Джеймс кэмерон: «3d дает почувствовать атмосферу „титаника“»

Весной 1995 года режиссер Джеймс Кэмерон — любитель подводных глубин, уже какое-то время занимавшийся изучением лежащего на дне известного «Титаника» — объявил, что желал бы сделать картину о широко известной трагедии лайнера. Предложение его встретили без особенного энтузиазма: кроме того что уже выпускалось как минимум 12 фильмов об этом, так еще и история корабля была известна фактически до небольших подробностей. Финиш и без того ясен: «Титаник» утонул, люди погибли.

О чем тут еще говорить? Мысль взять на главные роли двух весьма хороших, но наряду с этим неизвестных актеров Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет также не смотрелась заманчивой. Кроме всего другого, Джон Ландау заявил, что создатели проекта собираются выстроить корабль в полном размере.

Вообразите реакцию студии Fox на такое предположение.

А как быть с водой? — задали вопрос Ландау. Нам пригодится резервуар! Но у нас нет резервуара для того чтобы размера, дабы вместить «Титаник»! Значит, его нужно выстроить! Но нет студии, где мы имели возможность бы выстроить таковой резервуар!

Значит, нужно выстроить студию! Но у нас нет столько почвы, дабы выстроить такую студию! Значит, нужно приобрести земельный надел для этого!

Мы предполагаем, что примерно таковой разговор имел возможность состояться между Джоном и руководителями студии Ландау, продюсером, что трудится с Джеймсом Кэмероном много лет. Что же происходит в итоге? Fox берёт надел земли в Розарито (мексиканский штат Баха Калифорния), где возводит студию, дабы выстроить резервуар и залить его 17 миллионами галлонов воды (около 65 миллионов литров).

В том месте же был выстроен и «Титаник» в масштабе 1:1 и гидравлические механизмы, талантливые эту махину раскачивать.

Джеймс кэмерон: «3d дает почувствовать атмосферу „титаника“»

Денег в это было положено много, и студийные босы весьма переживали, пока не взяли первые ролики со съемок, где все смотрелось грандиозно. Возможно лишь вообразить силу убеждения Джона Ландау и Джеймса Кэмерона, сумевших раскрутить проект для того чтобы масштаба. Итог их совместных усилий нам также известен: фильм собрал столько денег, сколько никому и не снилось.

В первый раз картина была продемонстрирована в Амстердаме на выставке, а позже на кинофестивале в Токио за шесть недель до выхода ленты на широкие экраны в Штатах. Фактически сходу «Титаник» стал фильмом, что полюбили все, и стар и млад. И не только из-за истории милой и трагичной первой любви, ставшей центром сюжета, но еще и из-за поразительной красоты визуального последовательности, необыкновенных эффектов и, само собой разумеется, драматизма неспециализированной обстановке, которая не имела возможности не привести к эмоциональному отклику в душах зрителей различных культур и стран.

Ответ возвратиться к данной картине и усовершенствовать ее с учетом новых техвозможностей никак не было связано с ностальгией либо жаждой получить на повторном театральном прокате. Для команды и студии Джеймса Кэмерона это был совсем независимый проект, поскольку работа по трансформации формата предстояла сложная и кропотливая.

Основная мысль заключалась в том, дабы позволить новым поколениям зрителей, знавших фильм лишь по DVD, встретиться с ним на широком экране и в совсем новом виде — оцифрованным, с улучшенной цветовой гаммой, в высоком разрешении и в 3D. Для тех же, кто видел в свое время ленту в кинотеатрах, согласно точки зрения режиссера, новый формат обязан всецело поменять прошлое восприятие.

«Это будет второй фильм, — уверяет Джон Ландау, — хоть и с той же самой историей»

— Как все это начиналось технически?

— Мы начали с негатива. Отсканировали его в 4K (в то время, когда сканирование происходит в разрешении 4000 пикселей по горизонтали), создали метод, которым возможно было уменьшить грануляцию пленки, поменяв так негатив 35-миллиметровой пленки в 4К-разрешение. И уже в таком виде передали в компанию, которая занималась для нас конвертацией фильма в 3D.

