Даг лайман: «наш фильм — это не просто гора спецэффектов»

Режиссер фантастического боевика «Грань будущего» Даг Лайман есть далеко не новичком в мире крупнобюджетных блокбастеров, но начинал он собственную карьеру в свободном кино. Его дебютная работа «Тусовщики» с Винсом Воном и Джоном Фавро, снятая всего за 200 тысяч американских долларов, стала большим хитом в середине 1990-х. За ней последовала криминальная комедия «Экстази», с которой Лайман достаточно удачно выступил на территории Квентина Тарантино.

Мировая известность пришла к Дагу Лайману по окончании выхода шпионской ленты «Идентификация Борна». В будущем он снял боевики «Господин и госпожа Телепорт» и «Смит», и триллер «Игра без правил». За «Грань будущего» с Томом Крузом и Эмили Блант Лайман уже взял громадную порцию похвалы от критиков.

КиноПоиск участвовал в QA-сессии с режиссером на особом пресс-мероприятии к релизу фильма в Лондоне, где Даг Лайман поведал о создании «Грани будущего», собственных неудачах и успехах, и об отношении к индустрии сериалов.

Даг лайман: «наш фильм — это не просто гора спецэффектов»

— По окончании предварительного просмотра некоторых видеоклипов у нас сложилось чувство, что в вашем фильме «Грань будущего», без сомнений, присутствует изрядная часть юмора. Было ли это изначально заложено в сценарии? Либо же все рождалось при помощи гениальной импровизации актеров на съемочной площадке?

— Честно говоря, в самом сценарии было не очень-то и большое количество юмора. Иногда на съемочной площадке отечественным актерам приходилось импровизировать в совсем нелегкой обстановки, поскольку на них были надеты некомфортные и громоздкие бронекостюмы. Как вы осознаёте, в один момент шутить и передвигаться в аналогичной манере — это уже сам по себе трюк.

Нам кроме того было нужно задействовать особые краны, провода и тросы, дабы поддерживать их равновесие. В общем, легко кошмар! Как же я питаю зависть к Роберту Дауни-младшему, поскольку он в фильмах Marvel Studios значительно чаще экипирован лишь отдельными фрагментами брони Металлического человека, а не полным набором, как это довелось делать нам.

Было множество репетиций, на которых я нежданно для себя открыл, сколько узкого и искрометного юмора имеется в богатом актерском арсенале Тома Круза и Эмили Блант. Опасаюсь показаться нескромным, но пологаю, что у меня также имеется хоть какое-то чувство юмора. Так что все мы совместно кропотливо разрабатывали как раз те эпизоды фильма, каковые казались отечественной команде по-настоящему забавными.

— Как реалистичным вы желали сделать данный фильм, заблаговременно зная, что в нем будут инопланетяне?

— Для меня было очень принципиально важно, дабы моя кинокартина не представляла собой только одно целое нагромождение разных эффектов. Я стремился добиться обоснованной и в полной мере реалистичной воздуха, не обращая внимания на очевидное присутствие инопланетных существ в фильме. Конечно же, это было тяжело, но полностью нужно.

Еще в 2012 году, задолго до начала отечественного съемочного периода, мне удалось взглянуть какое-то количество видеоклипов к популярным летним блокбастерам, в которых главные храбрецы сражались с полчищами инопланетян. А также по технологическим меркам того времени все это зрелище показалось мне уж через чур неестественным и неправдоподобным. Как по большому счету без шуток может идти обращение о спасении мира, в случае если все, что происходит на экране, выглядит как какая-нибудь второразрядная компьютерная игра?

И где же тут реализм?

— Как вам удалось создать такое интенсивное и предельное чувство опасности, учитывая то, что храбрец Тома Круза в фильме много раз гибнет и после этого оживает?

— Да, это было вправду сложно, и мы продолжительно бились над этим нюансом. Что касается вашего вопроса, то ни один из аналогичных моментов, как мне думается, в фильме не повторяется, даже в том случае, если все события и дни остаются те же. Билл Кейдж (Том Круз) всегда прогрессирует и ни при каких обстоятельствах не делает что-либо два раза.

