уже замечательно понимаете, их в далеком прошлом во всех красках обрисовали: 3D, новая техника съемки, идеально прорисованный мир Пандоры Про второй пересмотр киноканонов вы совершенно верно слышали – что-то про формат 48 fps, в котором снята трилогия «Хоббит».
Что такое 48 кадров в секунду и с чем их едят? Это режим съемки, при котором возможно добиться более ровного изображения, – раньше данный способ употреблялся для «слоу-мо», но сейчас он может войти в постоянный режиссерский арсенал. Никакого подергивания картины, четкость выше, динамики больше, экшен-сцены живее. В прошедшем сезоне тема уже поднималась и какой-то однозначной оценки не взяла.
В этом случае обстановка та же, исходя из этого дискуссия возобновилась.
Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»
С неспециализированным впечатлением от фильма в стане критиков ясно, как правило отзывы выглядят приблизительно так (Peter Bradshaw/The Guardian): «”Пустошь Смауга” – это энергичное, захватывающее и поражающее приключенческое сказание. Заряженное кино для субботнего утра – загадочное, причудливое и радостное; как раз веселием Питеру Джексону удалось отделить трилогию “Хоббит” от монументального и важного “Властелина Колец”».
В общем, придя в кино, вы не пожалеете израсходованных времени и денег (если не станете сравнивать каждую сцену с «Властелином Колец») – весьма интересно, задорно, увлекательно, разве что длинно
«Пускай события в “Смауге” разворачиваются стремительнее, чем в первой части, фильм все равно думается затянутым. Я все еще считаю, что история Хоббита имела возможность уместиться в одну трехчасовую картину», – написал Ричард Репер (Richard Roeper/Chicago Sun-Times).
Самые привередливые критики высказали собственный «фи» только вследствие того что не заметили ничего нового и не дождались развития характеров храбрецов, которых им продемонстрировали в первой части.
Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»
«Джексон через чур увлекся собственными цифровыми игрушкам и, в отличие от “Властелина Колец”, не придал своим персонажам того важности и внимания. Например, Блума, что возвратился к роли, сделавшей его известной. Он все равно выглядит сухо и похож на робота. “Пустошь Смауга” всецело сконцентрирована на четко проработанных CGI-эффектах», – осталась неудовлетворенной Рене Родригес (Rene Rodriguez/Miami Herald).
Возвратимся к этим самым CGI-эффектам, о которых все не умолкая говорят. В каком же все-таки формате наблюдать «Хоббита», 24fps либо 48fps? Четкого ответа нет, ищите разгадку в собственной тяге к опытам и новенькому.
«Данный замечательный, напичканный экшеном приключенческий фильм побеждает благодаря ощущению, что все разгонится еще посильнее, и нескончаемому потоку 3D-восхищений, кульминация которых приходится на битву с огнедышащим драконом», – пребывает в эйфории как от сюжетной линии, так и от визуальной составляющей Джастин Чанг (Justin Chung/Variety).
«Мой совет фанатам “Хоббита”: в обязательном порядке посмотрите вторую часть, но смотрите ее, как я – в 3D и на обычной частоте в 24светло синий. Фильм демонстрируют в так именуемом High Frame Rate 3-D с частотой 48 кадров в секунду, но тогда лента больше похожа на компьютерную игру, а не на кино», – высказался Джо Моргенштерн (Joe Morgenstern/The Wall Street Journal).
Как видите, взглянувшие «Хоббита» опять разделились на два лагеря: пуристы, ратующие за 24 fps, и менее консервативные зрители, принявшие ускоренное вдвое изображение.
«Мы жили с 24 fps 9 десятилетий – и не вследствие того что это наилучшая скорость для фильма (ни за что), а вследствие того что это самый недорогой метод снять картину по минимальным приемлемым стандартам, принятым еще в 1927-м, – защищается Питер Джексон в Facebook. – Пуристы осуждают картину за недостаточную “размытость” и отсутствие мерцающих артефактов, но вся отечественная съемочная несколько, в основном это пуристы, сейчас новообращенные. Вы скоро привыкните к новому изображению, и оно станет более жизненным, более комфортным к просмотру. Это напоминает мне момент, в то время, когда я поменял собственные виниловые пластинки на цифровые CD».
В действительности создается чувство, что Питер Джексон принялся вершить революцию не на том фильме. Во-первых, «Хоббита» все сопоставляют с монументом всемирный культуры «Властелином Колец», которого в 48fps, согласитесь, представить весьма сложно – целый шарм бы потерялся. Во-вторых, жанр фэнтези как-то располагает к внешней потертости, к той самой легкой размытости и дрожанию 24 fps.
Значительно лучше удвоенная частотность смотрелась бы, скажем, на «Аватаре». Фактически, гадать не требуется – когда Средиземье сойдет с киноарены, Пандора, к слову, переехавшая на съемки в Новую Зеландию, займет рождественскую нишу «Хоббита». Фильмы новой трилогии Джеймса Кэмерона выйдут в 2016, 2017 и 2018 годах, и режиссер собирается снять их в формате 48 fps.
Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»
«Мы вырвались вперед в применении 3D с “Аватаром”, сейчас Питер делает то же самое с “Хоббитом”. Дабы добиться изменений, необходимо пойти на храбрый поступок», – сообщил Джеймс Кэмерон.
Кэмерон не опасается жестко осуждать тех, кто, согласно его точке зрения, бесталанно применяет кинематографические разработки и сует 3D куда ни попадя. Но новатора Джексона он всецело поддержал: «3D – это окно в действительность, а с высокой частотой кадров мы можем извлечь из этого окна стекло. По сути, это и имеется действительность.
Вправду впечатляюще».
«Это громадный ход для киноиндустрии. Смиритесь, сейчас мир кино разделился на до и по окончании “Аватара”», – писал в 2009 году Шон Леви (Shawn Levy/The Oregonian).
на данный момент мы замечаем схожий процесс, но не столь быстрый, как при с Пандорой и На ви. Может сложиться так, что Питер Джексон станет мятежником, начавшим технологическое восстание, а Джеймс Кэмерон доведет начатую революцию до конца.
Вторая часть трилогии «48 fps: Начало» правильнее «Хоббит: Пустошь Смауга» стартовала в кинотеатрах в прошлую среду, 18 декабря. В Российской Федерации насчитывается всего 124 кинотеатра, показывающих приключения Бильбо Бэггинса в режиме высокой частоты смены кадров, – да, кое-какие города сделали выбор в пользу 24 fps за вас.
Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»
Бонус для любителей любопытных фактов: В кое-какие кинотеатры США фильм в формате 48 fps 3D доставили на переносном твёрдом диске, что был закодирован. Изначально получатели не знали шифра, чтобы очень предприимчивые личности не скопировали «Смауга» либо не взглянули его раньше времени. Код раздавался за день до релиза.
Театральная 3D-версия «Хоббита» в формате 48 fps «весит» 639 гигабайт.
Второй вариант, что предлагался кинотеатрам, – скачать фильм по особой защищенной ссылке, но тогда бы процесс затянулся больше чем на 24 часа. Учитывая то, что для 3D требуется 96 fps (по 48 на глаз), любой кадр достигает в размере 0,66 мегабайт.