Глаз, глаз
Для тех, кто смотрит за текущим репертуаром, достаточно заявить, что таиландский «Глаз» братьев Пэнгов намного лучше, чем «Символы» М. Найта Шьямалана, и ненамного – чем очередной «Пункт назначения». Для остальных нужно думать, чего сообщить, и эта работа как не желанная, так и не обременительная. Обычный психологический ужастик, в меру стильный, в меру занудный, с невинной по сути неувязочкой: неясно, из-за чего речь заходит лишь об одном глазе.
Куда сейчас наблюдал второй?
Так или иначе, в современном Бангкоке двадцатилетняя скрипачка лежит в поликлинике с забинтованным лицом. В той же палате лежат маленькая и старуха девочка. старая женщина все время спит, а с девочкой, у которой рак мозга, завязывается знакомство.
Скрипачке снимают бинты, но ей все равно не хорошо видно и весьма больно. Ночью к старая женщина приходит некто в тёмном, и они двигают в коридор. Скрипачка следует за ними, в том месте что-то ужасное – живой труп с развевающейся шевелюрой, и внезапно нет его. Утром в зеркале она видит не совсем то лицо, которое имеет. Но, в общем, ее выписывают, и старшая сестра приводит скрипачку к психоаналитику. Дело в том, что на скрипке она игралась не от хорошей судьбы, а в оркестре слепых.
Ослепла в двухлетнем возрасте. Просматривать не может, многие вещи просто не осознаёт, по причине того, что тогда их не было. Аналитик сохраняет надежду приучить ее светло видеть с чужой пересаженной роговицей.
Как и пациентка, он пока не въезжает, на что чужое напорется и как это все нужно будет разгребать.
Кадр из фильма
Дальше идет вечноужастиковый сюжет про покойников и призраков и как с ними бороться. В «Глазе» он лишь, в полной мере по современной моде («Другие», «Шестое чувство»), максимально вписан в стандартную неужастиковую действительность. В этом замысле у фильма масса преимуществ.
Неслучайны медицинские подробности пересадки роговицы, и совсем законно в них закрался вопрос: чьей роговицы? Куда делся донор? Кем он был?
Все отыграно девочкой с раком мозга, у которой никаких кошмарных кошмаров не было, она просто реально погибла на протяжении операции. Неслучайно целый антураж предельно бытовой, подробный и максимально современный: папа в Канаде, к которому неизменно возможно уехать, сестра-стюардесса, неизменно торопящаяся в рейс, посторонняя неприятность врачебной этики, помесь британского с китайским на земле недавней натурализации Гонконга.
На этом сугубо реалистическом фоне особенно дико, в то время, когда в лифте рядом с девушкой оказывается некто. Она к себе ехала, позвала, лифт безлюдной, это видно на встроенном мониторе, двери открылись, а в том месте дядька лицом к стенке. Вбежали двое в подъезд, опередили девушку, сели в лифт и уехали, и никого не заметили, а у нее столбняк.
Дождалась второго лифта, также безлюдного, вошла, лишь доехала до второго этажа, а у нее за спиной – опять тот самый дядька. А ей на пятнадцатый, и в то время, когда он где-то на пятом начнет приближаться и оборачиваться – я вас умоляю, смотрите сами.
Кадр из фильма
Вот это – наилучший эффект, в особенности в то время, когда у дядьки ножки на весу, но в принципе все эффекты встроены максимально деликатно, по негромко и незаметно нарастающей зрелищности. В том месте еще большое количество будет, и в целом вправду выйдет ассоциация с кошмарами, лично свойственными каждому в зрительном зале. Кто опасается мышей, кто закрытых чёрных помещений, кто – чего, но «Глаз» разбирается со стереотипом реакций на личные страхи.
Сперва паника, позже обреченность, позже «была-не была», а позже и вправду «не была», все прошло. «Глаз» подводит под данный стереотип философскую базу типа переселения душ, органичную для буддистского Таиланда, что еще больше переносит выговор с мистики на психологию, отчего еще больше впечатляют пожары со взрывами. Все это возможно примером успешной борьбы с личными закидонами.
Кадр из фильма
К сожалению, вышеуказанное занудство проистекает не только из восточной психологии, въедливой и медленной. Братья Пэнг невпервой пробуют приделать к восточной ментальности голливудские схемы. Невпервой это не хорошо у них выходит, потому, что ментальность сложная, а схемы берутся самые примитивные, отработанные в Голливуде лет пятьдесят назад.
Помимо этого что роговица принадлежала самоубийце, чья душа так и не успокоилась, а по окончании пересадки еще и взбунтовалась, потому, что и самоубийца, и пациентка от роду – экстрасенсы, не придумано ничего. Но, даже в том случае, если забыть про ужастик, то фокусы с глазами производились всю историю кино, а также в последние десятилетия достаточно уникально («Глаза Лоры Марс», «Прямой репортаж о смерти», «Особенное вывод»).
Братьям Пэнг не хватило смелости на нюансирование сюжета из собственных закромов – возможно, с учетом продажи кино на Глаз – и «экспорт» предсказуем до остервенения, до нуля. Предсказуема середина, предсказуем финиш. Сидишь, наблюдаешь, и в случае если личный опыт по части страхов и комплексов небогат, к тому же и память нехорошая, и нет предлога уйти в себя, досидеть достаточно сложно.