Источники вдохновения аватара
Источники воодушевления «Аватара», в каковые попали, согласно нашей точке зрения самые различные вещи – от индейцев и подводного мир до Николая Дроздова и смурфов.
В прокат выходит «Аватар» /Avatar/ (2009) – грандиозный проект Джеймса Кэмерона, эпос, выполненный в 3D технологии. Мы его уже видели, но дали клятву кровью ничего о нем не говорить до премьеры – помимо этого, что это по-настоящему грандиозное кино. Исходя из этого нам остается лишь рассуждать о источниках и корнях воодушевления, к каким обращался Кэмерон причем лишь на те, что возможно заметить в трейлере и уже публиковавшихся отрывках.
Альянс светло синий
светло синий На’Ви Джеймса Кэмерона – не совсем люди, они ростом больше трех метров, у них имеется косы и хвосты с нервными окончаниями, которыми они пользуются для связи с природой, но человеческого в них все же довольно много, больше, чем в другом полковнике морской пехоты. светло синий цвет – в полной мере прозрачная метафора, не могли же они быть красноватыми, темно-коричневыми либо желтыми? «Они дикари и живут на деревьях» – что-то похожее говорили испанцы про индейцев, а британцы с португальцами – про негров. Но те, само собой разумеется, были без хвостов.
Но в кино светло синий было более, чем достаточно. Один из последних примеров – Врач Манхэттен из «Хранителей» /Watchmen/ (2009), в его случае синева как-то связана с всемогуществом и мудростью. Один из самых ранних примеров – серовато-фиолетовая маска Фантомаса на лице Жана Маре в любимой русскими зрителями комедийной версии этого старого комикса. Создатели фильмов об этом суперпреступнике первыми осознали, что данный цвет оптимальнееговорит о загадке.
Тот же прием применили позже в Гарри Поттере, где Воландеморт – воплощение всякого зла – также синеватого оттенка.
Тут запрещено еще не отыскать в памяти смурфов – мелкий голубоватый народец, что живет в лесу в домиках, выстроенных из мухоморов. Это таковой достаточно серьёзный для американской публики телевизионный сериал 80-х, сравнительно не так давно его цитировали (и высмеивали) в «Южном Парке», данной энциклопедии американской судьбе.
Что касается хвостов, то тут мы помянем Анджелину Джоли в фильме «Беовульф» /Beowulf/ (2007). Она в том месте, к сожалению, не светло синий, а приятного золотого цвета, но у нее имеется хвост – эротично и угрожающе шевелящаяся часть инфернального тела. Дамы с хвостом – тайная мечта любого мужчины, им возможно обнимать и делать различные другие нехорошие вещи.
доблесть индейцев и Тайная мудрость
Понятная кроме того из трейлера фабула «Аватара» – земляне разрабатывают нужные ископаемые далекой планеты, населенной племенами стрелков из луков, охотников и собирателей, живущих в мире со своей матерью-природой. Человечеству же этим На’Ви предложить, не считая взрывчатки и пуль, нечего.
О, да мы же знаем данный сюжет, в котором глупый белый попадает к таким милым и хорошим, а основное умным индейцам, а позже его соплеменники учат дикарей снимать скальпы и дарят им зараженные тифом одеяла! Один из последних примеров – «Новый мир» /New World, The/ (2005) Терренса Малика, поведанная заново девицы Капитана и история Смита Покахонтас (про них в Соединенных Штатах, кстати, имеется особая песенка, и не одна).
Второй мир – по-своему красивый, жёсткий и весьма логичный, неимеетвозможности восприниматься таким глазами белого человека. Белый человек видит в дикарях дикость, угрозу и антисанитарию.
В первой половине этого века антрополог и философ Клод Леви-Стросс (он, кстати, погиб, приблизительно несколько месяцев не дожив до премьеры «Аватара») придумал, что современная, допустим, англо-саксонская культура совместно со всем ее шекспиром, блэкджеком и шлюхами никак не более полезна, чем культура людоедов дельты Амазонки. В случае если продолжить эту идея, то каждый, кто пробует внедрить у дикарей водку, контрацепцию, ватерклозет и стоматологию, есть убийцей старой самобытной культуры – вот практически как те земляне, столь неудачно контактирующие с древними друидами На’Ви.
В общем, тут стоит наблюдать «Мертвеца» /Dead Man/ (1995) – для старой мудрости, «Верная рука – приятель индейцев» для примеров верного взаимодествия культур, «Австралию» /Australia/ (2008) – чтобы выяснить, как красив мир, что мы стёрли с лица земли, уничтожаем и будем уничтожать, «Чингачгук Большой Змей» (1967) легко для Гойко Митича, лучшего индейца вселенной, дабы его наследие не забылось.
Ну и кстати, в случае если уж на то пошло, стоит пересмотреть «Зулусов» /Zulu/ (1963). Храбрые, дисциплинированные, стойкие дикари, вооруженные луками и копьями смогут победить лучшую армию собственного времени, вооруженную пулемётами и винтовками. Вследствие того что на этом фильме, как и на «Аватаре» необходимо, вздыхая, думать о том, что было бы, если бы сибирский хан Кучум посадил Ермака на кол, если бы ацтеки сожрали сердце Кортеса, А индейцы из племени вампаноаг не обучили бы пуритан с корабля «Мэйфлауэр» сеять кукурузу, а зарезали бы их и забрали их дам и второе имущество.
Драконы
Само собой разумеется в «Аватаре» не настоящие драконы. Кроме того, сценаристы избегали этого слова: летающих ящеров, годных под седло, колонисты именовали «Баньши». Но мы-то знаем: каждая летающая ящерица либо змея, владеющая зачатками разума, злобная, хищная и покоряющаяся эпическому храбрецу – это дракон.
Либо не покоряющаяся, а просто сеющая смерть, падающая с неба, уносящая овец, детей и, с особым наслаждением, девственниц. Драконы существуют, ничего более ужасного и красивого на свете нет. Хотите удостовериться – посмотрите эпически прекрасный английский трэш «Власть огня» /Reign of Fire/ (2002).
Либо будущий 3D мультфильм «Как приручить дракона» /How to Train Your Dragon/ (2010). Либо плоховатую экранизацию «Колдуна Земноморья» Урсулы ле Гуин.
Ну либо просматривайте этого самого Колдуна, и «Хоббита» Толкина, «Ведьмака» Анджея Сапковского, русские сказки, скандинавские саги и греческие мифы. А оптимальнеесмотрите «Аватара» – все равно таковой физики драконьего полета, как нарисовали кэмероновские 3D колдуны вы кроме того сами себе не сможете представить.
Неукротимая планета
Первое, чем встретят калеку-морпеха Джейка на планете Пандора – инструктаж по технике безопасности. Маску не снимать, оружие из рук не производить: любая ползующая, прыгающая и летающая тварь на планете желает вас убить и сожрать ваши светло синий глаза.
Это, в общем, практически дословная цитата из «Неукротимой планеты» Гарри Гаррисона: в том месте на планете Пирр все растения и животные были связаны в единую нервную совокупность, могшую различать планы и агрессию уничтожения и пробовавшую истребить земных колонистов, как вредный вирус. А колонисты просто считаюм, что все, от травинки до больших хищников, соскучились по дусту, пуле, другим боеприпасам и огнемёту, нарушающим женевскую конвенцию 1899 года.
К нашему удивлению Гаррисона весьма не хорошо экранизируют, исходя из этого визуально Кэмерону было нужно пользоваться вторыми источниками воодушевления.
Сумасшедшие хвощи и папортники Пандоры – это «Парк Юрского периода» /Jurassic Park/ (1993). кораллы и Светящиеся мотыльки кислотных цветов – подводные съемки команды Кусто в Красном море и личный атлантический подводный проект Джеймса Кэмерона. Вечная, но такая хрупкая красота живой природы – передача «В мире животных» бессмертного Николая Дроздова, канал Дискавери и та сцена в мультипликационном фильме Роберта Саакянца «В светло синий море, в белой пене», где мелкую рыбку съедает рыбка побольше, ту – еще более большая, и без того потом до настоящей акулы.