Август. восьмого
Российский блокбастер на злобу дня
Август. Восьмого (2012)
драма / война
Режиссер: Джаник ФайзиевВ ролях: Светлана Иванова, Максим Матвеев, Егор Бероев, Владимир Вдовиченков, Александр Олешко
Август, значит, 2008 года. Юная мать Ксения отправляет семилетнего сына под Цхинвал в деревню к родителям бывшего мужа, а сама пакует бикини, дабы ехать в Сочи с потенциальным будущим мужем. Но мать Ксении некстати гуглит обстановку на осетинской границе, ухажер некстати хамит, и в итоге женщина летит за сыном в город, на что весьма некстати нападают грузинские агрессоры.
Кадр из фильма
Новый фильм Джаника Файзиева заклеймили разве что не сурковской пропагандой еще задолго до его выхода в широкий прокат. И растревожиться в действительности было от чего, поскольку из 18 миллионов американских долларов, что были израсходованы на съемки фильма, добрая половина поступила от страны – больше, чем взял какой-либо второй «дотационный» кинопроект 2010 года запуска. Добавило огня и минобороны, снабдившее киношников 30 единицами боевой техники и 1500 военного массовки.
Наконец, не в последнюю очередь беспокойства вызывал публицистический и к тому же совсем свежий сюжет – в Грузии фильм, понятное дело, не продемонстрируют. Не смотря на то, что лента стала, в общем итоге, третьей на заданную тему.
Кадр из фильма
Но при всем наряду с этим клеймить госкиношный продукт – практически неудобно. Один лишь длиннющий фэнтезийный сиквенс, что открывает ленту, уже выставляет его авторов совсем беспомощными. Как перед шутками о человекообразных боевых роботах, каковые, как узнается, в действительности защищают российские границы, так и перед конструктивной критикой за недорендеренную 3D-графику. Так как привычная к пиксаровским, а заодно «майклбэевским» творениям публика просто не сможет ее качества не подметить.
Ясно, что отечественные колдуны лишь обучаются, но проект вышел и без того «неудобным» по десяти миллионам других пунктов, дабы выпрашивать скидку еще и на это.
Кадр из фильма
Вышеупомянутых пунктов – выбирай, не желаю. К примеру, просто не может не смутить собирательно-мужественный Вдовиченков в роли президента, что обязан принимать непростые ответы в сложной обстановке. И снова же ясно, что выход главнокому в далеком прошлом уже записан в «необходимый комплект» для любого западного фильма про страну/мир/честь в опасности.
Но в варианте отечественном (и особенно в то время, в то время, когда медиа переполнены разнообразные агитками взаправдашних кандидатов на то самое кресло) выход данный выясняется чем-то сродни выходу на трибуну. И плеваться ли тут либо все-таки хлопать в ладоши – снова же выбирает любой сам.
Кадр из фильма
Не смотря на то, что «Август…» – не первый фильм, что снимали на национальные деньги и с патриотическими установками, именно он высказывает внешнеполитический курс современной власти четче всех собственных предшественников. Однако Файзиев, думается, в полной мере честно старается свести эту «программную» часть к минимуму, а основной упор делает на военную драму с людской историей посредине. Политической агитке он противопоставляет мать, что отказывается погибать и упрямо чешет через оккупированный город к собственному мелкому сыну – архетип, каким мастерство пробавлялось еще задолго до появления кинематографа. По большому счету же, по части мелодрамы авторы «Августа…» четко следуют голливудским книжкам для сценаристов. (Наглядный пример того, что часть бюджетных денег вправду ушла на гонорар американцу Майклу А. Лернеру, в прошлом армейскому обозревателю Newsweek и Los Angeles Times.)
Кадр из фильма
По большому счету, позавчерашность самой истории так комфортно высвободила авторов от необходимости что-либо растолковывать и разжевывать, что на сценах начального обстрела Цхинвала возможно и вовсе легко вообразить, словно бы бы это Фантомас разбушевался, комета пролетела либо, по большому счету, нет-никакого-покоя-от-этих-инопланетян. В общем, некоторый слишком общий интервент, чья основная функция – терзать дам, стариков, детей, а с ними и зрительские сердца.
Кадр из фильма
И в то время, когда съемочная несколько забывает про роботов и про идеологию, фильм превосходно себе трудится как чувствительный экшн с ловкими съемками, приятными лицами и выразительными деталями, где к месту приходятся и выделенные министерством единицы техники, и обнажённые коленки основной героини, и артист Матвеев, что целых два месяца обучался отдавать распоряжения на спецбазе МВД.
Кадр из фильма
А в то время, когда же камера выхватывает необутую, в одном носке ногу зарубежной репортерши, что бежит данной ногой от вражьих снарядов да по острым камням, то внезапно и вовсе думается – а ведь все могло быть совсем в противном случае. Ну либо не имело возможности. Каждому известный со своей баррикады.