Ложное искушение
Фальшивое искушение (2006) / The Good Shepherd
драма / триллер
Режиссер: Роберт Де НироВ ролях: Мэтт Дэймон, Анджелина Джоли, Алек Болдуин, Тэмми Бланчард, Билли Крудап
Один из конкурсных хитов стартовавшего Берлинского кинофестиваля – первого из громадной четверки, наровне с Каннским, Венецианским и Торонтским, – «Фальшивое искушение» /Good Shepherd, The/ (2006), снятое культовым актером Робертом Де Ниро. У нас данный фильм, в оригинале именующийся The Good Shepherd, т. е. «Хороший пастырь», выйдет 22 февраля. По окончании «Бронкской истории» /Bronx Tale, A/ (1993) казалось, что уход Де Ниро в режиссеры – явление случайное. Де Ниро поностальгировал в том фильме по собственной молодости – с кем не бывает?
И дал дань стилю собственного учителя Мартина Скорсезе. Сейчас же Де Ниро сделал этакий настоящий фильм, причем на неожиданную тему: о зарождении ЦРУ и душе цэрэушника. Тема, право, хорошая изучения.
Кадр из фильма
К первой оценке «Фальшивого искушения» приходишь мин. через 40 по окончании начала просмотра: нужно же, какой, выясняется, недурственный фильм! Как хитроумно и замысловато он сконструирован! Второй вывод делаешь еще через час: линия, как-то через чур замысловато. Возможно было бы и несложнее. В какой, фактически, стране только что происходило дело на кофейной плантации? И чей отрезанный палец отправили персонажу Дэймона в банке с кофе? Ага, палец был с кольцом.
А кольцо был на пальце какого-либо цэрэушника. Но что это за цэрэушник и из-за чего его сурово наказали?
Это придирки. Разобраться, само собой разумеется, в фильме возможно. Но в нем в самом деле нет ни одной какое количество-нибудь долгой сцены.
Эпизоды мелко нашинкованы, причем воздействие параллельно начинается в двух временах: в 20-х числах апреля 1961 года, в дни Карибского кризиса, обернувшегося кризисом и для ЦРУ, очевидно проигравшего партию. И в разные годы между 1939-м и 1961-м. Де Ниро говорит историю собственного главного персонажа, в роли которого продолжительно сохранял надежду занять ДиКаприо, а в итоге снял Мэтта Дэймона: как он стал участником тайного общества Йельского университета «Череп и кости», которое к тому моменту уже сто лет секретно служило лично аммериканскому президенту, как позже, на протяжении Второй мировой войны, был призван в американскую разведку, а после этого был одним из тех пионеров, кого собрали в новую организацию – CIA, по-отечественному ЦРУ.
Необычна, но, отличие между ЦРУ и той отечественной родственной ему организацией, которая выросла из большевистского ЧК. Пара обалдеваешь, осознав, что у истоков ЦРУ находились только выпускники Йельского университета: интеллектуалы и во всех смыслах элита общества. Но, не будь у нас революционных потрясений, высшие чины ФСБ также наверно с гордостью вели бы собственную родословную от фонов и -дорфов, получавших образование лучших университетах и управлявших царские разведслужбы.
«Фальшивое искушение» развивает, но, не идею «два мира – две совокупности», а прямо противоположную: мира, может, и два, но совокупность одна. Правила внутренней жизни и разведки спецслужб везде однообразны. Символично, что в начале фильма видишь выдолбденную на стене строения ЦРУ полностью советскую звезду – такую, как нас учили когда-то рисовать при помощи пяти перемещений карандаша. Фильм в неспециализированном-то о том, что попасть в разведчики – самое громадное несчастье, какое может приключиться с человеком.
О чем тот, очевидно, догадывается не сходу. Это катастрофа и для него, и для всех, кого угораздит войти в его жизнь: жен, детей, случайных любовниц. Разведчики – самые одинокие люди на свете, по причине того, что никому ничего не смогут открыть и никому ничего не смогут доверить.
Как говорится в фильме: «В то время, когда у тебя имеется лишь твоя страна, у тебя не может быть ни единого приятеля».
Кадр из фильма
Подозрительность, по фильму, преобразовывается у разведчиков в манию. Они не верят кроме того сослуживцам, которых знают много лет. Начинают с ходу подозревать каждого из собственных; у кого показался любовник либо любовница, дабы не рисковать, тут же выполняют спецоперацию по уничтожению – прекрасно, в случае если любовницы, в противном случае и собственного, дабы в кровати не сболтнул лишнего. Стоит – в строжайшей тайне! – устроить единственное свидание с любовницей, как наутро фотографии уже доставлены твоей жене.
Никакого права на личное: все под колпаком у собственной же организации. Самый занятный вопрос, на что фильм ответа не дает: кто же то всевидящее око, тот всемогущий, кто успевает за всеми собственными проследить и отдает распоряжения – кого сфотографировать, а кому стилет под ребра, и – концы в воду? Так как самые высшие чины – под тем же колпаком.
Наряду с этим настоящих кротов и двойных агентов ЦРУ, если доверять Де Ниро, проворонило тучу, не обращая внимания на допросы с битьем по морде и применением сыворотки правды на базе ЛСД.
Недавно уже выходил твёрдый и весьма интересный фильм на похожую тему – «Тайные агенты» /Agents secrets/ (2004) с Моникой Белуччи и Венсаном Касселем, что лишь снаружи смотрелся как боевик, а в действительности сказал о том же: что более несвободных людей, чем «джеймсбонды», попросту не бывает. Основное, им не вырваться за пределы круга: если они пробуют это сделать, их ликвидируют собственные же.
Но еще посильнее «Фальшивое искушение» рифмуется с другой картиной – еще не вышедшими у нас «Вторыми судьбами» /Leben der Anderen, Das/ (2006). Эта германская лента о сотруднике «Штази», которая берет на данный момент все кинонаграды подряд, признана лучшим европейским фильмом 2006-го и номинирована на «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм. Храбрец также помогает отечеству по убеждению (пока не случается некоторый казус, переворачивающий его представления о долге), также поразительно одинок, живет не собственной судьбой, а чужими – людей, за которыми должен следить. Родство «Других жизней» и «Ложного искушения» нечаянно подчеркивает то, что в «Искушении» сыграла эпизодическую роль основная актриса «Судеб» – немка .
Снова получается: два мира – одна совокупность. В том, что Де Ниро снимал фильм как раз об этом, совсем убеждает одна из предфинальных сцен. Единственным человеком, которому персонаж Дэймона может доверять и с кем разрешает себе долю откровенности, пускай циничной, оказывается демонический русский шпион по кличке Улисс. Он необычный, умный, быть может, какой-нибудь тройной агент – не имеет значения.
Основное, что они с цэрэушником Дэймона все-таки играются по определенным опытным правилам, уж совершенно верно знают приятель про приятеля, что они по различные стороны баррикад и потому способны время от времени оказывать друг другу помощь а также разрешать некие неспециализированные неприятности.
Кадр из фильма
В лице Улисса в фильм Де Ниро пробрался крот. Это единственный в фильме русский артист – Олег Штефанко. Вторых русских изображают нерусские.
Быть может, Де Ниро и не заподозрил, что Штефанко – из отечественных. Он замаскировался в титрах и, возможно, гонорарной ведомости под умным псевдонимом Oleg Stefan.