Человек человеку волк, а зомби зомби — зомби
Фото: www.kinopoisk.ru
Этим текстом Кинократия запускает новую рубрику Вечер тяжёлого дня. Раз в неделю по будням — значительно чаще по вторникам (но не обязательно) — мы будем радовать вас рецензией на какой-нибудь ветхий фильм, что прекрасно взглянуть дома по окончании работы. Начнем с самой подходящей картины для тех, кто сейчас по тем либо иным обстоятельствам почувствовал себя в окружении зомби.
Хорошо и негромко: В нашем мире я больше не ощущаю себя как дома
В то время, когда Дэнни Бойл — к тому времени уже снявший лихую тёмную комедию На игле (превосходный сиквел на данный момент идет в отечественном прокате) — решил обратиться к одному из самых дурных ответвлений кинематографа, многим показалось это минутной блажью скучающего молодого мастера. Кому, дескать, по большому счету нужен зомби-хоррор в XXI веке? Каким-нибудь любителям трэша? Пожалуй.
Но мы-то — не они.
Под такие рассуждения 28 дней спустя в далеком 2002-м стартовали в кинотеатрах. И собрали армию поклонников со скоростью столь же впечатляющей, что и скорость местных зомби. Да — задумка сделать зараженных стремительными была без шуток потрясающей.
Не в пример морально устаревшим, передвигающимся медленно андедам Джорджа Ромеро и его эпигонов, ходячие (вернее, бегущие) Бойла пугали по-настоящему. Оказались нежданно, нападали быстро, инфицировали за считанные мгновения. И все это — на фоне грандиозных, выверенных до миллиметра декораций опустошенного ужасным вирусом Лондона. А как в том месте взрывалась бензоколонка…
Красота!
Кровавый четверг: В тени — мистические последствия революции в Иране
Но, кое-что у Ромеро британец все-таки перенял. Он сумел высказаться о социальных проблемах в рамках жанрового кино. Причем сумел сделать это четко и емко. Без высокомерных монологов, без ненужных сантиментов.
И — основное — не в ущерб зрелищности и динамике. Сам по себе придуманный им вирус действует, первым делом, не на организм, а на психику. А потому толпы зомби выглядят синонимом обезумевшей, агрессивной, голодной толпы, готовой растерзать кого угодно за самые примитивные блага и ресурсы.
Иначе, и здоровые люди у Бойла здоровы только на первый взгляд. По причине того, что, как мы знаем, человек человеку волк. И у тех, кому удалось избежать мутации, — своя борьба и свои разборки за иерархию. Примером тому — группировка армейских, обустроивших в древнем доме этакое мини-государство. Разрушают его за считанные 60 секунд — на протяжении еще одной потрясающей сцены.
Хлещет баснословный ливневой дождь, камера мечется по интерьерам и экстрерьерам, Киллиан Мерфи с обнажённым торсом выдавливает глаза солдафону, играется культовая в наше время In a House/ In a Heartbeat Джона Мерфи. Красота номер два.
Красавица и чудовище: уроки толерантности для самых мелких
С Мерфи (Киллианом, не смотря на то, что и Джоном, само собой, также), кстати, вышло совершенное попадание. Мало кто имел возможность поверить, что ужастику подойдет голубоглазый красавчик. Но он не просто подошел, и вдобавок и превосходно сыграл не самого несложного персонажа с не самой несложной линией развития.
Плюс — добавил эстетики и без того эстетской ленте. И уж точно не потерялся на фоне умелых Брендана Глисона и Кристофера Экклстона (нужно ли напоминать, что эти двое собственных храбрецов — по-различному ужасных — изобразили блистательно?).
Ну и еще одно. 28 дней одними из первых подарили нам стопроцентный эффект погружения, позднее ставший актуальной фишкой нулевых и десятых. В то время, когда кровавая жижа заливала экран с обратной стороны, хотелось не обращать внимания. В то время, когда очередной зомби крейсерски проносился перед камерой, хотелось отгородиться от него руками.
Позднее все это применял и Хуан Фреснадильо — в сиквеле. Не самом плохом, кроме того хорошем, но — положа руку на сердце — вечно далеком от уровня, заданного оригиналом. Что до третьей части, то слухи о ней ходят до сих пор. И помой-му снимать ее планирует лично Дэнни Бойл.
Снимет ли — предвещать не беремся. Но надежду пока не хороним.