Кина не будет?
Для советского кино обстановка, в то время, когда дорогостоящий фильм с хорошими актерами ложился на полку, была простым делом: в случае если лента не нравилась приемной рабочей группы, ее имели возможность не только искромсать ножницами цензуры либо закрыть в чулане на целые десятилетия, но и вовсе стереть с лица земли. На идеологии в СССР экономить было не принято. Голливудские студии трудятся куда прагматичней, исповедуя принцип «уж в случае если деньги положены, нужно их вернуть любой ценой».
Дабы фильм со звездными актерами положили на полку и покинули пылиться, не пробуя никому продемонстрировать, должно произойти что-то вправду из последовательности вон. Такие ленты-тайной приводят к естественному любопытству публики и иногда обретают легендарный статус, не смотря на то, что они и не всегда этого заслуживают. О них отечественная сегодняшняя подборка.
Сутки, в то время, когда клоун плакал (1972) / The Day the Clown Cried
драма
Режиссер: Джерри ЛьюисВ ролях: Джерри Льюис, Питер Альм, Ларс Амбле, Харриет Андерссон, Йонас Бергстром
На съемочной площадке фильма Сутки, в то время, когда клоун плакал
Льюис и Знаменитый комик взял в начале 70-х очень рискованное, но наряду с этим заманчивое предложение от европейского продюсера Ната Вахсбергера – срежиссировать кинокартину о германском клоуне-неудачнике, что попал в концлагерь за пьяное пародирование Гитлера, подружился в том месте с иудейскими детьми и развлекал их в последние дни перед неизбежной смертью в газовой камере (в данной камере клоун погиб и сам, не сумев покинуть собственных благодарных зрителей). Заманчивость пребывала в провокативности – такая тема имела возможность сорвать «Оскар».
Но и риск был высок: жизнеутверждающее кино на тему холокоста смотрелось задачей непростой, в случае если по большому счету реализуемой. Недаром от проекта отказалось уже пара режиссеров.
«Мой кусок хлеба – это комедии, господин Вахсбергер, – удивился Льюис, – и вы задаёте вопросы, готов ли я вести детишек в газовую камеру?» Но за фильм взяться все же дал согласие, тем более что ему в том месте предлагалась не абы какая, а ключевая роль. В первой половине 70-ых годов двадцатого века Джерри совершил съемки в Европе (а также на локациях настоящих концлагерей), похудев за это время на 16 кг, потому, что питался шесть недель одними грейпфрутами.
Но все сначала пошло не так: продюсер был прохвостом и не заплатил ни сценаристам, ни актерам, ни киногруппе. Он и не имел возможность этого сделать, потому, что исчерпал собственные финансы еще до начала съемок – более того, кроме того опцион на экранизацию скрипта истек раньше, чем в первый раз щелкнула хлопушка. Дабы доснять фильм, Льюис положил в него собственные индивидуальные два миллиона, а главу продюсирующей компании Europe Studios в раздражении обрисовал прессе как полного импотента, не только зажилившего деньги, но кроме того ни разу не явившегося на съемочную площадку.
Стороны перессорились. Вахсбергер забрал негативы и закрыл их в собственном сейфе, а против Льюиса подал иск о нарушении договора. Льюис, но, сейчас уже успел кое-как смонтировать картину, сделать себе копию и сбежать в Соединенных Штатах, давая слово продемонстрировать ее широкой публике сразу после премьеры в Каннах в 1973-м.
Но фильм не попал ни в Канны, ни по большому счету никуда: сценаристы Джоан О Брайен и Чарльз Дентон, ознакомившись с «черновым вариантом», пришли с кошмар от трансформаций, самовольно внесенных режиссером в сценарий, и запретили показывать «Клоуна» людям в каком-либо виде. На их взор, попытки Льюиса сделать гордого, гниловатого персонажа «более красивым», а саму историю поведать в «чаплинской» комической манере непоправимо сломали целый план. Это больше не была драма об искуплении гордеца – оказалась какая-то больная комедия, при просмотре которой, но, никому не смешно.
Собственному сценарию авторы пробовали дать движение и позднее. В начале 90-х годов были попытки снять ремейк с привлечением русском студии «Ленфильм» и Робином Уильямсом в ключевой роли, но они сошли на нет, в то время, когда «Оскар» взяла «Жизнь красива» – лента очень схожей тематики.
Не обращая внимания на то что «Сутки, в то время, когда клоун плакал» не показывался кроме того на фестивалях, одна из копий каким-то образом все же просочилась в частные руки, потому, что каждые пара лет появляются новые кинокритики, высказывающиеся об этом фильме, избегая, но, упоминаний о том, где они его имели возможность взглянуть. Кроме этого в сети время от времени появляются отрывки (самой большой утечкой стала получасовая нарезка малоизвестного происхождения, всплывшая несколько месяцев назад). Режиссера все это не радует.
Почитав отзывы разочарованных критиков, он признал, что совершил неточность и уже много лет отвечает интересующимся, что выпустить фильм не имел возможность, даже если бы захотел: через чур в том месте все запутано с правами. Но он и сам не хочет, дабы люди видели итог, потому, что это халтурная работа, за которую ему сейчас весьма стыдно.
В текущем году Джерри стукнуло 90, и он передал собственную копию «Клоуна» в Библиотеку Конгресса, попросив, но, не показывать ее на экране до 2025 года. Потому, что Льюис вряд ли рассчитывает дожить до ста, его расчет понятен. «А чем закончится, я вам и без того могу поведать, не жалко», – кисло комментирует Льюис. Благодарю, Джерри, но ответ на данный вопрос мы знаем и без того.
Но, если доверять немногочисленным счастливцам, взглянувшим фильм, горевать совсем не о чем, и если бы не интрига с запретом на релиз, обсуждать было бы вовсе нечего: это легко нехорошее, неудачное, немощное кино, пробующее неуклюже шутить на тему, на которую шутить не нужно, и исправить эту его сущность не окажет помощь никакой перемонтаж. Поверим критикам.