Малышка на миллион, море внутри
«Малышка на миллион» решила непростую проблему человечества
Малышка на миллион (2004) / Million Dollar Baby
драма / спорт
Режиссер: Клинт ИствудВ ролях: Клинт Иствуд, Хилари Суонк, Морган Фриман, Джей Барушель, Майк Колтер
Приобрести
билет
Море в (2004) / Mar adentro
биографический / драма / мелодрама
Режиссер: Алехандро АменабарВ ролях: Хавьер Бардем, Белен Руэда, Лола Дуэньяс, Мабель Ривера, Сельсо Бугалло
Из оскаровских лауреатов «Малышка на миллион» дошла до Москвы последней и совсем запутала вопрос о том, какие конкретно мотивы руководят участниками Американской киноакадемии в их предпочтениях. Я не сообщу, что это нехорошая картина, но и лучшей ее назвать возможно лишь в случае если кино США как интеллектуальное мастерство уже совсем развалилось.
Кадр из фильма
Малютке ударил 31 год, в то время, когда она решила обучиться боксу. Из-за чего столь экзотический порыв не овладел девушкой вовремя, нам не растолкуют. Она приходит к известному, но старому тренеру и оказывается достаточно упрямой, дабы тот ее забрал в ученицы.
Дальше все начинается по избитому стандарту голливудского кино о восхождении таланта к славе. Дабы зритель не заснул, эта часть фильма переполнена физическим действием: девочки скачут, бьют перчаткой грушу, выплевывают из окровавленной пасти капы, разламывают друг другу носы и проделывают другие стократно виденные в боксерских репортажах телодвижения. Матчи сняты хорошо, динамично, большое количество крови и расквашенных лиц.
И точно в зале имеется любители наблюдать женский бокс, не смотря на то, что лично мне замечать, как в милой даме просыпается свирепый мужик, тоскливо.
Стандарт восхождения к славе будет сломан в последней трети картины – девочка попадет сопернице под тёплую руку, покалечится, начнёт молить об эвтаназии и ее возьмёт от милосердного тренера.
Кадр из фильма
В этом пункте американская «Малышка» смыкается с другим оскаровским лауреатом – испанским фильмом «Море в» /Mar adentro/ (2004) Алехандро Аменабара, где парализованный моряк также бился за право уйти из судьбы. В сравнении двух картин особенно видны различия между заскорузлым ремеслом и живым искусством. «Море в» полифонично и, не обращая внимания на ужасную тему, оптимистично – картина поражает силой характера, а жизнь ее храбреца равна подвигу. «Малышка» же монотонна и слезлива, давит на психику и начисто лишена не только эмоции юмора, но и эмоции меры.
И вот что занятно. Того, что храбрец испанской картины приобретает ценой долгой схватки с правосудием – права уйти из судьбы, – малышка получает легко. Ей, оказывается, достаточно попросить тренера. И он делает просьбу – сдержав скупую мужскую слезу, причиняет смертельный укол. Уходит грустным, но свободным. И никого из авторов фильма не заботит несложной вопрос: а за убийство кто будет сидеть?
По их логике, решать вопрос о смерти и жизни старик вправе, посоветовавшись не с законом, а с всевышним.
Кадр из фильма
Это событие приводит к восторгу. Во всем мире около эвтаназии идут яростные споры. медсестёр и Врачей, каковые помогли больным излечиться смертью, делают выводы.
Тот же испанский фильм «Море в» дал нам два часа эмоциональных потрясений, дабы на микрон придвинуть человечество к ответу непростой из моральных неприятностей. А в Америке пришел всеми любимый ковбой Иствуд – и неприятности как не бывало.
Иствуд что, глупее испанцев? Не думаю. Легко человек большое количество трудился в ковбойском жанре, где все условно. И характеры, и судьбы, и законы прерий, каковые в том месте заменяют правосудие. Но тут он с теми же лекалами взялся за жанр реалистический, за судьбу правдоподобную, за проблему огнедышащую. И спас его лишь ореол 74-летнего мастера, многими любимого, непогрешимого.
Возможно, академики забрали в расчет и его 96-летнюю маму: она будет в зале, и одурачить ее надежды – жестоко.
Быть может, и не досмотрели отменно неинтересный фильм до конца.
В роли малышки Мэгги Хилари Суонк. У каждого собственные тараканы, но для столь миловидной дамы в Голливуде имели возможность бы отыскать и лучшее использование. Пара лет назад она сыграла мальчика, что по неточности появился девочкой, – сыграла очень сильно и глубоко, забрав за фильм «Юноши не плачут» /Boys Don’t Cry/ (1999) собственного первого «Вручения Оскара».
Позже снималась большое количество и неинтересно, и второй ее успех опять связан с утратой женского начала. Я не знаю, из-за чего данный трюк создаёт столь сильное впечатление на многих зрителей (в сети картине выставляют высшие баллы), потому что актерской работы как такой тут мало: Мэгги Фицджеральд или боксирует, что относится к мастерству не кино, а спорта, или изображает клиническую картину умирания.
Что она за человек, из-за чего все кинула для бокса, что у нее за душой – о том не прочтешь ни в глазах ее, ни в словах. Она так и не выкажет показателей другой личной жизни, не считая жизни с боксерской грушей. Только в один раз обнаружатся ее мать с сестрой, но они поданы как пошлые и жестокосердные мещане, не талантливые осознать души высокие порывы.
Героиня одинока, и самым родным человеком выясняется старик-тренер. Не окажут помощь посмотреть ей в диалоги и душу: неестественно написанные, в русском переводе они звучат еще выспренней.
Кадр из фильма
Лучшим фильмом США была душераздирающая мелодрама, по типу чисто женская, как ни необычно это звучит по отношению к главному ковбою Голливуда, с логикой не мысли, а нахлынувших эмоций. Имеется мрачный колорит, скорбный саундтрек, неизменно неподвижное лицо Иствуда и неизменно пламенеющий взгляд Хилари Суонк. Но думать на протяжении сеанса противопоказано.
«Ты сделала все», – говорит в финале храбрец Иствуда героине Суонк. Что все? Поломала с дюжина носов и сорвала гул потной толпы, дабы погибнуть от руки для того чтобы же остервеневшего, уже не похожего на даму существа?
Как желаете, а героизировать данный яркий путь и сочувствовать его жертве я не могу.
Делать выводы по «Оскарам» о состоянии современного кино делается нереально. В них нет ясности параметров. Два года назад лучшим фильмом стал мюзикл «Чикаго» /Chicago/ (2002) – хороший, но вторичный по отношению к в далеком прошлом погибшему Бобу Фоссу, значит, уже не открытие. Годом ранее верх забрал «Властелин Колец: Возвращение Короля» /Lord of the Rings: The Return of the King, The/ (2003) – сказка для тинейджеров, где основное достижение – эффекты.
Сейчас эта мелодрама, рассчитанная на 140-минутное умиление, выясняется по всем статьям лучшей. Не смотря на то, что в сравнении с нею любой из лауреатов недавнего «Золотого орла» покажется настоящим кино.
Быть может, это и прекрасно, что у них так не хорошо? Отечественному кинематографу будет меньше предлогов комплексовать.