Голова-ластик
Так на большом растоянии я ещё не забирался. От осознания той глубины мало трясло. От вероятного знакомства с легендой захватывало дух. Тридцать лет назад (в 1976-ом) ещё не было “Диких сердцем”, “Твин Пикса”, “Малхоллэнд Драйва” и “Шоссе в никуда”. Не существовало и других культовых работ Дэвида Линча. Но сам режиссёр уже творил. Через год он выпустит “Eraserhead” (“Голова-ластик”), и мир содрогнётся.
Что будет позже, мы уже знаем. Заметить бы начало…
Дебютный фильм Линча попал ко мне случайно. Отказаться было бы правонарушением. И я взглянул.
Мне казалось, что эволюционное учение касается всех живых организмов. В этом случае всё было в противном случае. Линч сразу же предстал махровым сюрреалистом, таинственным безумцем, опытным кукловодом.
Замеченное поразило и шокировало. Но совсем не пришлось по нраву.
Говорить, в неспециализированном-то, нечего. Мрачный, некрасивый, урбанизированный мир. Прошлого? Будущего? Настоящего? Серые коробки строений, замурованная в бетоне почва, кусочек свинцового неба. Необычный человечек с копной стоящих вертикально волос (его имя – Генри Спенсер). Чёрная квартирка с кроватью, радиатором и тумбочкой.
Неприятные звуки из глубины и растущий из пола мох. Полуголый урод у окна, отжимающий рычаги. Радующаяся певичка в белом с больными наростами на щеках.
Припадочная семейка Мэри Икс, чей недоношенный ребёнок внезапно попадает к Генри.
Это, пожалуй, единственное воздействие, которое имеет место в фильме. обрывки мыслей – и Всё остальное наблюдения. Кроме того не мыслей, а ощущений. А они – сплошь неприятные.
Мучительная, давящая воздух, полное отсутствие разума, за исключением, разве что космического.
То, что делают люди, не поддаётся никакому объяснению. Какие-то змееподобные эмбрионы, вываливающиеся из Мэри пачками, её гротескное дитя, не вызывающее у своих родителей полностью никаких чувств. Что это?
Закат людской цивилизации? Полное вырождение? Тайное вторжение инопланетян?
Ты не знаешь. А также не желаешь определить. Тебе в полной мере хватает того, что видел. И испытал. А это сродни пытке.
Продемонстрированное не пугает, оно отталкивает, удручает. Всё это отвратительно по собственной природе. Как сами твари, так и равнодушные ко всему люди.
Лишённые эмоций, преимущества, интеллекта.
Перед нами мир, в котором нет ничего хорошего. Но это – не самое ужасное. Нет кроме того намёка на вероятное улучшение обстановки.
Депрессивное начало, депрессивный финиш. Между ними – равнодушно-депрессивная пустота, наполненная тревожными ожиданиями. Меньше, полный писец.
Определённо, первый фильм Дэвида Линча запомнился. Он продемонстрировал, что режиссёр знает собственное дело, и владеет завидной свойством влиять на умы. Пускай кроме того в случае если это действие носит открыто деструктивный темперамент.
Может держать кадр, манипулировать со звуком, нагнетать обстановку. Может обходиться без цвета.
“Голова-ластик” – неподъёмно тяжёлый, бесчеловечный фильм. Его наблюдать – себе дороже. Да и для чего?
Лишь из-за того, дабы заметить мерзости? Ощутить себя по уши в дерьме? Вам это необходимо?
Тогда – успешных поисков!