К-19: создательца вдов
Я сперва не желал наблюдать “К-19?.
Еще не стерлась из памяти страшная “Охота за Красным Октябрем” с Шоном Коннери и Алеком Болдуином, военная история про русскую подлодку.
И вот снова то же самое, к тому же основанное на настоящих событиях.
Американцы не могут снимать кино про русских, в этом я уже убедился. Кроме того в случае если внезапно им удается состряпать что-то занимательное, гротескное изображение отечественных соотечественников совсем перечеркивает все остальные плюсы картины. И единственное, что остается в душе затем, обиды и чувство недоумения.
Но “К-19? снимала Кэтрин Бигелоу, режиссер превосходной ленты “На гребне волны”. И не смотря на то, что другие ее работы восхищения не вызывали, в душе теплилась надежда на то, что в случае если уж раз оказалось, то вероятно будет и второй.
1961 год. Карибский кризис. Мир на грани ядерной войны. Советское правительство не без оснований считает, что в случае если у нас в самое ближайшее время не будет ядерной подлодки, талантливой нести ядерные ракеты, то американцы подвергнут нашу страну ядерному удару.
Принимается ответ закончить строительство отечественной лодки со большим опережением графика и показать Америке ее боевую мощь.
Спешка же еще ни при каких обстоятельствах до хороша не доводила. Работа в три смены на фоне хронической усталости, за гранью людских возможностей ведет к желаемому результату – лодка готова. Но так ли уж оптимален результат этих сверхусилий?
Контролировать нет времени. А предпосылки тревожны…
На протяжении подготовки подлодки к первому рейсу случаются пара неприятных инцидентов, каковые приводят к увечьям и нелепым смертям среди команды. Хорошей замены в столь маленький срок подготовить нет возможности, исходя из этого приходится ограничиваться тем, что уже имеется, либо тем, что отправит “всевышний” в лице армейского руководства. В спешном порядке на К-19 завозится инвентарь, лекарства, продукты, снаряжение.
Не всегда нужного качества и не полностью. Тогда это думается мелочью, всего-то на несколько месяцев уплывают. Возвратятся, и тогда все исправим. Но что-то уж через чур много недоработок.
А моряки – народ суеверный. Кроме того, что лодка еще не вышла в море, а команда уже понесла кадровые утраты, к тому же на праздничном спуске на воду, бутылка шампанского не разбилась о ее борт. Символ беды, но…
Вот проводы закончились, и К-19 устремилась в открытое море с новым начальником на борту. Его появление насторожило экипаж, что не без оснований сохранял надежду, что капитаном станет старший ассистент Поленин – блестящий офицер, что не только знает лодку, очень хорошо, но и зарекомендовал себя как умный, решительный и требовательный глава, и чуткий, внимательный, хороший человек, душа команды.
А вместо этого им отправили офицера, о котором известно только то, что его тесть – большая шишка в высшем управлении страны. Имя нового начальника – Алексей Востриков (Харрисон Форд).
У него на плечах огромная ответственность перед руководством, народом и страной, у него в подчинении экипаж, без которого он – никто, и доверие которого еще лишь предстоит завоевать, и еще новейшая, второпях собранная субмарина, которую нужно поскорее приручить, испытать в боевых условиях и вынудить делать задачи. Полковник Востриков принимается за дело с таким рвением, что стонет и лодка, и команда. Что стремительнее сломается?
В противном случае, что неприятности у всех в первых рядах, ясно кроме того для тех, кто ни при каких обстоятельствах не наблюдает анонсы фильмов. Если бы все прошло без сучка, без задоринки, не стали бы снимать об этом кино. Кому весьма интересно заметить, как строится лодка, спускается на воду, выходит в море, делает задание и возвращается на базу?
То, что случилось в будущем, заслуживает целой книги. По причине того, что события, случившиеся на “К-19?, необычны.
Воздействие начинается быстро. Ограниченное корпусом подлодки, оно потрясает масштабами задействованных сюжетных линий на столь узком пространственно-временном континууме. Напряжение не только не спадает по ходу развития сюжета, но и понемногу увеличивается фактически до самого финиша картины.
История прорисована так красочно с психотерапевтической точки зрения, что кроме того не верится в то, что это всего лишь кино. Фактически перед каждым храбрецом стоит задача, от ответа которой зависит не только его будущее, но и жизнь вторых людей. На лодке друг за другом появляются обстановке, выход из которых при любом раскладе неосуществим без утрат.
Члены команды неизбежно совершают неточности, имеющие самые важные последствия. И винить их за это ненужно, по причине того, что неприятности кажутся неразрешимыми кроме того для тех, кто нормально сидит у экрана телевизора и не испытывает таких ужасных стрессов, каковые выпали на долю экипажа. Все это выглядит на удивление правдоподобно.
Кроме того выговоры расставлены как раз так, как было в действительности в те далекие годы.
Поражает, как американскому режиссеру удалось осознать широкую русскую душу, соединить воедино с той сложной, для многих на данный момент непонятной, публично-политической обстановкой в стране и сделать верные выводы.
Исходя из этого такими объемными оказались роли старпома Поленина, других персонажей и командира Вострикова. И что самое необыкновенное, все они приводят к симпатии. Их всех можно понять.
Сыгравшие в фильме американские актеры мне понравились. Без небольших накладок, само собой разумеется, не обошлось, но смотрелись все весьма достойно. Как было 40 лет назад, и я, русский человек, могу лишь догадываться, но как это преподнесли нам, мне понравилось. Очень сильно отработал Харрисон Форд, а Лайам Нисон. Актер то он хороший, но его прошлые роли меня как-то не трогали, а тут – совсем другое дело.
Его Поленин куда более естественен, чем известный Роб Рой.
Говорят, американская съемочная несколько проделала огромную подготовительную работу в Российской Федерации. Были встречи с яркими участниками тех событий, перелопачены горы документации в архивах и библиотеках, что положительно сказалось на результате. Американскому режиссеру блестяще удалось продемонстрировать героизм русских людей, их безграничный патриотизм.
Наблюдать “К-19? намного приятнее, чем “Брата” с его новорусскими понятиями о чести, любви и долге к Отчизне, чем пафосную клоунаду называющиеся “Сибирский цирюльник” и верный сопливо-жалостливый “Восток-запад”.
“К-19? – современный фильм об одной из самых броских и ужасных страниц истории России, напоминающий по классическому пониманию и глубине подхода патриотизма такие великие советские фильмы, как “Они сражались за Отчизну”, “Батальоны просят огня”, “Семнадцать мгновений весны”. Он оставляет в душе чувство признательности людям, совершающим подвиги ценой собственной жизни для своих друзей, нас с вами, и чувство гордости за страну, рождающую таких храбрецов. Жаль, что снимать такие фильмы отечественные обмельчавшие киношники уже не в состоянии.