Четыре льва
Исламский терроризм уже так стал неотъемлемой частью нашей жизни, стал таким привычным и обыденным делом, что превратился в объект для шуток. Вернее кроме того насмешек. Осмелели, ничего не сообщишь.
Действительно, не в Америке и не у нас, а во в полной мере успешной доселе Британии. Я бы ещё осознал, в случае если б такое кино сделал этнический араб, но дабы некто по имени Кристофер Моррис! Ну не знаю…
“Четыре льва” – первый полнометражный фильм этого режиссёра (дай всевышний – не последний). Поболтаем о нём.
Пара парней характерной наружности думают о собственной временной жизни и ожесточённом мире, в котором они находятся. Приходят к выводу, что всё – дерьмо и решают как-то насолить окружающим людям (каковые, в неспециализированном-то, ничего нехорошего им не сделали) и приютившей их стране. Каким методом? Вот здесь-то и загвоздка. Разумеется, что взорвать! Но что? Магазин с тампонами, мечеть, интернет – следуют предложения одно нелепей другого. Да и разве это принципиально важно?
Они готовятся к великому джихаду. И отыщут метод верно уйти из данной жизни. Во имя Аллаха!
“Четыре льва” – это “Не угрожай Южному Централу, попивая сок у себя в квартале” по-исламски. С одной значительной оговоркой. В “Централе” тёмный шутит над тёмным, другими словами имеет место самоирония, а во “Львах”… не так. Такое чувство, что Моррис открыто издевается над арабским миром, выставляя его представителей круглыми идиотами.
Принадлежи я к этому кругу, то в далеком прошлом бы обиделся.
Иначе, интеллектом в фильме не блещет никто. Те немногие “аборигены”, что имеют место быть в кадре – ничем не лучше эмигрантского этноса. Действительно, подметить и запомнить кого-то из них достаточно непросто ввиду откровенной вторичности и малочисленности образа. А вот новоиспечённые моджахеды привлекают внимание.
антиобщественным поведением и Беспримерной тупостью. Желал ли режиссёр заявить, что террорист – не каждый смуглый азиат, а лишь только человек с ограниченными умственными свойствами, знает лишь он сам. Над мотивами его поступков возможно думать и гадать.
Вот лишь какой в этом суть?
Лента Морриса – тёмная комедия и относиться к ней нужно соответственно. Смеяться, где смешно, и мотать на ус. “Четыре льва” местами забавны, в отдельные моменты – легко убойны. Моррис стебается направо и налево, но почему-то довольно часто не достигает нужного результата. Солидную часть хронометража его кино статично и безэмоционально. И, думается, не имеет цели.
Быть может, оно просто неясно нам, людям второй религии и культуры. Чего желают храбрецы? Умереть во имя чего? Похоже, что и сами они не знают ответа.
И это приводит к недоумению.
Да, нелепость происходящего серьёзно озадачивает. Более того, складывается чувство, что всю землю сошёл с ума. Думаешь: “Куда наблюдает всевышний, разрешая своим сынам выполнять подобное”?
Необычно, но с течением времени просмотра восприятие и настроение картины изменяется. Неосознанно либо подсознательно, но факт остаётся фактом. Да и то, что в начале казалось забавным, при приближении развязки внезапно делается грустным, как-то так сходу преобразовываясь из пародии в фарс.
И этих людей, каковые раньше казались тебе чужими и равнодушными, делается жаль.
Глядя на семью Омара, его маленького сына и жену, осознаёшь, что они не причём. Что они ни в чём не виноваты – таково воспитание, дурные, безжалостные традиции их народа. И данный малец лет через -надцать так же, не моргнув глазом, войдёт в толпу и оторвёт чеку.
Так и хочется крикнуть: “Как же всё это довольно глупо и как нелепо!”. Моррис обращает на это отечественное внимание, но ничего не делает. Да и что он может?
В фильме нет ни одного (не считая Крейга Паркинсона) привычного мне (да, думаю, и вам также) актёра, но что-либо предъявить им не поднимается рука. Собственную работу они делают исправно. Так, что, как я уже упоминал, становятся красивы зрителям.
А сам фильм выясняется чуточку лучше, чем казалось сначала и чем складывался по ходу действа.
В общем, “Четверых львов” в полной мере возможно взглянуть. И не только по приколу.