Сходу подчеркну, что мы остались весьма довольны тем, как фильм выглядит в 3D. Если бы я имел возможность сделать ленту в трехмерном формате тогда, я бы ее так и снимал, вне всяких сомнений, но тогда не было цифровых камер, мы все еще снимали на пленке. И цифрового проектора для 3D также еще не было.

Да и по большому счету вся эта концепция о перемещении кинематографа в сторону трехмерного цифрового изображения была достаточно чуждой в ту пору в отечественной среде. И не смотря на то, что я до «Титаника» сделал мой первый короткометражный 3D-фильм для студии Universal, мне и в голову тогда не пришло бы пробовать сделать «Титаник» в этом формате.

Нужно подметить, что мой простой стиль, в котором я снимаю все мои фильмы (и «Титаник» не был исключением), содержится в том, дабы углубить сцену так, как мне разрешает инструментарий простого формата — свет, выбор линз. Я постоянно помнил о том, каким должен быть задний замысел каждого кадра, что в том месте должно пребывать, поскольку корабль был одним из главных героев фильма.

Великолепие интерьеров, грандиозность размеров — целый данный мир, созданный на «Титанике», через достаточно маленькое время окажется на дне океана. Все, что происходит в этом маленьком мире, окруженном, казалось бы, прочными стенками лайнера, выясняется хрупким и будет уничтожено фактически случайностью. Все это рождает напряжение для зрителя. И это напряжение и формирует историю любви между двумя парнями.

Примечательно, что так как в первые два часа фильма фактически ничего не происходит, «Титаник» все еще не встретился с айсбергом. Это достаточно неповторимое явление в кино. Нет, очевидно, что-то происходит, идет представление храбрецов, их сотрудничество, но ничего этого не было бы быть может, если бы мы не знали сначала, что корабль данный обречен, люди эти обречены.

У зрителя имеется время прочувствовать воздух лайнера, сотрудничество людей, насладиться красотой визуального последовательности. Если бы я снимал данный фильм на данный момент и в 3D, то стиль был бы, вероятнее, совершенно верно таким же, выбор линз был бы таким же, композиционно сцены выстраивались бы совершенно верно так же. Возможно, как раз исходя из этого все это конвертировалось в 3D весьма удачно.

— Вы используете какую-то своеобразную разработку для конвертации в 3D?

— Нет, у нас нет таковой технологии. Мы искали компанию, которая имела возможность бы сделать это для нас. Мы нашли семь компаний, каковые сделали для нас примеры конвертации в 3D, и в итоге взяли семь различных вариантов действительности. Не считая удовлетворяющего нас уровня конвертации, мы искали компанию, отношения с которой будут складываться как дружеские и продуктивные, с которой мы сможем ладить, несложнее говоря.

Нам необходимы были люди, каковые не будут выдумывать, как преобразовать то, что уже снято нами, а каковые будут держать с нами постоянную сообщение и принимать решения совместно с нами. Такое требование в полной мере справедливо: я был на площадке, я знаю каждую подробность моих декораций, я не забываю актеров, их настроение, место в кадре, и, помимо этого, я превосходно знаю, как должно смотреться хорошее 3D, я наснимал достаточно большое количество в этом формате, дабы иметь четкое представление.

И, возможно, если бы я не снял столько 3D за последние годы, я вряд ли имел возможность скоро и определить, из-за чего тот либо другой кадр трудится либо нет. Компания, которую мы выбрали для сотрудничества, именуется семь дней D. Она создала новые инструменты для исполнения этого задания, каковые заключаются в том, дабы мочь выявить, что сделано неверно.

У них имеется программный инструментарий для исправления, но сперва ты обязан заметить, куда закралась неточность, перед тем как ты начнешь применять данный особый инструмент для поправки. В какой-то степени эти люди — живописцы. Но я считаю, что на протяжении работы над таковой непростой задачей в ходе должны учавствовать люди, каковые были на съемочной площадке и не забывают, что в том месте происходило.

И такое присутствие участников креативной команды, чей фильм конвертируется, полностью нужно, причем независимо от того, хорошая картина подвергается обработке либо в полной мере новая. Я проводил на студии по три-четыре часа в сутки. Просматривал материал кадр за кадром.

Не перелистывал, а просматривал друг за другом. Тогда я имел возможность осуждать стереопространство, то, как оно было поменяно, и это единственный шанс преобразовать его так, как будто бы оно было снято в 3D.

