Искорка, которая отдаётся в сердце

искорка

Вот уже практически полтора года с завидной регулярностью выходит на канале «Культура» передача «Романтика романса». Она весьма скоро стала популярной и собирает у экранов телевизоров большое число зрителей, о чем свидетельствуют бессчётные письма с пожеланиями и отзывами, неизменно приходящие в адрес передачи.

Отечественный обозреватель Александр ЛОКТЕВ, неднократно находившийся на съемках передачи «Романтика романса», встретился с ведущими передачу Леонидом СЕРЕБРЕННИКОВЫМ, Валерием САФОШКИНЫМ и редактором-консультантом Аллой ГОНЧАРОВОЙ.

— Валерий Дмитриевич, в то время, когда в эфир вышла первая передача? — Это случилось 10 октября 2000 года. Я в качестве, как говорит, Леонид Серебренников, специалиста поведал телезрителям о зарождении романса, назвал его выдающихся исполнителей, телезрители заметили фрагменты съемок отдельных исполнителей. Это была, по существу, вводная часть.

— А кому принадлежит авторство идеи передачи? — Мне позвонил Леонид и говорит: «Слушай, Валерий, имеется мысль сделать на канале „Культура“ передачу о романсе. Вот, ищем человека для исторической части». Но, возможно, «ноги растут» все же из телевидения.

— Такое предложение было, по всей видимости, бальзамом на душу? — Само собой разумеется, я так как пара лет вел на канале РТР программу «Звезды на 78». Передачи этого цикла были посвящены мастерам эстрады начала XX века, истории отечественной грамзаписи, развитию и зарождению производства пластинок, творчеству Н. Плевицкой, А. Давыдова, В. Паниной, Н. Дулькевич, Н. Тамары, А. Вяльцевой и многих вторых.

Мы не исчерпывались лишь студийными съемками, а выезжали для подготовки передач на места, где актеры жили, выступали, а также в «Яр», в Измайловский парк, где торгуют ветхими пластинками, патефонами и граммофонами. Вы, возможно, додумались, что «78» в заглавии передачи — это число оборотов при прослушивании ветхих пластинок. Так вот, программу, увы, закрыли. Все стало финансово, а это была плановая передача, финансировавшаяся из бюджета.

Сейчас на телевидении часть бюджетных программ маленькая, так что очень много познавательных программ ликвидировали. Что же касается «Звезд на 78», не продемонстрировали кроме того отснятые программы.

— Какие конкретно, на ваш взор, самые удачные передачи «Романтики романса»? — Об Анастасии Вяльцевой. Это была одна из первых передач, и нам сейчас ясно, что нужно было делать о ней две передачи, как мы это сделали о Николае Никитском. А так очень многое из отснятого осталось за кадром.

Назову кроме этого передачи о Николае Рубцове, Надежде Обуховой, Изабелле Юрьевой (с рассказом Иосифа Кобзона), о композиторе Борисе Фомине, о Клавдии Шульженко и Николае Никитском.

— Пара слов о новых именах, зазвучавших в программе. — Кроме знакомства с романсами передачи так как имеют целью знакомство с новыми исполнителями. Для многих телезрителей стали открытием Дмитрий Шумейко, Олег Погудин, Нина Шацкая, Татьяна Отина.

После этого на вопросы ответил Леонид СЕРЕБРЕННИКОВ. 

— Леонид Федорович, кто «засветился» в программе «Поют юные», намерено посвященной молодым голосам? — Это Михаил Гужов — солист Громадного театра, Мария Смирнова — солистка детского музыкального театра имени Натальи Сац, Борис Борейко. К слову сообщить, Михаила ожидает дебют в опере «Князь Игорь», где он поет партию Кончака.

— Многие обратили внимание на то, что в программе нет цыган, возможно сообщить, прославивших жанр романса. — В этом нет какого-либо умысла. Отечественная программа задумана как романтика как раз русского романса. Сначала, кстати, она так и именовалась.

Мне вспоминается недавний разговор с Николаем Сличенко, что заявил, что нет для того чтобы понятия «цыганский романс». Вправду, романс изначально имеет русское происхождение. Придумывали романсы, в большинстве случаев, аристократы, каковые, но, выполнять их не могли, так сообщить, по определению: не барское это дело.

Выполнение романсов было уделом актеров, в значительной мере — цыган, каковые нечайно становились пропагандистами этого жанра, одновременно с этим привнося в выполнение собственный, цыганское.  Вторая ветвь русского романса попала на хорошую сцену благодаря Чайковскому, Глинке, Рахманинову, Алябьеву и многим вторым. В случае если же проследить развитие жанра дальше, то направляться заявить, что он медлено и незаметно перешел в творчество советских композиторов.

Не просто так же многие узнаваемые композиторы, с которыми я говорил, — Фрадкин, Колмановский, Баснер, Фельцман, Богословский, Хренников — не смогли выяснить отличие между лирической песней и романсом.

На остальные вопросы ответила редактор-консультант передачи Алла Сергеевна ГОНЧАРОВА. — Алла Сергеевна, Валерий Сафошкин считает, что мысль передачи зародилась на телевидении. Так ли это? — Инициатива делать «Романтику романса» моя. Желала бы сообщить: неправы те, кто считает, что романс — уходящий жанр.

Посмотрите, с каким наслаждением поет сейчас молодежь и Александра Вертинского, и Петра Лещенко! Отечественная передача знакомит телезрителей не только с ушедшими композиторами и исполнителями. Мы привечаем современников, к примеру, трио «Реликт», другие коллективы, эстрадных исполнителей, пропагандирующих романс в современном выполнении.

Словом, демонстрируем романс не салонным, ограниченным жанром, а непрерывно развивающимся, впредь до романса в современном аккомпанементе и джазовом ритме. Такому подходу соответствует и отечественный «съемочный павильон» — зал Литературного музея А.С. Пушкина: не светильники, не апартаменты дворцов, а современный зал, в котором замечательно соседствуют древний романс и современное компьютерное освещение.

— Я вас честно поздравляю с успехом, поскольку передачи пользуются громадной популярностью и завлекают все новых и новых телезрителей. — Да, рейтинг программы довольно высокий.

— Хотелось бы познакомиться с письмами, пришедшими по адресу вашей передачи. — Прошу вас, вот кое-какие из них. Обратите внимание на их географию: Подмосковье и Москва, Севастополь, Смоленск, Омск, Минск, Петербург, Пермь, Таллинн и многие-многие другие. Кроме писем, нам шлют аудио и видеокассеты с предложениями собственного участия.

— Учитывая такую популярность, жалко, что передача идет только раз в 14 дней, а повторяется в рабочее время буднего дня. В случае если я, к примеру, в очередную субботу не смог разглядеть передачу, то следующую замечу только через 14 дней, другими словами спустя месяц по окончании просмотренной ранее, а пропущенная передача для меня безвозвратно утрачена.

А если бы ее повторять в следующую субботу, на данный момент свободную от «Романтики романса»? — Само собой разумеется, это было бы удобно для многих телезрителей, но данный вопрос — не ко мне, а к дирекции канала. К тому же, эфирное время много стоит.

— И последний вопрос. Присутствуя на съемках некоторых передач и позже смотря их же по телевизору, я много раз убеждался, что многие занимательные моменты в передачу не попадают. Это относится и рассказов Валерия Сафошкина, самобытных и неповторимых по приводимым фактам, и выполнения певцами отдельных романсов. Жалко так как!

Я говорю это к тому, что через чур мало времени отводится на передачу! Она заслуживает большего эфирного времени. — Само собой разумеется, жаль! Но мы обязаны уложиться в «прокрустово ложе» отведенных нам двадцати шести мин.. И мы до тех пор пока нашли таковой выход: делаем две передачи, как это было с Николаем Никитским.

Но между двумя передачами — пауза в 14 дней. И это, конечно же, снижает эмоциональное чувство. Это — вынужденная мера.

Многие телезрители недоумевают в собственных письмах, из-за чего на такую популярную передачу не отводят хотя бы стандартные 39 мин., не говоря уж о пятидесяти двух. Сравнительно не так давно мне позвонила одна телезрительница и, полагая, что это от меня зависит, выразила собственный негодование по поводу того, что передаче отводится такое малое время.  Но данный вопрос, как и прошлый, направляться направить дирекции канала.

P.S. В то время, когда данный материал был уже написан, мне позвонил Валерий Сафошкин и сказал, что его пригласили в подмосковную Ивантеевку, дабы он участвовал в первом местном салоне… «Романтика романса». Красноречивое свидетельство нужности и популярности людям данной телепрограммы!  06.02.2002 

Отец отдал сердце своему сыну / Padre dona el corazon a su hijo.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: