Говорухин живет не по правилам
Известный режиссер отмечает 75-летие.
Он имел возможность снять лишь один фильм – «Место встречи поменять запрещено» – и окончательно остаться в сокровищнице мастеров отечественного кино. Но Говорухин создал еще картины «Ворошиловский стрелок», «Благословите даму», «10 негритят», «Вертикаль», «Приключения Тома Сойера». Снимает и сейчас.
Думается, попытался себя во всех жанрах – от детектива до триллера, от детского кино до мелодрамы… Он по большому счету интересный, все неизведанное манит его.
Еще он рисует. Морские и горные пейзажи. Вот и собственный 75-летие предпочел отметить не в пафосном ресторане либо на сцене, а на… выставке собственных картин.
В живописи он, по всей видимости, реализует собственные несостоявшиеся грезы – в юные годы желал быть капитаном дальнего плавания, а альпинизмом увлекся в молодости. Эта страсть чуть было не стоила ему жизни.
Жизнь взаймы
Во второй половине 60-ых годов двадцатого века Говорухин трудился над фильмом «Белый взрыв» – об альпинистах, сражающихся против нацистов на протяжении ВОВ. Снимали в Приэльбрусье. На съемочную площадку, раскинувшуюся в горах, группу доставляли на вертолетах. Говорухин привез на съемки молодую жену Галину. И внес предложение взглянуть на «красоту неземную».
Отправлялись несколькими партиями. Говорухин полетел первым. Галина осталась ожидать вертолета. А тот все не летит. Прошло пара часов, а позже показался оператор с разбитым лицом. Он кричал: « Несколько разбилась! Все погибли!» Начались поиски.
Говорухина нашли лежащим без перемещения. Галина поразмыслила о самом ужасном. А Станислав Сергеевич отделался несколькими ушибами.
Оказывается, перед тем как вертолету упасть, Говорухин интуитивно отошел в глубь салона. Опоздал бы этого сделать – обязательно погиб: линия разлома автомобили именно пришлась на место, которое ранее занимал Говорухин.
Появился в рубахе? Либо будущее шанс чтобы он совершил собственный назначение? Так или иначе, летать Говорухин разлюбил, сейчас он кроме того время от времени теряет сознание в самолетах…
Настоящий полковник!
Первое, о чем думаешь, глядя на Станислава Сергеевича – Мужчина! Он мужчина во всем: в резкой манере высказываться, в привычке вкусно выпивать, курить трубку и элегантно наряжаться, в умении дружить, в способности обожать… Не секрет так как, что коллеги-режиссеры приглашают Говорухина играться в собственные картины или брутальных мерзавцев («Асса»), или военных («Любовь-морковь – 3»).
Своим двум женам он просто не покинул выбора. Первая – Юнона – слыла самой прекрасной дамой Казани. Зеленоглазая актриса скоро покорила Говорухина. В этом браке появился сын Сергей.
А позже Юнона полюбила другого, как это немыслимо ни звучит… Говорухин еще долго не имел возможности совладать со собственными эмоциями к жене. Кроме того снимая «Место встречи», не устоял – и пригласил «бывшую» на роль возлюбленной Груздева – «гражданки Желтовской».
Второй женой Говорухина стала Галина. Юная, хорошенькая жительница Одессы, трудившаяся в монтажной студии. Чуть встретившись с ней, Станислав Сергеевич сообщил:
– Эта девочка будет моей женой.
«Девочка» ужаснулась: ветхий, лысый… А позже смертельно влюбилась. Влюблена и по сию пору. И пускай о Говорухине и сейчас говорят как о ужасном сердцееде, пускай приписывают романы с сестрами Удовиченко, Анной Горшковой, Светланой Ходченковой, Галина уверена: никуда ее Стасик не денется. А он, хоть и блещет живым глазом по очаровательным женским мордашкам, но собственную благоверную неизменно именует «Галочка», и голос его теплеет…
Говорухин, само собой разумеется, знает, что за ним слава донжуана и время от времени сознательно поддразнивает желтую прессу. К примеру, в то время, когда снимал Ходченкову в «Благословите даму», звучно восхищался ее пышными формами. А в то время, когда актриса села на диету, кроме этого публично фыркнул:
– Ни груди, ни задницы, стала такая, как все… Не буду больше снимать – утратила индивидуальность.
Сейчас Говорухин увлекся внешними данными второй юный актрисы – внучки Всеволода Шиловского Аглаи. Она и в самом деле чудо как хороша. И женскими формами природа не обделила.
Говорухин снял ее в новой собственной картине «Сердца четырех» и провозгласил собственной музой. А супруга Галина… Умная дама – она смеётся: «У мужа глаз горит – значит, он здоров!»
Яблоко от яблони
С Галиной у Говорухина нет неспециализированных детей. А вот сын от первого брака – Сергей – явная отцовская гордость. Упрямый, независимый, он выбрал собственный путь в кино – снимает по большей части документалистику.
И по большей части о войне. Снимал и в Чечне. Попал под обстрел, был ранен.
Если бы позвонил отцу и попросил бы организовать санитарный вертолет – спас бы ногу. Но Сергей не позвонил, по причине того, что рядом были такие же пострадавшие, каковые ожидали помощи… В итоге – ампутация в 30 с маленьким лет…
У Говорухина с сыном сложные отношения. Они недолюбливают творчество друг друга, но наряду с этим очевидно гордятся – сын отцом, папа сыном. И лишь в одном случае Говорухин-старший теряет внешнюю суровость и растекается как повидло – в то время, когда видит внуков.
Дед он трепетный!
В случае если приятель был внезапно
О приятелях Говорухина возможно сказать очень многое. Высоцкий – отдельная тема. Поразмыслите лишь: если бы Станислав Сергеевич не рискнул забрать очень сильно запивавшего актера на роль капитана Жеглова, мы бы на данный момент не досчитались любимейшего фильма.
Говорухин протянул приятелю руку помощи тогда, в то время, когда актера уже никто не брался снимать. Кроме того, Станислав Сергеевич частенько уезжал со съемочной площадки «Места встречи», давая Высоцкому возможность режиссировать фильм. И Высоцкий в упоении режиссировал!
К примеру, вся сцена допроса Груздева сделана Высоцким самостоятельно.
Смерть приятеля Говорухин пережил не легко. Известие застало его на отдыхе. Говорухин так гнал машину, дабы успеть на рейс столичного самолета, что попал в аварию.
И в этом случае обошлось. А позже была тяжелейшая депрессия, из которой он выбрался, лишь опять начав снимать…
В то время, когда разруха в мозгах
Его политические взоры в различные годы были полностью противоположными. Он уверен в том, что это закономерно: человек растет, начинается, изменяется… В то время, когда с Лубянской площади сносили монумент Дзержинскому, Говорухин влетел разгоряченный в студию ночной передачи, держа в ладони камушек: «Вот что осталось от Дзержинского!» – ликовал он. Позже он снимет документальные фильмы «Российская Федерация, которую мы утратили» и «Так жить запрещено» – о том, как коммунисты уничтожали великую страну…
А спустя десятилетия, всецело разочаровавшись в идее либеральной народовластии, Говорухин создаст фильм по книге Юрия Полякова «Ворошиловский стрелок» – о народном мстителе, что устроил самосуд над зажравшимися подлецами.
Фильм так попал в настроения общества, что… власти испугались. Говорухин превратился в одиозную фигуру.
А он будоражилобщественность. Став депутатом Государственной думы, пара раз выступал с критикой сегодняшних кинематографистов, сказал о том, что у молодых режиссеров – «разруха в мозгах»… Сравнительно не так давно с высокой трибуны беспощадно разгромил фильм «Бубен-барабан» Мизгирева, что снискал успех «Кинотавра». А на самом «Кинотавре», отсидев 20 мин. в кинозале на следующем просмотре, Говорухин то и дело быстро поднимался с места со словом: «Говно…» – и вальяжно выходил из зала…
На него обижаются. Но так же, как и прежде зовутна кинофестивали. По причине того, что его вывод полезно.
Он обожает повторять фразу:
– Жить нужно так, дабы вспоминать было приятно, а говорить стыдно.
Почему-то глядя на Говорухина, думается, что он живёт собственную жизнь как раз так.
Елена Альченко