Хоббиту хоббитово

EMPIRE

навещает Питера Джексона на съемочной площадке, дабы празднично отметить начало съемок долгожданной экранизации «Хоббита»

Миллиардная прибыль и практически религиозное благоговение киноистеблишмента никак не поменяли Stone Street Studios. В этих павильонах стояла бледная как лунный свет башня Эктелиона, высящаяся над белой как снег цитаделью Минас-Тирит; тут были зловонные туннели Кирит-Унгола – кошмарное обиталище горной паучихи Шелоб; и, в случае если уж вспоминать, как раз тут размещался комфортный кавардак Бэг-Энда, самого популярного объекта недвижимости в Хоббитоне.

Наряду с этим сама студия остается невзрачным нагромождением серых строений в тени аэропорта Веллингтон. Раньше это была лакокрасочная фабрика, что так же, как и прежде чувствуется (не выпивайте водопроводную воду- !). Ворота высотой с гориллу вычислены на «Конга: Короля острова Черепа»; рядом в будке бдит охранник.

На приклеенном к окну клочке бумаги кто-то в спешке написал на общем языке: «ОТЫСКАНО КОЛЬЦО».

Фото со съемочной площадки фильма Хоббит: Нежданное путешествиеХоббиту хоббитово

Поймав отечественный восторженный взор, привратник вымученно радуется. С таковой реакцией он уже сталкивался: «Нет, это не Пре-елес-сть…» Разумеется, кольцо утратил не Голлум, а кто-то еще.

Но пройти мимо столь приятного совпадения тяжело. Не говоря уж о символизме: Питер Джексон возвращается в Средиземье. До тех пор пока дорогая веллингтонская морось переходит в ливень, на студии готовится к запуску долгожданный приквел к «Властелину колец» – два фильма ценой 500 миллионов долларов в настоящем 3D на скорости аж 48 кадров в секунду.

В местных краях данный проект именуют легко «Хоббит».

Учитывая, что 254-дневный съемочный период начался с главной сцены, в которой Бильбо, потерявшийся в складках Туманных гор, ощупывает собственные карманы, возможно заявить, что кольцо и в самом деле отыскано.

Десять лет назад Питер Джексон, стремясь к пасторальной воздуху, разместил Ривенделл среди лиственных лесов парка Кайтоке. И без того сложные декорации были во власти капризной веллингтонской погоды. Сейчас же поместье Элронда переехало во внутренние помещения. «Я обучился доверять студии», – смеется Джексон.

Полы и стенки павильона «Н» покрыты зелеными экранами – продвинутые цифровые разработки (большую их часть Weta Digital создала для «Аватара») освобождают Средиземье от диктата новозеландских ливней. В отличие от «Властелина колец» натурные съемки «Хоббита» займут только девять недель.

Этим утром гномы, Гэндальф и смущенный Бильбо прибудут к парадному входу в Ривенделл. Заново спроектированный «крупнобюджетный» вход при помощи компьютерной графики украсят «огромным ущельем» (через 60 средиземных лет Братство покинет Ривенделл через заднюю дверь).

Мы отрываем Джексона от любезной беседы с его верным оператором Эндрю Лесни, рядом братство техников копается с похожим на жирафа операторским краном. Затейливые внутренности одной из новеньких кинокамер RED EPIC обнажены и сверкают, как форсированный двигатель хот-рода. «Камера такая продвинутая, что мне скидывают обновления софта по email», – усмехается Джексон. Чудо техники за 58 тысяч долларов снимает в 3D на скорости 48 кадров в секунду.

Как нам растолковывают, такая кадровая частота разрешает достигнуть потрясающего уровня детализации: «Совершенная резкость, никакой размывки». Эльфийские орнаменты возможно будет рассмотреть до последней закорючки.

«Мы отлаживаем совокупность для Джеймса Кэмерона», – ухмыляется Лесни. «Кстати, он заедет через несколько дней, – подмечает Джексон, словно бы напоминая себе, что нужно заблаговременно забить верхний ярус кровати, – дабы взглянуть, как у нас идут дела». Режиссер торопится заверить нас, что, не считая «редкой гоблинской стрелы», очень усердствовать с 3D он не будет: «Легко люди желают заметить больше Средиземья». А все технологические примочки призваны только создать более богатую, глубокую картину, и разрешат полнее насладиться барочными чудесами Weta.

Джексон думается довольным – живописец в собственной стихии. Он и сам удивился тому, как ему не хватало этого мира, как непринужденно он чувствует себя в нем. Само собой, дел у режиссера по горло – между съемками различные производственные отделы бьются за его время как нетерпеливые дети, ожидающие, пока на них обратит внимание милостивый, пускай и обремененный заботами папа. Но Джексон бодр и весел.

Позднее в тот же сутки к режиссеру приходит Радагаст Карий (Сильвестр МакКой) в парике, выглядящий кроме того не так, как будто бы персонажа протащили через кустарник, а так, словно бы кустарник переселился ему на голову, и Джексон весело восхищается текстурой коричневых одежд волшебника и искривленностью его посоха.

Фото со съемочной площадки фильма Хоббит: Нежданное путешествие

К вопросу о волшебниках: господин Иан МакКеллен, опять в хорошем сером, смущенно оглядывает Брета МакКензи из комедийного дуэта «Летучие Конкорды» (Брет играется представителя эльфов Линдира), как будто бы узрел дальнего родственника и неимеетвозможности отыскать в памяти, кто он. «Вы были на Совете Элронда?» – как бы невзначай интересуется актер. «В массовке», – отвечает МакКензи культурно. «Да-да», – соглашается МакКеллен густым баритоном Гэндальфа, что ни с чем не спутаешь. Что ж, забывчивость – привилегия колдунов.

Спустя месяц по окончании начала съемок на площадке так же, как и прежде царит весёлая воздух встречи одноклассников. Съемочная несколько как бы продолжает линию Джексона, плодотворно сочетающего в себе восторженного киномана и прагматика. Всем передается его немного поднятое настроение.

На маленькой экскурсии по крытым аркадам Ривенделла Джексон показывает нам галерею привычных картин, запечатлевших краткую историю Средиземья (картины будут позже окружать осколки Нарсила). «Не могу удержаться – все тащу к себе в нору, – согласится он. – Они хранились у меня. Лишь стерли с них пыль – и они как новенькие». Знал ли он в глубине души, что возвратится?

Члены его верной съемочной группы поговаривают, что это будущее. К слову, Бэг-Энд нужно воссоздавать с нуля – уникальные декорации в далеком прошлом перекочевали в зеленую усадьбу Джексона и являются гостевым домиком для коротышек.

«Я снимаю кино совершенно верно равно как и десять лет назад, – подводит он результат, остановившись у нарисованного Саурона в боевых доспехах с сияющим Кольцом на пальце. – Пробую добиться все того же. Легко поведать историю».

Питер Джексон ни при каких обстоятельствах не желал снимать «Хоббита». Все твердили ему, что это совершенный проект, которым направляться заняться по окончании успеха «Властелина колец», но Джексон уклончиво радовался и настаивал: как режиссер он со Средиземьем покончил. Сняв «Милые кости», Джексон продемонстрировал, что его влекут иные творческие пастбища. Толкин – пройденный этап, по окончании которого остались кабинет и футболка, заваленный «Оскарами».

Джексон готов был стать продюсером и соавтором сценария, готов был дать для съемок собственную новозеландскую цитадель – но лишь не садиться в режиссерское кресло! Так начался поиск режиссера, которому рабочие ботинки Джексона пришлись бы в самый раз. Так на сцене появился мексиканский сказочник Гильермо дель Торо, в талантах которого не сомневались кроме того самые заядлые джексонофилы.

Джексон не желал экранизировать приквел не только вследствие того что устал от Толкина. «Меня тревожил стиль книги», – согласится он. Как мы знаем, «Хоббит» сочинялся как сказка на ночь для детей Доктора наук. Это эксцентричная, практически комичная история. В ней нет ужасной тяжести «Властелина колец», и в случае если честно, несмотря на мастерство рассказчика, повесть очевидно заигрывает с малолетками.

Джексон не знал, что с этим делать: «Неприятность не в персонажах и не в диалогах; дело в самом повествовании. Вы сходу осознаёте, что “Хоббит” – книжка детская».

Джексон и его творческие партнерши Фрэн Уолш и Филиппа Бойенс не могли осознать, как подать зрителю тринадцать раздражительных гномов (за исключением мужественного фаворита Торина «братство» в «Хоббите» – упрямая куча-мелка) и их корыстный поход с целью вернуть отчизну (геологически-вызывающую большие сомнения Одинокую Гору) и сокровища, приватизированные драконом по имени Смауг, – что в итоге делает «Хоббита» куда более неясным, нежели его продолжение. Путешествие, в котором смешались балаган и опасность? «Мы были радостны дать проект в чужие руки», – говорит Джексон.

Фото со съемочной площадки фильма Хоббит: Нежданное путешествие

Не то дабы книга просилась на экран. История с правами на «Хоббита» являла собой хороший пример голливудского крючкотворства. Сущность (пропуская контрактную тарабарщину, еще более непролазную, чем высокое наречие эльфов) в том, что студии Warner Bros. и MGM, будучи партнерами по проекту, обе претендуют на потенциальное сокровище сборов от проката.

Юридические споры продолжались и продолжались, дело еле сдвигалось с мертвой точки, и дель Торо, опасаясь за собственную карьеру, ушел из проекта.

Время, как мы знаем, играется с людьми забавные шутки: по окончании всех проволочек Джексон понял, что возвратился к исходной точке. И в то время, когда дель Торо покидал Веллингтон, новозеландец начал снова обнаружить в себе вкус к Толкину. Медлительно, но правильно он понял, как как раз направляться снимать «Хоббита». Его «Хоббита».

Понадобился подход, что Джексон применял во «Властелине колец»: «Доверься книге».

«По иронии судьбы, как раз стилем Толкина я наслаждаюсь больше всего, – смеется он. – Юмора у нас будет больше, чем во “Властелине колец” – это из-за храбрецов. Я имею дело с шайкой едких и прямолинейных гномов, каковые не опасаются сказать то, что думают. К святыням Средиземья они относятся со здоровым неуважением».

Если вы желаете прямой ответ на вопрос, как Джексон осознал, что желает снимать «Хоббита», посмотрите на гномов. Они идеально ему подходят. Он от души повеселился, разграничивая Ори и Нори, Оина и Глоина, создавая крикливые индивидуальности и нелепый (но практичный) внешний вид тринадцати сварливых эльфоненавистников. Позже Джексон начал искать актеров, согласных утонуть в нечесаных гномьих бородах.

Кинув беглый взор на «тринадцать друзей Бильбо» (благодарю, Двалин, он же Грэм МакТавиш), вы найдёте винегрет из викингов, пиктов, друидов, хэвиметаллических басистов и – быть может, это косвенный намек на спродюсированные Джексоном «Приключения Тинтина» – лучшего приятеля Астерикса, Обеликса.

«Они не знают, чего ожидать от Гэндальфа, Бильбо они вычисляют слабаком, а Элронда – чем-то наподобие чопорного школьного директора», – радуется одурманенный гномами режиссер.

В то время, когда наблюдаешь, как ватага гномов (плюс Бильбо) топчется по студии и пререкается (перед камерой и за камерой), сходу вспоминаются «Преступники во времени», и анархические эйфории раннего Джексона: «В нехорошем вкусе», «Живая мертвечина», возмутительные «Фиблы». День назад на студии снимали первое в мире «выдергивание гномьих трусов» («Это было в приложениях!» – клянется Джексон), а в павильоне «К» употребляется таинственный «соплемет».

18 октября 2010 года «Хоббиту» дали зеленый свет и прописали дату начала съемок: 21 февраля 2011 года. Режиссером стал Питер Джексон, роль Бильбо Бэггинса досталась комику и британскому актёру Мартину Фримену. Сейчас возможно было затевать снимать фильм.

Правильнее, фильмы: мысль разбить «Хоббита» на две картины, «Неожиданное путешествие» и «В том направлении и обратно», появилась еще во времена дель Торо.

Аргументация тут в полной мере толкиновская. В то время, когда был опубликован «Властелин колец», его автора также тревожила стилистическая пропасть между двумя текстами, создававшихся с разрывом в двадцать лет. «Они не сочетались не только стилистически – в том месте были расхождения и по фактам, и по сюжету», – отмечает Джексон.

В широких приложениях к «Возвращению короля» Толкин постарался решить эту проблему. Он говорит о Кольце, как оно с запозданием оказало влияние на Бильбо (намекая, что мемуары и память хоббита были искажены), растолковывает необычное отсутствие Гэндальфа в середине книги (Толкин понял, что могущественному чародею довольно часто получалось подавить потенциальные опасности в зародыше, и потому с радостью отсылал Гэндальфа в неожиданные командировки) и обрисовывает эпический фон злополучного гномьего похода.

Фото со съемочной площадки фильма Хоббит: Нежданное путешествие

Через несколько дней по окончании отечественного визита Гэндальф и Элронд отправятся на разведку в мрачные подземелья лесной твердыни Дол-Гулдур (на ранних скетчах это каменные руины, обжитые ядовитой фауной Лихолесья). Подобные эпизоды хоть и вызывающи большие сомнения с позиций канона, но связывают «Хоббита» с апокалиптическими событиями «Властелина колец»; в итоге окажется сага из пяти фильмов. Джексон поясняет: «Саурон в обличье Некроманта набирался сил в Дол-Гулдуре, и Гэндальф отправляется в том направлении на разведку».

