Кругом степь, полынь, а я говорю кончаловскому: андрюша, я в панике
В рамках фестиваля 2morrow проходит ретроспектива (либо «юбилейный оммаж», как она именуется в программе смотра) фильмов Андрея Смирнова. Режиссер поведал нам о собственной крайней картине «Жила-была одна баба», которую кроме этого возможно будет заметить на фестивале.
Андрей Смирнов:
Фильм именуется «Жила-была одна баба» (2011). Это роман, народная драма, история крестьянки – бабы и четырех ее мужиков. Начинается в 1909 году со свадьбы: героиню из бедной семьи выдают в богатую. Все воздействие происходит в глухой тамбовской деревне. А кончается в первой половине 20-ых годов двадцатого века при разгроме Красной армией известного крестьянского восстания, антоновщины так называемой.
В картине практически 200 актеров, ни одного интеллигента, глухая тамбовская деревня.
Кадр из фильма
От плана до готовой картины прошло без полугода 25 лет. Последние собственные кадры я снял во второй половине 70-ых годов двадцатого века, сделал вывод, что с меня хватит. И режиссуру кинул. А во второй половине 80-ых годов XX века, в декабре, в то время, когда уже запахло отменой цензуры, и возможность таковой картины стала действительностью, я быстро встал среди ночи и написал в дневничке, что возможно попытаться заняться тамбовским восстанием. Это очень важная история. В 1917 83 процента русского населения относили себя, по переписи, к крестьянскому сословию.
В действительности их было больше, по причине того, что большое количество было сезонных рабочих, каковые зимний период трудились в городе, а с началом пахоты уходили в деревню на целый цикл работ, до сбора картошки, обмолота зерна. А на Покров, в первых числах Октября, справят свадьбу – и обратно в город. Крестьянская страна.
Кадр из фильма
На мой взор, секрет отечественной сегодняшней жизни лежит в том месте, поскольку коммунисты при помощи террора поменяли лицо России. При ближайшем рассмотрении выясняется, что в следствии октябрьского переворота (что Ленин именовал революцией, а в действительности это, само собой разумеется, контрреволюция) ни один класс – ни помещики, ни капиталисты, ни аристократия, ни буржуазия, ни дворянство в целом – не пострадали так, как пострадали два наиболее значимых класса – духовенство и крестьянство.
Оба эти класса Ленин ненавидел всей силой собственный небольшой души. Попов погибло ужасное количество уже в первые годы революции, тысячи – ужасные цифры. Были казни, их распинали, прибивали к воротам гвоздями, отрезали уши, носы, варили в кипятке… Легко преисподняя кромешный. И крестьянство.
Когда пошли первые грабившие крестьян продотряды, начались восстания. А еще молодая ВЧК уже в феврале 1918 года лишь по шести губерниям, каковые осуществляли контроль коммунисты, дает 418 вооруженных восстаний.
Кадр из фильма
Тамбовский узел легко самый броский. Тамбов – это самая плодородная земля на земле. Кубометр тамбовского чернозема в 1906 году был помещен в Парижской палате мер и весов как самая плодородная в мире земля.
Голод, само собой разумеется, все равно бывал, это же так называемая территория рискованного земледелия, в среднем два года из пяти бывают неурожайными. Но детей не ели, для того чтобы раньше не было в Тамбове. А в 20-м году коммунисты не могли совладать с тлеющими восстаниями, прописали разверстку в 11 миллионов пудов, и вдобавок и год был неурожайный, и выгребли практически все.
Ели лебеду, из коры древесной лепешки пекли, детей мертвых ели… А до людоедства не доходило в Тамбовской губернии до коммунистов, и, само собой разумеется, восстание вспыхнуло. К зиме 1920-21 годов у Антонова было больше пятидесяти тысяч бойцов. Это сравнимо с армией Пугачева.
Кадр из фильма
Я занимался данной историей с 1987-го, параллельно снимался как артист, сценарии писал, преподавал. И просматривал о крестьянской жизни, об истории Гражданской войны, о Тамбове. Историка покойного, Самошкина, привлек, как главного консультанта. Работа шла медлительно.
На сценарий ушло практически 10 лет, с перерывами, само собой разумеется. Позже три года ушло на поиск финансирования, по причине того, что картина дорогая. А съемки соответственно начались в июле 2008 года. Но мы не смогли летом закончить, пошли дожди, позже была зимняя экспедиция в 2009 и еще съемки летом 2010 года.
Позже полтора года – монтаж.
Кадр из фильма
Режиссура – это все-таки ремесло, а ремесло требует упражнения. не забываю, третий сутки съемок, 20 июля 2008 года, город Задонск Воронежской губернии, степь донская, шестьсот человек массовки, внезапно звонок на мобильник – Андрон Кончаловский из Лондона. Мы однокурсники, коллеги, я ценю этого режиссера. «Ну, как?» – задаёт вопросы.
Я отошел подальше, дабы никто не слышал, а кругом степь, июль, все в цвету, цикорий, полынь, берег Дона, далеко монастырь прекрасный, и я говорю: «Андрюша, я в полной панике. Ужасное говно снимаю, не могу. Вечером наблюдаю – волосы поднимаются дыбом. И не знаю, чего с этим делать» На что он говорит: «А что ты желал? Ты какое количество лет уже не снимал. Практически тридцать!
Чего ты психуешь? Ну, пройдет семь дней, войдешь в форму, все будет нормально. Да, слава всевышнему, что ты еще поймёшь, что это говно!» Он меня весьма поддержал, я это запомнил.
Вправду, прошло еще пара дней, и я начал чувствовать себя с уверенностью.