В себя он замечательно поймёт, что ему нужно будет потратить целую вечность в одной нескончаемой битве с неприятелями в качестве пленника нескончаемой временной петли. Это событие есть для него сущим адом, поскольку Кейдж — сам по себе не хватает храбрая личность. И его схватка со временем дает замечательный толчок последним сорока минутам картины, где Билл все-таки приходит к полному пониманию того, что он может стать самым простым смертным.

— Если судить по вашим главным высказываниям, возможно сделать вывод, что вы, по сути говоря, броская творческая личность, которая ни при каких обстоятельствах не ищет легких дорог в жизни. Так ли это?

— В случае если поискать какое-нибудь успешное сравнение, то я скорее похож на летчика воздушного судна, что предпочтет лететь в сильную грозовую бурю, нежели будет ждать более благоприятных условий. Для кого-то безопасность превыше всего, а для меня наличие риска и любых препятствий есть легко насущной необходимостью, поскольку это дает мне определенный энергетический драйв. Вероятнее, это было уже изначально заложено в моем ДНК. (Смеется.) По всей видимости, мне суждено тяготеть к самым сложным и противоречивым вещам как в кино, так и в жизни.

— Нуждаетесь ли вы как режиссер в ком-то, кто будет давать вам какие-нибудь полезные советы при работе над фильмом?

— Согласиться честно, нет. В то время, когда я снимал «Идентификацию Борна», мой первый фильм для студии Universal, то сотрудничал с одним известным продюсером, на которого, как я тогда предполагал, возможно было в полной мере положиться. Но данный человек нам больше мешал, чем помогал, и всегда твердил о том, что следует сделать, а что нет. Припоминаю и еще таковой случай из 1990-х, в то время, когда я делал фильм «Тусовщики».

Тогда я кроме того не имел возможности позволить себе пригласить ни одного более-менее знаменитого актера, поскольку это было нам совсем не по карману. Однако это не остановило меня от реализации многих вторых ответственных вещей в этом проекте. В итоге мы сняли картину всего лишь за каких-то 200 тысяч американских долларов, а мой следующий фильм «Экстази» обошелся уже в 3 миллиона долларов.

Затем никто из киноиндустрии уже очень не имел возможности давить на меня как на режиссера.

Исходя из этого я совсем не осознаю тех крутых продюсеров, каковые довольно часто пробовали убедить меня в том, что мы чего-то не можем. Мне время от времени приходилось напоминать им всем о том, что я нормально имел возможность снимать собственный раннее кино за совсем смехотворный мизерный бюджет. Как же не легко ладить с подобными людьми!

У меня таковой подход: в случае если у тебя имеется мысль, в которую ты свято веришь, то все равно сможешь ее осуществить любыми средствами, и не имеет значение, какие конкретно для этого пригодятся деньги.

— (Вопрос КиноПоиска) На протяжении сегодняшнего мероприятия для прессы вы говорили о фильме «Телепорт» и о том, как вы иногда учитесь на собственных неточностях. Имеете возможность ли поведать об этом поподробнее?

— Увлекательный вопрос. Жаль, что данный фильм 2008 года понравился далеко не всей зрителей. Дело в том, что «Телепорт» — это история о супергероях, но я сначала решил пойти против штампов и всяческих правил, присутствующих во многих картинах аналогичного жанра.

Я тогда сообщил себе, что мы сделаем как раз то, чего публика будет ожидать меньше всего. Через личностную изменение главного храбреца Дэвида Райса (Хейден Кристенсен) мне захотелось проанализировать следующее: из-за чего всех людей со сверхспособностями машинально провозглашают в ранг хороших супергероев? И из-за чего они неизменно должны кого-то выручать, вместо того дабы хоть раз хорошенько поразмыслить о самих себе?

Я осознаю, к примеру, такую позицию по отношению к Человеку-пауку, Бэтмену либо Металлическому человеку, но в отечественном же случае все обстоит пара в противном случае.

Если вы взглянуть на большая часть моих фильмов, то осознаете, что в них значительно чаще основное действующее лицо — антигерой с целым ворохом неприятностей. Меня больше интересуют такие неоднозначные личности. Да и кто заявил, что в людской сущности все неизменно должно сводиться лишь к одному только позитиву?

И тогда у меня появилась вот такая уникальная мысль: в конце фильма для моего супергероя серьёзнее всего выжить, что совсем противоречит с тем клише, где в финале главный герой обязан во что бы то ни начало спасти собственную любимую девушку. Эта обстановка намного реалистичнее и олицетворяет собой что-то такое, что имело возможность бы случиться в действительности.

В свое время, в то время, когда я проходил учебу в Нью-Йоркской киношколе, у нас кроме того был особый курс, что, имеете возможность лишь представить себе, именовался как «Дама в ловушке». И, как вы замечательно осознаёте, эти слова говорят сами за себя. (Смеется.) Нас постоянно учили тому, что в третьем акте фактически любого экшн-фильма в обязательном порядке обязана находиться некая беспомощная женщина, нуждающаяся в помощи настоящего храбреца-спасителя.

Мне эти лекции на всегда запомнились, и вот исходя из этого вы ни при каких обстоятельствах не заметите для того чтобы расклада событий в моих фильмах. Ох уж эти голливудские клише!

Кстати говоря, совсем чуть не забыл упомянуть, что у «Телепорта» не было ни одного предварительного показа для простых зрителей, в отличие от моих прошлых фильмов, так что было сложно предугадать будущую реакцию публики. не забываю, в то время, когда у картины состоялся первый релиз, кое-какие люди, пребывавшие в зале, с негодованием бросали горстями собственный дурной попкорн прямо в экран. Я предполагаю, что им весьма не пришолся по нраву отечественный необычный эгоистичный супергерой, в корне отличающийся от того хорошего хорошего примера, к которому они все так привыкли.

Продюсеры всеми силами настаивали на необходимой смене концовки фильма, но я категорически отказался это делать. Мне все еще думается, что они до сих пор мне этого так и не простили. Однако я полностью не сомневается в том, что подобные риски иногда легко нужно брать на себя, если ты вычисляешь, что хоть чего-то стоишь в данной жизни, но от важных падений, увы, никто из нас не застрахован.

— (Вопрос КиноПоиска) В «Идентификации Борна» был весьма классный энергичный саундтрек, что удачно дополнял интенсивную воздух фильма. Стоит ли ожидать аналогичного результата от музыкальных тем композитора Кристофа Бека в «Грани будущего»?

— Да, непременно. Сначала желал забрать в проект композитора Джона Пауэлла, с которым мне неоднократно доводилось трудиться ранее, но на данный момент он так занят, что придумывает только одну хорошую музыку. Я, конечно же, уважаю его личный выбор, но весьма жаль, что в скором будущем мы так и не сможем с ним больше сотрудничать. Так, было нужно начать все сперва.

Мне хотелось отыскать композитора, что еще не пробовал себя в экшн-фильмах. Я остановил собственный выбор на Кристофе Беке, делавшем занимательные на данный момент в таких известных кинокартинах, как трилогия «Мальчишник в Вегасе», «Впритык», «Холодное сердце» и т. д. Он, без сомнений, гениальный композитор, что постоянно пишет качественные музыкальные темы для самых различных голливудских проектов. Если судить по тому, что я уже успел послушать от Кристофа, мне думается, что у нас с ним все превосходно окажется.

Совместно мы всегда пытаемся создать что-то неповторимое в плане звука для «Грани будущего», что сочетало бы в себе лучшие элементы от романтических комедий, классических военных и фантастических боевиков картин. Так как удачно подобранная музыка — это один из самых ответственных и определяющих компонентов при создании любого фильма.

К слову, мне очень импонирует то, что в фильмах о войне с инопланетными захватчиками ты как бы возвращаешься в более ранние времена, в то время, когда люди конкретно знали, кто есть их настоящим неприятелем. К примеру, в дни Второй мировой войны это были те, кто носил свастику. Тогда еще находилась явная грань между добром и злом.

на данный момент же всю землю стал более сложным и неоднозначным. Но в «Грани будущего» все предельно четко и светло: люди хорошие, а инопланетяне нехорошие.

И, конечно же, при помощи совершенно верно подобранной и эмоционально насыщенной музыки мы с Кристофом стремимся как возможно глубже раскрыть характеры двух отечественных главных героев (Билл Кейдж и Рита Вратаски), появлявшихся волею судеб в тылу неприятеля и совместно не легко переживающих все повторяющиеся события одного и того же проклятого дня.

— Вы как-то согласились, что вам понравилась оригинальность японского романа Хироси Сакуразаки «Все, что тебе необходимо, — убивать», на базе которого и был написан сценарий этого фильма. Но что вы сообщите по поводу мнения тех, кто уверен в том, что «Грань будущего» уж сильно напоминает что-то среднее между «Днем сурка» и «Матрицей»?

— Они, само собой разумеется, смогут сказать все что угодно, но пускай для начала хотя бы взглянут до конца мой фильм, перед тем как делать какие-либо поспешные выводы. Как я уже сказал ранее, мне весьма повезло, что я делаю эту картину как раз с Warner Bros, поскольку они здорово поддерживают меня фактически во всех творческих начинаниях. Компания весьма желала, дабы я создал что-то авторское и уникальное.

Очевидно, они замечательно знают, что франшизы с участием Бэтмена и Супермена всегда могут приносить им приличный доход, но они кроме этого верно поймут, что имеется место и для таких немногочисленных феноменальных проектов, каковые очевидно будут выделяться на неспециализированном фоне многих вторых фильмов студии. Так что представители Warner Bros. в полной мере уверены за судьбу «Грани будущего» в мировом прокате.

А вот с «Идентификацией Борна» было все по-второму. Я тогда, как самый настоящий мятежник, отправился против Universal и осуждал их в прессе при любой первой представлявшейся возможности. Но, как вы все понимаете, в итоге фильм был громадным хитом, чем я был в полной мере удовлетворен.

Тогда все наконец-таки осознали, что я нормально могу трудиться в полностью различных направлениях.

— Сложно ли вам было создавать совсем нового персонажа для Тома Круза, зная, что привычная публика значительно чаще принимает его как звезду популярных голливудских на данный момент?

— Я постоянно хотел создать подобную историю, где в самом центре внимания был бы как раз вот таковой нетипичный храбрец. И все это полностью уже находилось в отечественном сценарии. Простите, но еще раз возвращусь к сравнению с «Телепортом». Тут принцип тот же: в случае если у тебя имеются немыслимые сверхспособности, то это еще совсем не означает, что мораль в обязательном порядке должна быть где-то рядом.

Ты все еще остаешься той же личностью, которой был раньше, но с более усиленным и обостренным восприятием мира. В отечественном же случае персонаж Тома Круза так и не пройдет через полную изменение в избранного храбреца, которую все зрители уже заблаговременно ожидают заметить.

Мне хочется сообщить вам, что Том сначала деятельно поддерживал эту идею на все 100 %. Он на данный момент находится на самом пике собственной потрясающей актерской карьеры, где ему просто не терпится попытаться себя в чем-то новом и увлекательном. Нам невозможно повезло, что с нами трудится один из самых лучших и известных специалистов собственного дела.

— Что вы думаете о предстоящих приключениях Джейсона Борна по окончании завершения уникальной трилогии?

— С первыми тремя фильмами франшизы у меня ни при каких обстоятельствах никаких особенных неприятностей не было, поскольку мы все удачно распланировали заблаговременно. К тому же, с моей точки зрения, Пол Гринграсс — легко потрясающий режиссер. Я весьма горжусь тем, что у нас оказалось, а вот четвертая часть от Тони Гилроя меня разочаровала.

Но, понимаете, пологаю, что с пятой картиной мы уж точно не промахнемся, поскольку у руля будет совсем новый режиссер с увлекательным творческим видением. Мы возлагаем на данный проект большие надежды, но сейчас никаких подробностей до тех пор пока раскрыть вам не могу.

— (Вопрос КиноПоиска) Как вы вычисляете, смогут ли режиссёры и современные актёры удачно совмещать собственные творческие амбиции между миром телевидения и кино, как, например, это уже сумели сделать Кевин Спейси, Дэвид Финчер, Джоэл Шумахер и многие другие?

— Весьма кстати, что вы об этом упомянули, поскольку как раз на данный момент на американском телевидении показывают два больших шоу («Форс-Тайные» связи «и мажоры»), в создании которых я принимал самое яркое участие. К вашему сведению, я был одним из первых режиссёров, совершивших подобный переход на телевидение. Это случилось аж в далеком 2002 году.

Да и по большому счету мне нравится делать пара дел сходу. (Смеется.) В этом имеется какой-то необъяснимый драйв.

Соглашусь вам, что все было далеко не так легко, как это может показаться на первый взгляд. Я тогда большое количество дров наломал, в то время, когда всеми силами настойчиво противостоял немыслимому давлению со стороны Universal и ее тогдашнего начальника Стейси Снайдер на протяжении создания и продвижения «Идентификации Борна». Меня полностью не устраивал их обычный примитивный подход к жанру шпионских фильмов.

Лишь вообразите себе: они желали, дабы в финале Джейсон Борн один вступил в неравный бой с двумястами наемными убийцами! Их практически терзал одинаковый вопрос: из-за чего я просто не могу выполнить то, о чем меня просят? Я не только сообщил им, что это была самая глупая мысль, которую я когда-либо слышал в собственной жизни, вместе с тем поделился собственными личными мыслями с прессой.

В действительности это так плохо, в то время, когда кто-то, не имеющий ни мельчайшего представления о тяжелом режиссерском ремесле, хладнокровно и дерзко пробует забрать под тотальный контроль все твои творческие идеи, наряду с этим совсем не заботясь о мнении самого автора фильма.

Раз уж об этом зашел разговор, то ранееупомянутая мной мисс Снайдер именно и была одной из таких персон. В то время, когда я наконец-таки закончил монтаж «Идентификации Борна», то она тонко намекнула, что мне не место в киноиндустрии. Сначала я считал, что это заявление звучало уж через чур пафосно и самоуверенно с ее стороны, но позже все пристально взвесил и с кошмаром понял, что она в самом деле в силах перекрыть мне целый кислород!

Все шепетильно обдумав, я решил забрать маленький паузу на год и без шуток заняться телевидением, чтобы избежать лишних неприятностей на собственную голову. Зимний период 2003 года я создал телевизионный сериал называющиеся «Одинокие сердца», что сразу же стал настоящим хитом в Америке. Мне весьма нравится тот факт, что на телевидении ты вовсе не ограничен определенными временными рамками двух-трехчасового формата, как это значительно чаще не редкость в кино.

Так, создатели шоу приобретают редкую возможность до конца поведать всю собственную продолжительную историю. Понимаете, я с громадным энтузиазмом трудился над этим проектом, что, без сомнений, позитивно отразилось на моей предстоящей творческой деятельности.

Вот, например, практически через 14 дней я отправляюсь в Канаду для начала съемок первого эпизода пятого сезона «Тайных связей». Мне почему-то думается, что на данный момент как раз телевидение предлагает намного больше шансов для молодых начинающих талантов, нежели вся совместно забранная громоздкая киноиндустрия. Но в случае если внезапно в твои руки попадает таковой потрясающий проект, как «Грань будущего», то неизменно возможно сделать исключение из правил.

Создатель Ян Крылов

Интервью.Даг Лайман иЭмили Блант. Грань будущего (2014)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: