Коллекционер

Нас догоняет Коллекционер /Mastermind, The/ Юрия Грымова и сходу создаёт сложное чувство. Фильм не существует раздельно от внекинематографической жизни автора, что, в общем, не хорошо, и все же в нем не так уж мало хорошего.

Кадр из фильма: дама и КоллекционерКоллекционер

Хороши, как и Грымов знает, фактуры снятых материй и кое-какие кадры. В причудливом пространстве бродят белые дикобразы. По-настоящему, на манер Лив Тайлер из Ускользающей красоты, прекрасна в ключевой роли дебютантка Екатерина Волкова.

Смешно, в то время, когда советская пионерская песня про Красивое на большом растоянии в исполнении пресловутого детского хора Гостелерадио экранизирована в кошмарно-агрессивном духе ансамбля Kисс. И умозаключения типа Основное – не количество подлинников, а неизвестность количества подделок также забавны. Как и еще кое-что, это говорит о абсолютном владении постановочным ремеслом, с одной стороны, и о в полной мере художественном рвении сотворить новый мир, с другой.

К сожалению, мир, в котором Коллекционер сотворен целиком и полностью, с потрохами, вовсе не нов, а вечен, и всегда неприемлем. Это мир разлагающегося трупа либо, что то же самое, жертвы аборта. Звучит смешно.

Нет-нет, в то время, когда некрореалисты снимали Серебряные головы, смерть была наблюдена полностью живыми, остроумными людьми. В то время, когда Гринуэй делал собственные виньетки, это также был мир умирания чего-то весьма живучего, будь то Шекспир либо Сэй Сенагон. Определялась живость возможностью ассоциаций и связей, хоть какие-то из которых да появлялись в любом без исключения зрителе. В совершенстве появлялось единство.

В Коллекционере на полтора часа – линия в ермолке, его чертова кукла-дочка и три ее придурка-жениха, Кого выбрать из женихов просто так, без тайных либо опробований? Ну, кого-нибудь выбрать – а больше ничего. Ну, служанка-чернавка и ее собственное завистливое отродье.

С ними также ничего не происходит.

Все раздельно — пространство, вещи, слова, персонажи, артисты. По словам Грымова, целых четыре часа Петренко на съемках без грима, лишь ракурсами и светом превращали в одной мизансцене из славянина в иудея. А для чего? Слоняется он по дому, и слонялся бы дальше.

Превращения ни из чего не следуют, и из них ничего не нужно. Остается одна нескончаемая претензия на коллекционирование судьбы.

Коллекция: заспиртованный младенец

Но снова же у каждой коллекции имеется исток. У Феллини — что в Амаркорде, что в Восемь с половиной, где также как бы целая кунсткамера — таким истоком было общечеловеческое детство. У Параджанова всегда, от Цвета граната до Ашик-Кериба, каждые роскошества нанизаны на фольклор, на какую-то общечеловеческую сказку.

Всегда был изначальный контакт автора и кого-то другого, от которого и отправился создатель, хороший от вторых. Как раз исток коллекции, какой бы всеядной она ни была, отличает ее от помойки, от контейнера типа гроб с разложившимися овощами и копошащимися червями.

У Грымова имеется и пролистанный Хайдеггер, и непролистанный Мишель Фуко, и усталость от секса, и радость спокойствия, и деньги, и запахи, и неприязнь, и художественный вкус, но нет самого главного. Нет самоидентификации. Безразлично, кто сообщит любую из его сентенций – в них нет пола и характера.

Безразлично, куда в финале помчится на мотоцикле чертовка-дочь, вырвавшаяся из чертова коллекционного дома – некуда спешить в одном глобальном гробу, даже в том случае, если в нем небо видно.

Неприятность отсутствия самоидентификации довлеет, по всей видимости, над Юрием Грымовым лично, не смотря на то, что светло это из фильма. Целый Коллекционер с его нахватанностью по верхам и пестротой безликих, незапоминающихся в большинстве собственном материй говорит об отсутствии у автора хоть какого-либо прошлого, становления, воспитания либо, что то же самое, отсутствии контакта хотя бы с одним вторым человеком, хорошим человеком.

Если бы личная культура автора хоть когда-то случайно появилась и хоть какое количество-то длилась, то и в фильме бы хоть что-нибудь происходило. Но, если судить по пресс-конференции по окончании фильма, по всей видимости, кроме того в жизни Грымов пробует компенсировать отсутствие личной культуры быстротой смены впечатлений.

Коллекция: куклы

Иначе, уже начавшаяся огульная брань по поводу Коллекционера вызывает не меньшее неприятие, чем сам фильм. Грымовский мир еще не сложился, а, к примеру, мир вторых авторов — Часов без стрелок либо Негромких омутов – в далеком прошлом уже распался. рязановы и Наумовы десятилетиями сосут материнскую грудь страны без всяких на то оснований, на одних прежних заслугах, но их бранят вовсе не так огульно.

Они – люди национальные. Произведения их потомства типа Мама либо Затворник, либо какой-нибудь Чистый понедельник не вызывают по большому счету ничего, не считая тошноты. Но их не только не бранят — напротив, иногда хвалят, как перспективные, авансом.

И что же, все авансы – лишь тем, кто чье-то потомство? Но так как именно у чьих-то было и воспитание, и окружение, а итог?

Да, Грымов – ничей, не из них, он вправду начинал на заводе имени Лихачева, но хотя бы пробует сделать себя сам и совершает неточности на собственные деньги. Он ни у кого ничего не забрал, и чертовски несправедливо делать из него мальчика для битья. И как бы он сам ни настаивал, что жизнь красива, по причине того, что несправедлива, пользоваться его сентенциями, не допуская его до себя, не красит полуразложившиеся останки отечественной родной кинематографии.

фильм ужасов — Коллекционер


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: