Братья карамазовы
В эфир Первого канала выходит «Братья Карамазовы» – аккуратная экранизация Достоевского, на которой у зрителя таки толкнет не очень приятно в груди.
Братья Карамазовы (2009)
драма
Режиссер: Юрий МорозВ ролях: Сергей Горобченко, Анатолий Белый, Александр Голубев, Сергей Колтаков, Дина Корзун
Хватит уж криков. Прекратим биться о полное собрание сочинений любого классика при известии об очередной экранизации. Все, не смешно. Снимали и будут.
Наблюдали и наблюдают. По окончании «Тараса Бульбы» (2009), на которого зритель повалил как на «Мадагаскар» /Madagascar/ (2005), безтолку искать каждые мотивы, не считая почтительного, восторженного, уязвленного. Просмотр классики по телеку – это как парад на 9 мая, ворчат и гордятся, ворчат и гордятся.
Не хочется давать спойлер, но это история о том, как четыре брата: незаконный эпилептик, литературный работник, монашек-отставной военный и послушник в диком пароксизме любви, собрались по различным предлогам в доме вертко-философствующего папаши, по-русски четко и мгновенно могущего оправдать любое собственный скотство. Замешаны: красивые женщины возраста и разного темперамента, включая калеку, ребёнка и святую блудницу. Все словесно пикируются, время от времени дерутся, уступают любовь и отнимают ее.
Ищут смыслов и бога. Быстрый труп неизбежен. Как неизменно, Достоевский не обманывает продюсеров и ожиданий сценаристов.
Предварим вероятный скепсис. Чего ворчать на Юрия Мороза («Каменская», «Апостол»)? Он вменяемый, опытный и почтительный режиссер.
Лит-фанаты не меньше отъявленные отморозки, чем футбольные, так пускай они хоть рассекут кулаки о шестой и седьмой том ПСС, но признают, что кастинг в меру неожиданный и оправданный. Да, забрать Горобченко на Митю было неочевидно, но его так как огнем горит Горобченко, и лицо его как пианино в том месте играется. Белый-Иван, думается, неоспорим, Голубев в роли Алеши бледноватый, но ясно, что по типажу как влитой был, Колтаков – Карамазов-старший несёт ответственность за всю пресловутую достоевскую полифонию.
Его перфоманс сравним с массажем головы, в то время, когда, думается вот-вот и начнут массировать и мозг («А я тебя, Алеша, и без коньячка обожаю!…»). Деревянко так подходит на Смердякова, что кроме того фитилек притушил. Девушки хороши легко все, скопом – и Исакова, и Лядова (Лядова все равно хуже), и Шалаева (прелестная, но заигрывается) и Корзун и все-все. Ритм пробует угнаться за книгой, действительно, прихрамывает.
Музыка Энри Лолашвили (сериал «Ликвидация») без выдумок похожа на само понятие «симфоническая музыка» и отсылает к советской традиции, в то время, когда сериалы снимали на столетия. Кадры то белеют снегами и рафинадными церквями, то зеленеют громадной травой-муравой, Российская Федерация тут такая чистая, замечательная и сытная, что хоть туристов в такую страну зазывай. Не смотря на то, что нет, по данной траве бегают такие неадекватные люди, что всевышний с ними, с туристами.
Да, Достоевский, как автор, которому всю жизнь были серьёзны заработки и тиражи, просится на телеэкран. Сотня персонажей, диалоги и километровые монологи, воздействие как перестрелка, философия, теология, кровища, возмутительное поведение. Это гора фастфуда, которая сперва выясняется высокой кухней, а позже по большому счету не едой, а прельщением.
Под излишеством и внешним месивом неизменно строгая структура, и тут существует уровень, где не персонажи, а сознания и отдельные точки зрения бьются между собой без победы либо поражения. Ритуальный поединок, демонстрация, и в финише-финишей публичное харакири идеи, в случае если разрешено так сообщить. А без всего этого был бы лишь многословный автор, у кого сюжеты бойко закручены, а рассуждения к ним неосторожно приклеены сбоку.
И дабы экранизировать того, недоступно-великого Федора Михайловича, мало больших-буйной травы и крупных планов. А также хорошей актерской игры мало. Но сообщить тут слова «отсутствие киноязыка» (в смысле перевод плана в адекватную, но уникальную визуальную форму при независимом ритме повествования) все равно, что принародно икнуть, либо ляпнуть, что раньше все было лучше, включая зеленую траву.
Но у зрителя может кроме того не на Великом Инквизиторе, а на словах «…и цыпленочку» все-таки не очень приятно толкнет в груди, и целый данный достоевский шум оживет и зазвучит у него в голове, и за такую возможность возможно сообщить благодарю. И останется только признать, что «Карамазовы» – отечественная гордость, а экранизации – отечественная данность.
Премьера «Братьев Карамазовых» состоится 27 мая в 21:30 на Первом канале. Подробнее.