Боевой конь
«Боевой конь» – смело и тонко снятый домашний фильм в лучших традициях Голливуда. Предупреждаем: любите вы лошадей либо нет, в любом случае захватите с собой в кинотеатр не меньше четырех носовых платков
Боевой конь (2011) / War Horse
война / драма
Режиссер: Стивен СпилбергВ ролях: Джереми Ирвин, Питер Муллан, Эмили Уотсон, Нильс Ареструп, Дэвид Тьюлис
Англия, год 1914. Паренек из Девона по имени Альберт Нарракотт (Ирвин) укрощает и объезжает норовистого крестьянского коня, которому дает кличку Джоуи. Между животным и человеком появляется привязанность. В то время, когда наступают тяжелые времена, Джоуи реализовывают в английскую кавалерию, и начинаются его приключения во Франции, на полях сражений Первой Мировой.
Альберт отправляется на поиски приятеля.
Кадр из фильма
В 2012 на призы будут претендовать сходу пара фильмов, которые связаны с историей кино. «Артист» Мишеля Хазанавичуса возвращает нас в 1927 год, прославляя великолепие немого кинематографа и показывая, как все изменилось с приходом звука. Воздействие «Хранителя времени» Мартина Скорсезе происходит в 30-е годы прошлого века, но главные темы фильма – рождение кинематографа, появление осветительных устройств и волшебство Жоржа Мельеса.
В «Боевом коне» Стивена Спилберга нет прямых упоминаний о киноискусстве, но пускай вас это не смущает: это фильм о традициях кинематографа. В собственном первом фильме под руководством Диснея в качестве режиссера Спилберг обратился к эстетике финиша тридцатых и сороковых годов XX века и снял картину, которой имел возможность бы гордиться сам дядюшка Уолт.
Кадр из фильма
В случае если «Тинтина…» подпитывало восторг Спилберга возможностью сообщить собственное слово в области новых кинотехнологий, то в «Боевом коне» режиссер возвращается к своим корням, к фильмам, которыми он упивался в кинотеатре собственной молодости «Кива» в Финиксе. Но это отнюдь не примитивная стилизация.
Само собой разумеется, Спилберг находится на одной волне со собственными кумирами, среди которых Джон Форд, Дэвид Лин, Фрэнк Капра, Виктор Флеминг и многие другие, но он не просто подражает им – он трудится в традициях ветхой школы, изменяя эти традиции при помощи собственной кинематографического интеллекта и пробивной живости. Быть может, «Боевой конь» не поднимется в один последовательность с его более сложными лентами, такими, как «Спасение рядового Райана» либо «Мюнхен», но его режиссура виртуозна, профессионализм его создателей безукоризнен, актерская игра красива. В следствии фильм захватывает, тревожит и пробуждает в зрителе нежность. Таких открыто милых лент Спилберг по окончании «Инопланетянина» еще не снимал…
Кадр из фильма
Положив в базу сценария любимый детьми роман Майкла Морпурго, написанный в первой половине 80-ых годов XX века, и созданную по его мотивам пьесу Ника Стаффорда, постановка которой в Национальном Театре Лондона удостоилась множества хвалебных отзывов, Спилберг очень сильно рисковал. Главные составляющие безыскусны и в далеком прошлом уже вышли из моды: эмоциональная связь между мальчиком (в исполнении Ирвина данный крестьянский паренек наивен, как будто бы Люк Скайуокер) и его питомцем, ферма, которой угрожает разорение, взросление, животное в опасности.
Но сценаристы и Спилберг Ли Ричард и Холл Кертис так верят в эти идеи, что все это полностью не думается примитивным. В фильме нет постмодернистских трюков, но нет и намека на какую-то неловкость либо смущение по этому поводу – лишь полная уверенность в том, что прошедшие диагностику временем повествовательные приемы сработают, как и должны.
Кадр из фильма
Режиссер изменяет магистральную линию повествования – у Морпурго о собственных приключениях говорит сам Джоуи, Спилберг же не стал доверять коню функции рассказчика – и выстраивает ее заново. Он сохраняет милую интимность пьесы, придавая наряду с этим сюжету эпический размах, столь характерный для громадного экрана.
Масштаб армейских сцен в «Боевом коне» огромен: неожиданная кавалерийская атака англичан, которую возглавляет майор Стюарт (Бенедикт Камбербэтч), начинается из высокой травы (наряду с этим необычным образом вспоминается наступление рапторов в «Затерянном мире»), и после этого конная лавина неудержимо, в стиле Дэвида Лина, разливается по открытой местности. В то время, когда воздействие перемещается на Сомму, Спилберг швыряет вас лицом прямо в хаос и грязь нейтральной полосы, но наряду с этим не повторяется.
В отличие от «Спасения рядового Райана», где динамизм достигался при помощи трясущейся камеры, тут война продемонстрирована не только глазами английских солдат. Подобные эпизоды чередуются со сценами, снятыми более формально, со стационарной камеры, и эти моменты – от мастерски смонтированных больших замыслов взрывов силуэтов воинов на фоне вспышек взрывов до врезающейся в память сцены набега в германский бункер, бескровной, но полной напряжения, придают всему происходящему чувство грандиозности.
Режиссер не ставит себе задачу ошеломить зрителя, но в фильме продемонстрирована не только тщетная жестокость войны, но и тот поворотный момент военной истории, в то время, когда кавалерию сменяли сражения механизмов. Джоуи может какое количество угодно сигать через танки, как будто бы через известное страшное препятствие Бичерз-Брук на скачках в Эйнтри: в «Боевом коне» все равно четко слышен негромкий похоронный звон по устаревшему методу ведения войн.
Кадр из фильма
Но «Боевой конь» – это не только благоговейный трепет и шок перед кошмарами войны. Фильм полон типично спилберговских нюансов и оригинальных находок: начальный кадр снят как отражение в глазу лошади, полковое знамя делается впечатляющим лейтмотивом повествования, стратегическое значение получает колесо ветряной мельницы… Поклонникам наглых переходов от одной сцены в другую а-ля «Тинтин…» рекомендуем не пропустить наплыв, в котором на мгновение думается, что Альберт и Джоуи прокладывают путь через вязание Эмили Уотсон.
Учитывая тот факт, что плодами сотрудничества Спилберга с оператором Янушем Камински, в большинстве случаев, являлись потрясающие размытые образы, «Боевой конь», быть может, окажется их самым эффектным фильмом. Дорогая зеленая Англия еще ни при каких обстоятельствах не была столь милой и зеленой, кавалеристы ведут собственных скакунов через пылающие закаты Европы… Но в работе Камински имеется некая холодноватая деликатность: его кадры вызывают у зрителя настоящие и сильные чувства, наряду с этим ни при каких обстоятельствах не переступая грань сентиментальной слащавости.
Кадр из фильма
Шляпы долой перед Файндером, жеребцом конезаводчика Бобби Ловгрена, в главные драматические моменты фильма изображавшим Джоуи.
Роберт Эммс, сыгравший соперника Альберта Дэвида Лайонса, в театральной постановке играл роль самого Альберта.
Эпизоды на нейтральной полосе снимались в Уизли, в двух шагах от паба из «Американского оборотня в Нью-Йорке».
Дабы уменьшить вес сабель, употреблявшихся в сцене кавалерийской атаки, их делали из бамбука и позже хромировали.
Собственной волшебством театральная постановка во многом была обязана необычному мастерству кукольников, оживлявших лошадей. Не обращая внимания на то, что Спилберг не мог применять подобный сценический прием, ему все же удается каким-то образом поведать всю историю с позиций животного.
По окончании долгих вступительных сцен в Девоне, в то время, когда формируется тесная связь между конём и мальчиком, Джоуи отправляется во Францию, где мы вместе с ним и остаемся в течении фактически всего фильма. Вследствие этого создается чувство, что, на фоне значимости фигуры Альберта в первом акте, его армейским приключениям не уделяется достаточного внимания.
Спилберг мастерски управляется со собственными четвероногими актерами – одновременная реакция косяка лошадей на усыпление их товарища снята легко гениально; то же самое возможно сообщить и о необычно милой истории дружбы Джоуи и его «однополчанки» Топторн. Но дело тут не только в актерских качествах животных. Затем фильма Спилберг делается в один последовательность с этими великими мастерами снимать лошадей, как Джон Форд и Акира Куросава.
Искусные перемещения камеры оказывают помощь выразить «эмоции» животного. Сцены, где Джоуи, утративший седока, прыгает по лесу либо с грохотом проносится в ночи по траншее на нейтральной полосе, ясно сняты с движущейся тележки. Как раз в таких ситуации творчество Спилберга, работа камеры, милая музыка Джона Уильямса, эмоции и искусство рассказчика сливаются в единое целое, и появляются сцены, выполненные воодушевления.
Кадр из фильма
Джоуи переходит от Альберта к капитану Николлзу, воплощенному хорошему юноше, роль которого играется Том Хиддлстон, от двух братьев-немцев (Дэвид Кросс, Леонхард Кэроу) к умиращей девушке-француженке (Селин Букенс) и ее деду (Нильс Ареструп, играющий эту роль с добропорядочной солидностью), а после этого к германскому конезаводчику (Николас Бро)… В промежутках между атаками кавалерии Спилберг находит место и время для людских взаимоотношений между персонажами: дискуссия о стоимости шелковой шапочки, фантазии юного воина об итальянских девушках и, как вершина всего, забавный и милый диалог на нейтральной полосе между уроженцем Северной Англии и германским воином, каковые натыкаются друг на друга, пробуя оказать помощь Джоуи, запутавшемуся в колючей проволоке.
Кадр из фильма
Фильм не назовешь совершенством: весьма хотелось бы побольше определить о некоторых броских персонажах. Справедливо да и то, что картине не повредила бы некая компактность, а если вы не разделяете эстетические его взгляд и концепции режиссёра на мир, фильм вряд ли вынудит вас поменять собственный вывод.
И все же Спилберг владеет неким сверхъестественным бесплатно предугадывать, чего желает его аудитория: быть может, в эру кризиса и неопределённости несложной рассказ о крепкой дружбе, преисполненный столь старомодного ощущения надежды, – это именно то, что отыщет отклик в сердцах людей. мужественная искренность и Горячность «Боевого коня» противоречит с легкомысленной иронией отечественного времени, но в конце, в то время, когда фильм завершается под небом, как будто бы забранным из «Унесенных ветром», делается совсем ясно, что Спилберг не сфальшивил ни единым словом.