До тех пор пока режиссером был дель Торо, Джексон сознательно держал расстояние. Над «Хоббитом» трудилась его съемочная несколько, люди, каковые дошли с ним до Роковой Горы. При чего инстинкты подсказывали им обращаться к Джексону.

Исходя из этого он запретил себе кроме того одним глазом смотреть за тем, что мексиканский выдумщик придумывает в том месте вместе с такими ветеранами «Властелина колец», как художественный редактор Дэн концепт и Хенна-живописцы Алан Ли и Джон Хоу. «Я желал, дабы у Гильермо были развязаны руки», – настаивает Джексон.

Но позже Гильермо ушел.

«Я весьма нервничал», – согласится Джексон. Как и говорливый Джулс из «Криминального чтива», он пребывал «в переходной фазе». Что мне сейчас делать? Какое кино я снимаю? «Я думал над тем, обязан ли я применять все наработки Гильермо.

Я не осознавал, как мне быть с этим кино».

Бегая из одного отдела студии в второй, Джексон открывал для себя сегодняшний вид Озерного города, дворца Трандуила, Троллевых Пущей (где Бильбо встречает троллей, которых отыщут окаменевшими в «Братстве Кольца») и, само собой разумеется, Смауга Страшного, «громадного золотисто-красного дракона», что приведет фильм к огненному финалу. Джексон желал заметить все эскизы, а не только те, что выбрал дель Торо: «Я направлял работу в нужную мне сторону». Он разрешил себе снимать собственный личный фильм.

Не смотря на то, что дель Торо и утверждал, что желал сделать подводку к «Властелину колец» Джексона, его дилогия не должна была стать подобострастным приквелом. Хенна упоминает о том, что в ранних эскизах виделся мотив часового механизма: широкая механическая цивилизация, налет стимпанка. В долгом интервью The New Yorker дель Торо сказал о цифровой «замене неба» с целью достижения «красивого результата».

Режиссер собирался применять как картинки Толкина, так и собственные – включая наброски закованных в броню троллей, каковые сворачиваются в металлические шары. Говорили, что вместо компьютерных созданий в фильме покажутся механические костюмы. У вождя гномов Торина имелся шлем с выдвижными рогами.

В общем, было рукой подать до экзотических пространств «Хеллбоя».

Фото со съемочной площадки фильма Хоббит: Нежданное путешествие

Джексон расточает похвалы дель Торо, внесшему неоценимый вклад в «Хоббита» (он останется в титрах как соавтор сценария), и говорит, что его авторитет на фильм некуда не убежит. «В “Хоббите” совершенно верно имеется его гены, – радуется Джексон. – Они и должны в том месте быть. Кое-какие его планы я»

Гэндальф опять на коробке. Камера скользит над ривенделлскими ступенями, дабы рассмотреть за плечом колдуна ватагу гномов – и продемонстрировать положенную отличие в росте. В фильмах будут использованы всевозможные приемы цифровой волшебстве, но иногда нет ничего лучше ветхого хорошего древесного коробки. Элронд (также на коробке) выступает перед прибывшей группой с хлесткой эльфийской речью (Хьюго Уивинг зубрит ее между дублями).

Глоин (Питер Хэмблтон), папа Гимли, подозревает вероломство. Но чародей – со вздохом глубоким, как Казад-Дум – заверяет гнома, что в приглашении на обед ничего ужасного нет. Ах, обед?

Что же он сходу так и не сообщил?

Среди характерного для «Хоббита» обмена любезностями (опасность, сдобренная юмором) стоит Бильбо, с разинутым ртом глазеющий по сторонам (умный движение: режиссер попросил его крутиться в обратном направлении по отношению к движущейся около него камеры). Волосы у него рыжеватые, а не тёмные, и он старше, чем Фродо, но Бильбо все равно очень сильно напоминает собственного племянника.

Выбирая исполнителя ключевой роли, дель Джексон и Торо сошлись во мнении, что Мартин Фримен – это их хоббит: незадачливый авантюрист , которого грубо выпихнули из комфортной норки на неспокойные просторы Средиземья. Фримен, как истый британец, создаёт чувство педанта, хоббит в его выполнении напоминает Ноэля Кауарда либо Стивена Фрая – он комично осмотрителен и куда менее важен, чем Элайджа Вуд. Встретившись с дель Торо и Джексоном в Англии, Фримен был ошарашен и не имел возможности дождаться начала съемок.

