«Манекенщица» на первом канале: люди и манекены
Отечественная читательница Ксения Маевская продолжает пристально наблюдать сериалы и делиться критическими замечаниями и своими впечатлениями. В этом случае под ее прицелом сериал «Манекенщица», продемонстрированный Первым каналом 5 и 6 марта.
Все-таки обожает отечественный народ прекрасное. Среди серой монотонной судьбе, ранних подъемов во тьме, тягостной работы, болеющих детей, сварливых-свекровей и мужей алкоголиков замереть внезапно у телевизора, где сочно, ярко, бисером расшито и блестками оторочено. Где детдомовские провинциалки волшебным образом из гадких утят становятся подиумными лебедушками, где платья нарядны, прически фантазийны, кровати не продавлены, а обрамлены сотней свечей… И время заявлено точно то, в то время, когда личная молодость наполняла легкие счастьем и кружила голову неземными эмоциями.
«Манекенщица»: история советской Золушки
Вот вам, девушки восьмидесятых, к празднику сюрприз. Мини-сериал «Манекенщица» режиссера Елены Николаевой. Покиньте сырники и пылесос — начинаем волноваться. Девушки в носочках с фибровым чемоданом стали уже моим ночным кошмаром, но это умильно для зачина саги об очередной Золушке.
Они, как на подбор, сиротки, чем повышают градус сопереживания их столичным приключениям, и лишают необходимости заботиться об покинутых родственниках и думать о ком-либо, не считая себя.
В роли Александры, явившейся к двоюродной тете по-родственному, без предупреждения, Анна Михайловская: чистое кукольное лицо, надменный рот подковкой, простодушность ясных глаз — хорошая девочка, стремящаяся поступить в педагогический на иняз, дабы объездить всю землю в качестве переводчицы. По всей видимости, нянечка в детдоме, которая учила отечественную героиню французскому, не знала, что в те годы еще не отменили совокупность распределения по окончании университета, и было нужно бы отечественной героине на три сезона превратиться в сельскую учительницу в русском глубинке, где она вышла бы замуж за Колю-тракториста и родила несколько детей… Но тогда не было бы отечественного красивого фильма, сотканного из прозрачных брызг и летящих тканей, всепрощающей ностальгии и небесных мелодий по ушедшей молодости.
Сериал «Оттепель»: привет из 60-х
Сюжет, начавшийся как сказка, приправленная приметами времени, телепортирует героиню из уборщиц в манекенщицы (побоку небольшой рост — компенсируем гривой завитых по современной разработке волос). По большому счету с волосами в фильме перемудрили, на мой взор.
На главного храбреца — авангардиста-инакомыслящего-дворника (Риналь Мухаметов) — прилеплен парик из «Последнего искушения Христа» либо последних «Мушкетеров», тетя в исполнении Евгении Дмитриевой также внезапно из среднерусской брюнетки оборачивается куртуазной ватной блондинкой. На Татьяне Догилевой — фиолетовые букли, мажор Роман Полянский утопает в бакенбардах и пышных усах а-ля поручик Ржевский. Один майор КГБ ограничился, наверное, собственной прической цвета пыльного воробья.
Для тех, кто наблюдал, сюжет пересказывать излишне: накрутили изрядно. Любовь с живописцем, брак с мажором, сыном богатых своих родителей, ухаживания товарища с воробьиными волосами, неудавшийся суицид любимого, попытка склонить героиню к сотрудничеству с органами, поездка в Париж для встречи с диссидентствующим художником, побег из отеля наперерез мчащейся машине с последующим недобровольным перемещением звезды подиума из французской больничной палаты в отечественную нечистыми руками влюбленного в нее чекиста, неожиданно открывшаяся беременность, неожиданный арест за разбитую о голову стукача бутылку, колония, утрата сына, его радостное обретение и — в мажорном финале — воссоединение с отцом и художником ребенка под лирическую музыку 80-х с благословения чекиста, перековавшегося из сатрапа в человечного душку. «Иди, — говорит, — Александра, к любимому.
И сына, которого я воспитывал, пока ты на нарах сидели, забирай. Порадуюсь за вас издали». И соединились они на насыпи под стук вагонных колес.
«Гюльчатай. Для любви», 2-й сезон: восточный многоугольник
Насыщенно для четырех серий. Осторожно обо всем. Походя — о целом поколении «дворников и художников»: и сторожей писателей, вынужденных трудиться в кочегарка, дабы не уехать за 101-й километр за тунеядство; об авангардной субкультуре; о самиздате, что просматривали по ночам и передавали лишь самым проверенным приятелям (причем под запретом был и Гумилев, и Мандельштам, и Войнович, не говоря уже о Солженицыне).
И в то время, когда вся крамольная литература в годы перестройки начала появляться в книгах и журналах, многие уже знали ее наизусть. А кто-то и отсидел за распространение и хранение того, что лежит на данный момент на книжных развалах в тисненых переплетах. И мальчики из хороших семей, просматривающие и думающие, общались с этими же девочками, танцевали и слушали музыку, но крайне важна была тогда для любви и дружбы общность заинтересованностей, в то время, когда взахлеб обсуждали прочтённое либо замеченное.
А Золушки-манекенщицы в таких компаниях оказались и исчезали, затосковав от умных бесед.
И мысли об эмиграции витали в воздухе как раз в этих кругах, задавленных плотным воздухом невозможности и несвободы самореализации, а не появлялись в головках прелестных, хорошо стоящих на ногах простушек, не знавших о желаемом Париже ничего, не считая советских шаблонных стереотипов. Метания между богемной полуголодной благополучием и жизнью благодаря брака с мажором из хорошей семьи — апофеоз настоящих возможностей героини. Париж приплели для пущей красивости.
Лариса Лужина: она была в Париже
Ну и легкие огрехи по части исторических реалий. Тушь «Ленинградская», в которую яростно плевали перед потреблением, стоила 40 копеек, а не 55, о чем громогласно заявляет одна из побочных героинь. Это ж знак эры!
Пирожки с картошкой и горохом не в ходу были в те годы, с мясом-рисом-повидлом — да (а ими навязчиво торгуют при входе в Дом моды).
Нежданно слышать в речи храбрецов ранних 80-х: «инсталляция», «молочка», «не щёлкай клювом» — это из более позднего лексикона.
Неприятности лексикона в сериале «Тёмные кошки»
Не поручусь за фасоны платьев, в каком совершенно верно году в моде были юбки-спирали и фасон «летучая мышь», но такими попугаями точно не ходили. Тогда главным шиком и для мальчиков, и для девочек были фирменные джинсы, и носили их все — и в пир, и в мир. «Приходи ко мне на хаус в светло синий джинсах «Леви Страус» — из тогдашнего фольклора. Стоили сумасшедших 120 рублей, по-моему.
А тут главный герой, крутой плейбой, одет в какие-то шаровары, как солист ансамбля «Песняры». И крупногабаритные сооружения на голове основной лирической героини напоминают халы старых партийных дам.
Мало промахнулись с музыкой: она нарочито звучит из каждого угла — Евгений Мартынов, Валерий Ободзинский, «Бони М» — но приметами тех лет были уже хиты Пугачевой, «АББА», Донна Саммер, «По волне моей памяти» Градского. Но это на усмотрение создателей сериала. А вот в то время, когда храбрецы справляют новый, 1978 год, то хочется уточнить, что хит Hands Up группы Ottawan был выпущен только в 81-м.
Живы еще меломаны.
Эти небольшие огрехи не стоили бы упоминаний, если бы фильм забрал за грудки искренней неожиданной историей. Не необходимы были бы эти розочки на торте, каковые делают нам нарядно.
P.S. Отменный чекист оказался в данной экспресс-«Санта-Барбаре». Обратите внимание — актер Иван Рудаков.
Ксения Маевская