«Мы производим „Титаник“ заново не только в 3D, но и в простом 2D-формате с улучшенным качеством, говорит Джон Ландау»

Все это затевалось не только для 3D, не смотря на то, что это самый востребованный формат Сейчас для громадных фильмов. Мы производим RealD 3D, IMAX 3D, Dolby and Expendy 3D — перечислять возможно большое количество, так как много вариантов показа фильмов зрителям в наши дни. И, само собой разумеется, будет 35-миллиметровая пленка, 2D-цифровой и 2D IMAX. Мне, к примеру, весьма хочется заметить, как техника 4K поменяет 2D IMAX.

Это должно быть феноменально. Я осознаю, что далеко не все зритель принимает 3D, и дело тут кроме того не столько во вкусе, сколько в возможности адаптации глаз к этому формату на экране. Исходя из этого мы желаем сделать данный фильм во всех вероятных и дешёвых форматах, дабы любой зритель смог взять наслаждение.

Нам весьма повезло, что Fox и Paramount целиком и полностью поддерживают нас в мировом прокате. Это придает уверенности, что произведенная работа не останется неоцененной.

— в один раз в интервью вы упомянули, что никому не рекомендуете преобразовать уже готовый фильм в 3D, что это отнимает плохо большое количество времени и денег, а за итог нельзя поручиться…

— То, что упомянуто в вопросе было сообщено в качестве контраста для понимания отличия съемки в 3D и конвертации по окончании. Съемка в 3D — процесс весьма занимательный, доставляющий наслаждение. В случае если что-то мешает мне в сцене, я это. В то время, когда же фильм уже снят, ты уже не можешь ничего в сцене поменять, а вдруг и постараешься, то на это уйдет большое количество упрочнений и времени.

Я не советую конвертацию по различным обстоятельствам, но одна из самых значительных для меня связана с тем, что легко такая работа не доставляет радость, не остается места для творчества.

— Но вы, однако, это делаете…

— Правильно. Такие вот мы необходимые и преданные делу люди. Все для вас, для зрителей!

Кинематографисты — необычный народ. Они смогут приложить огромное количество упрочнений, дабы продемонстрировать зрителю что-то особенно классное. Так вот, по-моему, «Титаник» в 3D — это классно, исходя из этого я и взялся его преобразовать.

Я знаю, что имеется режиссеры (либо продюсеры), каковые желают сэкономить на съемках в 3D, а позже быстренько фильм преобразовать. И вот из таковой спешки, в большинстве случаев, ничего хорошего не выходит. Исходя из этого в случае если выдергивать мои слова из контекста, то получается, что я себе противоречу.

Но я остаюсь при собственном мнении: преобразовать в 3D совсем новые и только что сделанные фильмы — это не хорошо, я категорически против этого, а вот добавить что-то новое, особое к хорошим фильмам, улучшить их восприятие — на это я готов тратить деньги и время. Так, мы сможем привести эти фильмы опять в кинотеатры. Кто не захочет пойти взглянуть «Индиану Джонса» и все его приключения в 3D и с улучшенным качеством? Либо «Звездные войны», либо «Инопланетянина», либо «Крестного отца»?

Я бы взглянул «Крестного отца». Возможно, Питер Джексон конвертирует «Властелина колец» в 3D? Это было бы прекрасное зрелище.

Посмотрим, что окажется у нас с «Титаником», тогда и будем говорить о том, что еще из моих фильмов стоит того, дабы преобразовать в 3D и вернуть в кинотеатры.

«Преобразовать в 3D совсем новые и только что сделанные фильмы — это не хорошо»

— Время от времени говорят, что фильм нереально закончить, его возможно лишь кинуть. Не было ли у вас искушения что-то исправить в «Титанике», что-то добавить, убрать, возможно, переосмыслить?

— Само собой разумеется, было такое искушение. К примеру, я сходу поразмыслил, что зрительные эффекты мы имели возможность сделать лучше. Также, конечно, был соблазн что-то поменять в фактически «Титанике», его интерьерах. Дело в том, что, подготавливаясь к съемкам, мы нашли все вероятные фотоматериалы об устройстве корабля, не смотря на то, что в действительности все эти материалы были связаны с кораблем-близнецом «Титаника» — «Олимпиком». «Олимпик» был выстроен первым, исходя из этого существует огромное количество информации о нем.

Никто не думал, что капитан «Титаника» утопит корабль через пять дней по окончании выхода в море. Предполагалась громадная вечеринка по прибытии в Нью-Йорк, дабы сделать фото внутренних помещений. Не обращая внимания на то что суда были выстроены, по сути, одинаково, их внутренне убранство было различным. Мы в этом убедились, в то время, когда уже по окончании выхода фильма возвратились на место крушения и совершили в том месте громадные археологические раскопки с 2001 по 2005 год.

Мы погружались в том направлении сами и применяли роботов, сумев изучить и сфотографировать более 70 % уничтоженных интерьеров «Титаника». При помощи компьютерных разработок мы смогли вернуть уникальный вид внутренних помещений. Как вы думаете, был ли у меня соблазн поменять что-то в моем фильме, в то время, когда я имел на руках такую данные? Еще какое искушение!

Но я забрал себя в руки и не стал этого делать. Но, по-моему, лишь восемь человек во всем мире имели возможность бы придать данной неточности такое уж громадное значение, и я один из них. (Смеется.) Я знаю, что если ты возьмешься что-то переделывать либо улучшать, то уже сложно будет осознать, где остановиться.

— В прошлом фильм отозвался в душах многих людей во всем мире, а что вы ожидаете от молодых поколений, каковые будут наблюдать фильм в первоначальный раз на громадном экране?

— Мы делали данный фильм для всех зрителей от 8 до 80 лет. Страно, что пресса в итоге упростила идею фильма до ужасной истории любви, в то время как в действительности вспоминало и исполнялось это в противном случае. История любви, какой бы романтической она ни была, не сработала бы, не будь она сначала окрашена катастрофой, которая была известна каждому зрителю фактически с первых же кадров фильма. Любовь эта была обречена.

В те первые два часа, в то время, когда фактически ничего не происходит на «Титанике», не считая взаимоотношений между храбрецами, вы начинаете чувствовать, как тикают часы, отсчитывая время на то, что людям предстоит испытать. Я писал Джека (ДиКаприо) и Роз (Уинслет), основываясь на психологии подростков, которую детально изучил в ходе. Я большое количество не забывал о том, как ведет себя юный мужчина, но мало знал о дамах.

Мне в то время сильно помогла книга Reviving Ophelia, которая растолковывает, в какой момент дама теряет уверенность в себе под давлением публичных ожиданий и устоев. Я дал Роз Джека чтобы он помог ей отыскать ее личные силы не только противостоять ожесточённым опробованиям, каковые готовила им будущее, но и отыскать силы жить дальше. Все это знакомо каждому из нас.

Мы все люди, у всех у нас желание обожать и быть любимыми превалирует над всеми остальными. Эти эмоции свойственны людям всех рас, религий и культур. Тут нет различий. Любой сможет отыскать родство с действующие лица фильма, причем не только с Джеком и Роз.

Мы знаем, что смерть неизбежна, никто еще этого не избежал, но любой из нас показывает себя по-различному, встречая неизбежное. По-моему, «Титаник» — красивая метафора того, какой выбор любой из нас делает в самый непростой момент судьбы — приносим ли мы себя в жертву для вторых, выручаем ли собственную шкуру, обнажая трусость либо агрессию. Фильм затрагивает темы любви, самопожертвования, связей между людьми, ответственности приятель перед втором. Это не несложная история любви двух подростков.

Так мне это видится. Я пологаю, что и 15 лет спустя главные человеческие качества остались прежними, исходя из этого фильм должен быть не меньше близок и новому зрителю, что входит в пору тех же сомнений и вопросов.

«Имел возможность бы я утратить все на „Аватаре“? В полной мере»

— Говорят, что в Индии, где западные фильмы не пользуются большим успехом, «Титаник» взял признание как раз благодаря музыке. Поведайте мало о том, как создавалась музыка к фильму.

— Джеймс Хорнер был привлечен к проекту на достаточно ранней стадии. Я ему растолковал задачу и увидел, что музыка в отечественном фильме должна быть такой же, как в «Враче Живаго», в сцене с Ларой. Ту музыку легко нереально забыть.

Джеймс просмотрел, я думаю, 20 часов отснятого материала, и это все было задолго до начала монтажа. А позже позвал меня послушать три музыкальные темы, каковые он написал в итоге. Он приехал на студию и проиграл мне первую тему — я плакал.

Остальные две также были только хороши. Все три вошли в фильм. Тут так как не имеет значение, играется ли оркестр либо всего две руки на клавишах фортепиано.

Душа фильма была в данной музыке. Я был весьма доволен. Но я не думал о том, что нам нужна была песня. Другими словами, сообщить правду, мне совсем не нужна была песня.

Я не забываю, что сидел в монтажной, в то время, когда показался Джеймс и задал вопрос: «У тебя хорошее настроение?» Я ответил: «Какого именно черта!?» На первой странице Variety они печатают ежедневную сводку о «Титанике», и я продемонстрировал несколько номеров Джеймсу: все уверены в том, что мы полные идиоты, затеяли все это дело, а я сижу тут практически в полном отчаянии и пробую сообразить, как выкрутиться. Какое у меня возможно настроение? Но Джеймс все-таки включил мне записанный пример песни.

С первых же строчек я осознал, что это феноменально. Это было здорово. Я задал вопрос: «Кто это поет?» Джеймс ответил, что Селин Дион. Я задал вопрос: «Она так как узнаваемая певица?

Да?» (Смеется.) Песня с полной точностью передавала сущность фильма: «Мое сердце будет биться …» Любовь, утрата, приобретение силы — все это было в песне и в фильме. Я желал эту песню. Но тут и начался целый цирк с покупкой прав, деньгами и без того потом. Нам необходимо было окончательное слово от Селин Дион, что она дает разрешение на выполнение песни. От этого зависело многое.

Все это затянулось, я заканчивал монтаж и в итоге убрал песню из финала, плюнув на всех практически публично, и это подействовало — машина закрутилась. Мы устроили особый просмотр готового фильма для Селин Дион в Нью-Йорке. В то время, когда включили свет, и я подошел к ней, она держал в руках полностью влажные клочья бумажных носовых платков. Продемонстрировав на влажные обрывки, я задал вопрос: «Это значит „да“?» И она лишь кивнула.

Вот так мы взяли эту песню.

— Если бы фильм провалился, что бы произошло с вашей карьерой?

— Попадались вам когда-нибудь парни, толкающие в первых рядах себя тележку со всем своим скарбом? Так вот я бы пополнил их последовательности. Ты должен быть готов поставить все, что у тебя имеется, на кон.

Имел возможность бы я утратить все на «Аватаре»? В полной мере. Это была рулетка во многих отношениях, кроме того больше и рискованнее, чем с «Титаником».

Поставить на мультимиллионный фильм с синтетическими голубыми лицами и ожидать, что мир почувствует сообщение с ними, было рискованно, более чем рискованно, если бы это не сработало. У меня лезвие бритвы было приклеено скотчем к монитору с запиской «Можешь применять это, в случае если фильм провалится!».

— И напоследок пара слов о будущем 3D. Как вы вычисляете, в каком направлении будут развиваться технологии в кинематографе? Что на очереди?

— Мы еще не закончили с 3D, нам все еще необходимо усовершенствоватьпроекцию, поднять уровень света. Нам необходимо улучшить совокупность камер для съемки в 3D, упростить их, дабы любой кинематографист имел возможность снимать в этом формате без неприятностей. Я организовал компанию Cameron Pace Group (CPG), которая поставляет совокупности камер, оказывает помощь в производстве фильмов и не только.

Нам необходимо ввести 3D в отечественные дома, на телевидение. И все это в самом недалеком будущем. На мой взор, следующее громадное достижение должно быть в трансформации частоты смены кадров. Должны быть созданы соответствующие кинопроекторы. Я большое количество говорю об этом и принимаю участие в различных проектах, посвященных данной теме. Мы застряли с этими 24 кадрами в секунду вот уже больше чем на полвека, подходит время это поменять. Это разрешит делать фильмы бросче, чище и реалистичнее.

И это будет легко сделать с учетом современных цифровых разработок. Что будет по окончании всего это? Кто знает!

Будет что-то новое.

Создатель Наталья Хиггинсон

Titanic 100 years in 3D/ Титаник: 100 лет в 3D


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: