Карен шахназаров: «снимая «белого тигра», я не мог договориться с самим собой»

карен

В прокат выходит фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» — необыкновенное кино, снятое в жанре военной фантастики, которое сначала думается тщетным экшеном, а в конце внезапно обрастает глубокой философией. Незадолго до премьеры съемочная несколько дала пресс-конференцию и поведала журналистам, что же это такое — «Белый тигр».

1945 год. Заканчивается война. СССР наступает, но на полях сражений неожиданно появляется «Белый тигр» — таинственный германский танк, мгновенно уничтожающий отечественные войска. Машина появляется из ниоткуда и имеет необыкновенный внешний вид: его броня выкрашена белой краской. Единственным человеком, выжившим по окончании столкновения с таинственным танком, выясняется сержант Иван Иванович Найденов.

Сейчас он совершенный воин: ничего о себе не помнит, не привязан к родным (он о них попросту не знает), не опасается смерти и одержим жаждой отомстить «Белому тигру». Он уверен: что танк, о котором ходят легенды, — это призрак. Сам же Найденов ведет себе необычно: говорит с бронетехникой и молится танковому всевышнему, восседающему на небесах.

Но сержанта, признав безумным, не просто оставляют в армии, но и повышают в звании, и назначают начальником особого экипажа, что приобретает задание отыскать и стереть с лица земли «Белого тигра».

Эта работа — первый фильм Карена Шахназарова о войне. На пресс-конференции режиссер согласился: браться за военную тему раньше  попросту опасался:

— Я в далеком прошлом желал снять что-то подобное, но не обнаружил на это ни физических, ни моральных сил. Снимать военное кино — работа весьма тяжелая. Но на данный момент я приблизился к такому возрасту, что не так долго осталось ждать сил уже не останется по большому счету никаких.

Помимо этого, мне попалась занимательная кинематографическая история, и я решил попытаться. Это кино потребовало всех знаний, каковые я купил за время работы. Я снял 14 картин, но все равно, приступая к съемкам, до конца не осознавал, как это все возможно продемонстрировать на экране.

Помимо этого, как согласился режиссер, он желал дать дань памяти собственному отцу-фронтовику, и как раз ему посвящена эта картина.

Сюжет фильма необыкновенен. Как верно увидел один из журналистов, картина как будто бы делится на две части: в начале это чисто зрительский экшен, в конце же кино все больше делается похожим на фестивальное, а завершается продолжительным монологом Гитлера. Обращаясь к высшим силам, он формулирует собственную философию: война не начинается и не заканчивается, она идет все время. Эту идея повторяет и танкист Найденов, что также, пускай и не столь красноречиво, выводит собственную истину: , пока существует танк-призрак — данный не добрый дух, порожденный войной, — на земле будет проливаться кровь:

— Он не провалился сквозь землю. Он затаился и в обязательном порядке возвратится через десять, двадцать либо пятьдесят лет.

— В войне постоянно присутствует мистика, — согласился Шахназаров. — Вот, к примеру, все товарищи в сражении погибли, а один кто-то выжил. Разве он не назовет это мистикой? А кино я все-таки снял одно, и в случае если кому-то думается, что картина складывается из двух частей, то я кроме того рад.

Я так не задумывал, но зритель все постоянно видит по-своему. Кстати, в моей жизни также находилась мистика, но это личное, и говорить об этом я не стану.

Кстати, никакого настоящего мифа в базе сюжета нет. На протяжении войны, вправду, ходило множество преданий о призраках, духах, помогающих воинам, но «Белый тигр» — история, от начала и до конца придуманная сценаристами.

«Белый тигр» — картина, целиком и полностью демонстрирующая возможности «Мосфильма», так как всецело была снята силами этого киноконцерна. Отметим, что Карен Шахназаров есть директором данной кинокомпании, но у Шахназарова-режиссера и Шахназарова-директора, как выяснилось, сложились непростые отношения:

— Я твёрдый глава и не всегда мог договориться с самим собой. Мы все снимали на «Мосфильме», но платили на неспециализированных основаниях. У нас были инвесторы.

Не могу на данный момент назвать правильный бюджет фильма, но он обошелся нам, думаю, в 10–11 миллионов долларов. В Европе такая картина стоила бы не меньше 35 миллионов.

Вся техника нашлась в коллекции «Мосфильма». Это настоящие танки, каковые принимали участие в войне.

— Воображаете, — продолжает режиссер, — им столько лет, а они заводились с первого раза. Я служил в армии, в бронетанковой дивизии, и у нас по тревоге не заводилось тридцать процентов автомобилей, а тут заводились все. Я восхищен работоспособностью техники того времени.

Специально для съемок была выстроена целая закинутая деревня, где проходили съемки танкового сражения. Попала в кадр и известная декорация «Мосфильма» «Ветхая Москва», действительно, сейчас она сыграла роль захваченного войсками СССР Берлина. Высокохудожественную декорацию выстроили и в павильонах киноконцерна. В том месте живописцы-постановщики вручную изготовили скульптуры людей, на фоне которых Гитлер рассуждает о философии войны.

В другом павильоне установили макет танка, в котором снимали внутреннюю часть автомобили.

— Мы снимали на 6—7 камер, — поведал режиссер. – Помимо этого, применяли различные «фишки». К примеру, устанавливали камеры на башню танка либо на гусеницы, и применяли потрясающую движущуюся платформу, которая помогла нам снять сцены в танка.

Сам же «Белый тигр» был изготовлен в двух экземплярах. Первый — правильная копия германского танка «Тигр», второй — мало похожая на оригинал, но более устрашающая модель. В итоге снять решили вторую: так как это все равно призрак, и не имеет значение, будет ли он похож на настоящую машину.

Журналисты отметили: все это помогло сделать сцены танковых сражений зрелищными. Кое-какие кроме того сравнили их с балетом:

— У вас в том месте храбрец говорит про воинов, что им не на сцене в Громадном театре выступать, а в танке сражаться, но в вашем фильме танки именно передвигаются, как актеры балета.

Примечательно, что исполнитель ключевой роли сержанта Найденова Алексей Вертков на съемках обучился руководить танком:

— Мне сейчас возможно ставить на права отметку «Категория Т», — пошутил он.

Но, это не единственный подвиг актера: на грим у него время от времени уходило по пять часов и еще 12 часов он снимался в данной пластической обожженной шкуре.

— Алексей об этом не говорит, — поведал Шахназаров, — скромничает. Но, поверьте, вынести это весьма непросто.

Алексей Вертков уже снимался у Шахназарова в «Палате №6», где игрался сумасшедшего философа. Сейчас же ему опять досталась роль человека не от мира этого: кроме того что его храбрец слышит голоса танков и поклоняется танковому Всевышнему, так еще и находится где-то между смертью и жизнью, поскольку зритель так и не осознаёт — человек он либо призрак.

— Я игрался одновременно и живого, и мертвого, — согласился актер. —  Не знаю, как это растолковать… В меня сидело такое чувство… Это не озвучить…

Оказать помощь актеру взялся Шахназаров:

— На съемках постоянно наступает период, в то время, когда кино начинает делаться само. Ты можешь сесть, закурить и ничего больше не делать. Я неизменно с нетерпением ожидаю этого момента. Кино тогда, действительно, получается совсем не таким, каким ты его задумал, но это и весьма интересно.

Вот и у актеров происходит так, что им ничего не требуется играться. Они просто живут в кадре и не смогут это растолковать. Я верно сообщил?

— Да, — подтвердил Вертков.

В картине  занято много и неумелых актеров. Режиссер согласился, что отбирать их было весьма сложно:

— Я желал насыть картину лицами того времени, но у отечественного поколения совсем другие глаза. Было тяжело, но, думаю, мы совладали с задачей.

В сценах сражений же игрались настоящие армейские. Они кроме того гонорара не просили: им было весьма интересно попытаться в сражении легендарный Т-34. Кстати, как раз техника «Мосфильма» часто участвует в военных парадах, чем Карен Шахназаров весьма гордится:

— Мы собирали коллекцию техники годами и израсходовали большое количество сил, дабы сохранить ее.

Фильм «Белый тигр» выходит в один момент с картиной «Матч». Журналисты решили: философская фантастика Шахназарова проиграет драме о известном «матче смерти»:

— Давайте не будем делать прогнозов, — попросил режиссер. — Это я решил, в то время, когда фильм обязан выйти в прокат. У меня не так долго осталось ждать юбилей,  вычисляйте это моим подарком самому себе.

Не смотря ни на что, «Белый тигр» — неоднозначная картина. Но многим она может понравиться хотя бы вследствие того что в ней большое количество экшена, и танки, вправду, время от времени кажутся живыми.

Юлия Шершакова

Фото Ларисы Камышевой

Карен Шахназаров: с Америкой ни о чем нельзя договориться


Темы которые будут Вам интересны:

Вам понравиться