А ждать было нужно продолжительно.

«Мы не могли сообщить Мартину, в то время, когда начнем снимать, пока не разрулилась обстановка с MGM, в результате которой проект покинул Гильермо», – говорит Джексон. К сожалению, он осознавал: нереально заключить контракт с актером, не имея графика съемок. В то время, когда обстановка приблизилась к развязке, Фримен должен был отказаться от роли – он подписал с BBC договор на второй сезон «Шерлока».

Как будто бы по плану коварного Мориарти, мечта актера о «Хоббите» рассыпалась в прах.

Джексон тщетно пересмотрел 60 записей проб, каковые они с дель Торо устроили в отыскивании Бильбо (единственный, кто рассказал о участии в этих пробах, – Мэттью Гуд). Кандидатов не нашлось – никто не имел возможности сравниться с Фрименом. Как будто бы хотя помучить себя (не смотря на то, что Джексону и нравится английское телевидение), режиссер скачал первые серии «Шерлока» на собственный драгоценный iPad: «Я наслаждался сериалом, но чувствовал себя глубоко несчастным.

Я не имел возможности прекратить думать о том, как идеально Мартин подходит на роль Бильбо». Взглянув перед сном финал сезона, Джексон после этого проснулся в три либо четыре часа ночи и схватился за телефон.

«Я позвонил агенту Мартина: не желал бы тот сниматься у нас в перерывах между съемками “Шерлока”?» Согласие Фримена прилетело скоро, как стрела. Джексон отважно переделал график, включив в него две десятинедельные паузы, разрешающие Фримену возвращаться в Англию и переключаться с Бильбо на Ватсона. Вместо теле-Холмс, Бенедикт Камбербэтч, дал согласие одолжить Смогу собственный пленительный голос (быть может, он будет сказать и за Некроманта).

Дабы квазикроссовер с Шерлоком Холмсом был полным, Стивен Фрай (Майкрофт Холмс, брат детектива в исполнении Роберта Дауни-мл. в будущем сиквеле Гая Ричи) сыграет жадного бургомистра Озерного города, пораженного «драконовой заболеванием».

Фото со съемочной площадки фильма Хоббит: Нежданное путешествие

«А я до тех пор пока буду заниматься подготовкой и монтажом к следующей порции съемок», – предвкушает Джексон. Никто не будет мешать ему трудиться над превизуализацией громадных сцен – с повелителем гоблинов, бегством гномов в бочках, Лихолесьем и «паучьей темой». Здравый суть взял верх, обозначив всю потенциальную полноту власти Джексона над студией.

Парадоксально: съемки, наконец-то начавшись, не так долго осталось ждать закончатся опять. Действительно, временно.

В павильоне «Н» режиссер скользит между мониторами с чашкой чая – таковой огромной, что, быть может, она была некогда частью увеличенного хоббитского реквизита. Джексон приглашает нас следовать за ним. Под прицелом двух камер – прохладные залы ривенделлской библиотеки, где Торин (Ричард Армитейдж) неохотно передает тайную карту Элронду, а тот пристально ее изучает.

Балин (Кен Стотт), Гэндальф и Бильбо остановились в нервном ожидании. Благодаря волшебству Лесни сцена залита серебряным лунным светом. Джексону требует пара дублей, он выпрыгивает из кресла, раздает указания. Он убедителен и точен.

Режиссер обращает внимание на мелочи, пробует новые подходы, мягко настаивает на своем; актеры делают все его требования. Торин Армитейджа особенно выделяется собственной металлической убедительностью – чем-то напоминает ту энергию, которую Вигго Мортенсен положил в Арагорна.

«Я процессом», – повторяет Джексон, в то время, когда далекий ассистент призывает актеров на следующую съемку. Режиссер ни при каких обстоятельствах не претендовал на особенную толкинутость. Воплощением личных пристрастий был «Кинг Конг». «Милые кости» были рискованной попыткой предложить зрителям что-то новое. Неудивительно, что Джексон чувствует себя так непринужденно.

Будь то будущее, расчет либо радость от возвращения к Средиземью, но напряжение куда-то провалилось сквозь землю. «Понимаете, я, может, еще поболтаю с Warner по поводу “Сильмариллиона”», – ухмыляется Джексон. Быть может, тут только часть шутки…

«Хоббит: Неожиданное путешествие» выйдет в прокат в декабре 2012 года

Пакетики — Хоббит — Hobbit


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: