Mare tenebrarum: монстры стихий

Mare tenebrarum: монстры стихий

Третья и последняя часть статьи из цикла MARE TENEBRARUM!

Воображение картографов XV – XVIII столетий населяло океан невиданными чудовищами: огромными рыбами, морскими змеями, ужасными китами, талантливыми проглотить маленькое судно, большими спрутами… В последующие столетия наука вынесла собственный вердикт, объявив, что никаких монстров в морских глубинах нет. Имеется акулы, каковые не прочь поживиться неосторожным купальщиком либо жертвой кораблекрушения, имеется огромные кальмары, тела которых иногда выносит на берег, имеется смертельно ядовитые медузы, имеется огромные кашалоты, разбивающие вельботы одним ударом громадного хвоста… всё это имеется, но чудовищ – нет.

Но, «монстр» — понятие растяжимое. Может, стоит поискать монстров не только среди представителей фауны?

Представьте картину: жаркий сутки где-нибудь в экваториальной части тихоокеанского побережья, пляж, блаженствующие курортники, нежный океан, неторопливо катящий волны на белый песок… И внезапно среди данной идиллии начинает происходить что-то необычное: море начинает отступать. Кромка воды быстро удаляется, обнажая груды водорослей.

Это удивляет и мало тревожит, но тревога – ерунда если сравнивать с возможностью побродить по обнажившейся литорали, пособирать раковины и половить недоумённо мечущихся крабов. Смущают только морские птицы, почему-то с испуганными криками летящие прочь от моря, да странная белая полоса на горизонте… В то время, когда вы услышите громоподобные звуки и заметите, что белая полоса превратилась в быстро приближающийся громадный пенный вал, возможно уже через чур поздно. Чудовище, именуемое цунами, быстро обрушит всю собственную разрушительную мощь на побережье, круша прибрежные строения со свирепостью, превосходящей свирепость любого кайдзю.

Цунами… Об этом монстре снято и написано много. Огромная волна фигурирует во многих фильмах: «Смерть Японии» (Сиро Моритани, 1974), «Столкновение с пропастью» (Мими Ледер, 1998), «2012» (Роланд Эммерих, 2009), «Помпеи» (Пол У. С. Андерсон, 2014), довольно новый норвежский фильм «Волна» (Роар Утхауг, 2015) и фильм Кимбла Рендалла «Цунами 3D» (к слову, единственный «настоящий» хоррор в этом перечне, потому что в нём, кроме волны, присутствуют юные люди в замкнутом пространстве,белая акула и маньяк), и многих вторых.

Но ни один из этих фильмов не может позвать для того чтобы кошмара, какой испытываешь при просмотре документальных кадров, снятых на протяжении «рождественского цунами» в Юго-Восточной Азии 26 декабря 2004 года, унесшего практически 300 000 судеб, и цунами, обрушившегося на Японию в марте 2011-го (число жертв приближается к 20 000). Обстоятельств, талантливых породить эти смертоносные волны, пара. Главная – сдвиги участков земной коры в глубоководной части океана.

Значительно чаще они происходят на границах сотрудничества океанической и континентальной литосферных плит. К примеру, Тихоокеанской и Евразийской либо Австралийской (80% цунами появляются в западной части Тихого океана).

Но, помимо этого, цунами возможно порождено большим подводным оползнем. (Как раз оползень (действительно, спровоцированный ядерными взрывами) порождает цунами, уничтожающую лагеря беженцев на побережье Северной Америки в романе Питера на данный момент «Морские звёзды».) В узких и глубоко вдающихся в сушу фьордах страшную волну может привести к сходу ледника. Кроме этого, теоретически цунами появится при падении в океан большого небесного тела. Действительно, недавние математические модели продемонстрировали, что огромное цунами появится, в случае если громадный метеорит упадёт вблизи побережья, потому как в удалённой глубоководной территории большинство энергии будет преобразована в пар.

Но, о цунами знают все, кто не прогуливал уроки географии. А вот о следующем монстре водной стихии известно не многим. Более того, кроме того научное сообщество признало существование этих чудовищ совсем сравнительно не так давно – в середине 90-х годов ХХ века.

Я говорю о волнах-убийцах.

Итак, представьте, что вы на борту судна (пускай это будет современный круизный лайнер) на протяжении шторма. Океанский шторм, кроме того с берега, – зрелище, приводящее в трепет, а с борта судна — и вовсе пробуждающее старое чувство беззащитности человека перед силами природы. Но вашему судну не страшны кроме того десятиметровые волны, вы стоите где-нибудь на крытой палубе, в тепле, сухости и уюте, с замиранием и восторгом сердца взирая, как шнобель взрезает увенчанные шапками пены валы.

Для вас это что-то наподобие аттракциона – ужасного, но надёжного… Но что это? Прямо по курсу вырастает серая стенки в несколько раз выше самых высоких волн. Откуда она взялась? Кто выстроил стенке среди океана? Она движется! Движется прямо на вас! Может это Великий Морской Змей продемонстрировал собственную пояснице либо сам всевышний морей Посейдон простёр собственную длань? Вы не верите своим глазам, внимательно всматриваетесь и… кровь стынет от кошмара: это не стенки – это немыслимая, ужасная волна.

Та самая волна-убийца. Она велика. Она высотой с лайнер. Она всё ближе и ближе.

Вот она уже закрыла собой небо. Прямо перед ней – глубокая впадина. Судно быстро кренится на шнобель, проваливается вниз, как вагончик на американских горках, а позже… а что позже – одному Дагону известно.

Как я уже упомянул, ещё двадцать лет назад к свидетельствам о встречах с водяными чудовища относились как к моряцким байкам, наподобие описаний встреч с Летучим Голландцем. Дело в том, что в соответствии с существовавшей теории, происхождение волн выше 15 метров считалось вероятным не чаще одного раза в десять тысяч лет. Вывод научного сообщества в корне изменилось в 1995 году, в то время, когда 26-метровая волна обрушилась на норвежскую нефтяную платформу в Северном море.

Событие было документально зафиксировано, а последующий спутниковый мониторинг продемонстрировал, что подобные монстры появляются в различных частях Мирового океана каждые пара дней. Но откуда они берутся? Опыты продемонстрировали, что иногда появляется волна, талантливая «воровать» энергию у собственных соседок и так наращивающая собственную мощь.

Раз так, то происхождение волны-убийцы при полностью спокойном море, как это продемонстрировано в фильме «Посейдон» (Вольфганг Петерсен, 2006), конечно же, маловероятна, а вот в шторм – свободно.

Вот как обрисована встреча с подобным чудовищем в романе Лотара-Гюнтера Букхайма «Лодка»:

Волна, похожая на пояснице громадного кита, поднимается чуть в стороне по ходу лодки. Она делается все больше, распрямляет собственный горб и преобразовывается в отвесную стенке. После этого ее поверхность делается вогнутой, и вал, переливаясь, как зеленое стекло, устремляется прямо на нас.

И вот шнобель лодки врезается в эту стенке.

— Сейчас нет… — стоило второму вахтенному офицеру начать собственную фразу, как волна обрушивается на боевую рубку. Лодка покачнулась.

— … никакого смысла, — договаривает предложение второй вахтенный 60 секунд спустя.

Я знаю о случаях, в то время, когда всю палубную команду в полном составе смывало с мостика особенно замечательной волной, причем никто в лодки не знал о произошедшем. Такие смертоносные волны время от времени рождаются, в случае если один вал накатывает на другой. Удар для того чтобы великана не выдержит никакой страховочный пояс.

Полагают, что именно эти монстры повинны в загадочных исчезновениях больших морских судов. Волна-убийца свободно может переломить пополам корабль, контейнеровоз либо кроме того громадный танкер, как это продемонстрировано в сравнительно не так давно вышедшем на экраны фильме «И грянул шторм» (Крэйг Гиллеспи, 2016), основанном, кстати, на настоящих событиях.

Желаете посмотреть на чудовищ? Поройтесь в сети – съёмки настоящих волн-убийц немногочисленны, но они имеется. Имеется и документальные фильмы, где возможно выслушать мнения специалистов и ознакомиться с результатами лабораторных математического моделирования и исследований.

Ну, либо пересмотрите «Совершенный шторм» Вольфганга Петерсена (2000) — сцену смерти рыбацкого траулера «Андреа Гейл».

Водоворот, легендарная гомеровская Харибда — ещё одно ужасное порождение морской стихии, привычное всякому, кто просматривал «Низвержение в Мальстрём» Эдгара По либо «20 000 лье под водой» Жюля Верна. Итак, обратимся к По:

… я услышал громкий, все нарастающий шум, похожий на гул огромного стада буйволов в американской прерии; в ту же 60 секунд я увидел, что эти всплески на море, либо, как говорят моряки, «сечка», быстро перешли в стремительное течение, которое мчалось на восток. У меня на глазах… это течение получало ужасную скорость… В какие-нибудь пять мин. все море до самого Вурга заклокотало в неукротимом неистовстве, но посильнее всего оно бушевало между Моске и берегом. Тут водная ширь, изрезанная, изрубцованная тысячью встречных потоков, внезапно вздыбившись в неистовых судорогах, шипела, бурлила, свистела, закручивалась спиралью в бесчисленные огромные воронки и вихрем мчалась на восток с таковой невообразимой быстротой, с какой может низвергаться лишь водопад с горной кручи.

Еще через пять мин. вся картина опять изменилась до неузнаваемости. Поверхность моря стала более ровной, воронки друг за другом провалились сквозь землю, но откуда-то показались большие полосы пены, которых раньше совсем не было. Эти полосы разрастались, охватывая огромное пространство, и, сливаясь одна с другой, вбирали в себя вращательное перемещение осевших водоворотов, как будто бы готовясь стать очагом нового, более широкого.

Нежданно — совсем нежданно — он внезапно выступил совсем отчетливым и явственным кругом, диаметр которого, пожалуй, превышал полмили. Водоворот данный был опоясан широкой полосой сверкающей пены; но ни один клочок данной пены не залетал в пасть ужасной воронки: внутренность ее, как в нее имел возможность пробраться взор, представляла собой ровную, блестящую, тёмную, как агат, водяную стенке с наклоном к горизонту под углом приблизительно в сорок пять градусов, которая бешено вращалась стремительными судорожными рывками и оглашала воздушное пространство таким душераздирающим воем — не то криком, не то ревом, — какого именно кроме того могучий водопад Ниагары ни при каких обстоятельствах не воссылает к небесам.

Гора содрогалась до самого основания, и утес колебался. Я приник лицом к почва и в невыразимом смятении вцепился в чахлую траву.

Вот так. Эдгар По, со своей стороны, цитирует описание ужасного водоворота Ионасом Рамусом, норвежским историком, жившим на рубеже XVII-XVIII вв. В соответствии с ему, Мальстрём свободно засасывает яхты, шхуны и более большие суда, и китов, «и нереально обрисовать их рёв и неистовое мычание, в то время, когда они тщетно пробуют выплыть…» Кошмар да и лишь.

Кроме того могучий «Наутилус» с трудом преодолел ужасную силу водного вихря. Что же это за чудовище – Мальстрём? и без того ли оно плохо? Сайт dic.academic.ru сперва говорит нам, что Мальстрём является системойводоворотов в проливе между островами Ферё и Москенесёй, а потом о том, что никакой огромной воронки, засасывающей суда, очевидно, не образуется.

Водоворот воображает опасность только для маленьких и маломаневренных судов, каковые смогут быть разбиты о скалы. Также водоворота в Северной Норвегии существует водоворот Сальстраумен, а в Японии – водоворот Наруто. Если вы не поленитесь и поищете в Сети видео любого из этих водяных вихрей, вероятнее, станете разочарованы – ничего похожего на ужасную воронку, наподобие той, что закрутила нимфа Калипсо в третьей части «Пиратов Карибского моря», вы не заметите.

А в холодных водах Северной Атлантики либо Южного океана навстречу нам может выплыть из ночной темноты ещё одно чудовище – айсберг. Любой знает, что именно эта ледяная гора, отколовшаяся от ледника Гренландии, принесла смерть «Титанику» апрельской ночью 1912 года. Но и Сейчас айсберги угрожают для судов.

Наблюдавшие фильм «Ледокол» (Николай Хомерики, 2016) не забывают, как медлительно, но неумолимо, приближался смертоносный «Семён Семёныч» к застрявшему во льдах судну.

Но, может, отплыть подальше от берега, дабы избежать ярости цунами, и нырнуть поглубже, дабы укрыться от неистовых ветров, гороподобных волн и айсбергов? В том направлении, в глубину, где царит вечный покой? О, современные океанологи знают, что представления о морских глубинах, как о царстве вечного спокойствия, глубоко ошибочны!

Но кроме того если вы не столкнётесь с буйством подводных течений, вас встретят два чудовища. Имена им — Холод и Давление.

Давление… невидимая сила, с неумолимостью промышленного пресса сдавливающая любого, кто осмелится пробраться в Посейдоновы владения. Под водой давление увеличивается на 1 бар (приблизительно на 1 воздух) на каждые десять метров вглубь; на дне Марианской впадине его сила воистину ужасна – в 1100 раза больше, чем на уровне моря. Оно сминает прочнейшие корпуса субмарин как безлюдные банки из-под пива.

Не забывайте сцену смерти ядерной подлодки «Монтана» в начале камероновской «Пропасти» (1989)? Либо как в этом же фильме покрывается паутиной трещин стекло утратившего управление и падающего в жёлоб аппарата с главным злодеем в?

«Но так как совсем не обязательно спасаться от разрушительной силы давления в толстой металлической либо титановой скорлупы!» – быть может, возразите вы. – «Так как возможно в обитаемого аппарата (и в организма) такое же давление как снаружи!» Логично? На первый взгляд – да. Как раз так организовано проживание водолазов на глубоководных станциях в большинстве подводных хорроров: в уже вышеупомянутой «Пропасти», а также в «Левиафане» (Джордж Пан Косматос, 1989), «Глубинной Звезде 6» (Шон Каннингем, 1989), «Глубоком светло синий море» (Ренни Харлин, 1998) и «Сфере» (Барри Левинсон, 1998)… Но нужно осознавать, что глубина настоящая и глубина киношная – вещи различные. Упрямые факты говорят нам вот что:

1) Погружение с аквалангом, заполненным обычным сжатым воздухом, безопасно только до 30 метров. Глубже наступает состояние, именуемое азотным наркозом. Человек делается неадекватен, что при погружении смертельно страшно.

2) В случае если мы желаем погрузиться глубже 30 метров, нужно воспользоваться «гелиоксом» — смесью кислорода и гелия. Но и с ним мы сумеем опуститься не глубже 200 – 250 метров.

3) «Тримикс» — кислородно-азотно-гелиевая дыхательная смесь, разрешающая в настоящих условиях погружаться до 450 метров, а в опытах – до 600 м. Но не более. Погружение на громадные глубины в водолазном снаряжении попросту нереально.

Другими словами, в то время, когда в фильме нам показывают некую подводную станцию, располагающуюся в многокилометровой океанской пропасти, в которой поддерживается давление, равное давлению внешней среды, НЕ ВЕРЬТЕ!

Но давление – монстр не просто страшный, он ещё и коварный! Если вы постараетесь вырваться из его объятий, он нанесёт вам удар в пояснице. Смертельный удар. Представьте обстановку: ваш подводный аппарат не известно почему неимеетвозможности всплыть, а до поверхности ещё пара десятков метров. Никакого спасательного оборудования на борту нет, и ваш единственный шанс спастись – попытаться выплыть самостоятельно, задержав дыхание.

Наряду с этим допустим, что давление в аппарата равняется давлению внешней среды, так что открыть люк и выйти наружу громадной неприятности не воображает. (Как раз в такую обстановку попали водолазы в фильме Рона Скальпелло «Страшное погружение» (2015). Кстати, уникальное наименование фильма — «The Pressure», другими словами «Давление».) Так вот, дабы остаться в живых, вам в течении всего пути вверх необходимо непрерывно выдыхать, в другом случае воздушное пространство, находящийся в лёгких, расширяясь, начнёт разрывать альвеолы и маленькие сосуды, а также, сосуды головного мозга. Само собой разумеется, в действительности это будет не так драматично, как в «Глубинной Звезде», где одного из персонажей практически порвало при стремительном всплытии, но столь же смертельно.

А кессонная заболевание? Опытное заболевание водолазов, появляющееся по причине того, что при подъёме без декомпрессии растворённый в крови азот «закипает», его пузырьки забивают капилляры, нарушая питание тканей и приводя к сильнейшим болям в суставах и предстоящему некрозу.

Что ж, с давлением всё более-менее светло, исходя из этого перейдём к ещё одному монстру морей – холоду. Именно он, а не акулы, ядовитые медузы и гигантские кальмары, основной убийца потерпевших кораблекрушение. Теплопроводность воды в 25 раз выше, чем воздуха. В случае если температуры ниже +20°С, человеческое тело неизбежно начинает терять тепло. При температуре +5° гипотермия наступает уже через 30 мин., при 0° – через 15 мин, а через час-полтора приходит смерть.

Вспомните сцену из «Титаника» (Джеймс Камерон, 1996) с массой трупов в спасательных жилетах! Причём, мороз, как подлинное чудовище, убивает по-различному. Может убить мгновенно, в случае если у человека, попавшего в ледяную воду, от шока начнётся аритмия и остановится сердце.

Может вынудить помучаться, неспешно лишая человеческое тело тепла. Быть может кроме того дать надежду на спасение – и всё равняется убить. В истории морских трагедий много случаев, в то время, когда потерпевшего кораблекрушение вылавливали из воды, поднимали на борт судна, и сейчас, в то время, когда, казалось бы, все невзгоды сзади, он умирал.

Обстоятельство так: тело меняет положение с горизонтального на вертикальное, происходит оттекание крови в нижние конечности, это ведет к остановке сердца и резкому охлаждению перикарда.

Наряду с этим стоит не забывать, что глубины океана – царство не только вечного мрака, но и вечного холода. Ниже 400 метров температура воды не превышает 0… +2 градусов, независимо от того, в каком климатическом поясе вы находитесь – под арктическими льдами либо на самом экваторе. И иногда не редкость так, что оба монстра — Холод и Давление (а вместе с ними – Отчаяние и Тьма) – объединяются. Посмотрите упомянутое двумя абзацами выше «Страшное погружение»!

В фильме нет впечатляющих спецэффектов и масштабных сцен, но если вы желаете осознать, что испытывает человек, появлявшийся в плену у Пропасти, картина конкретно для вас.

Для потенциальных авторов подводного хоррора, не желающих допустить досадных ляпов, и для всех, кто интересуется физиологическими качествами нахождения на глубине либо в ледяной воде (а также в горах, в жаре а также в космосе), советую книгу Фрэнсис Эшкрофт «На грани вероятного: наука выживания» (издана у нас в стране ООО «Альпина нон-фикшн» в 2015 году).

Не хочется раздувать количество статьи, исходя из этого только коротко упомяну о явлениях, родителем которых также есть Океан, но каковые однако в основном относятся к воздушной стихии, нежели к водной.

Во-первых, это ураганы (тайфуны).Настоящий ураган, зародившийся в тропических широтах, это совсем не то, что случилось в Москве 29 мая этого года. Нет, это громадный атмосферный вихрь диаметром под 1000 км, воздушное пространство в котором вращается со скоростью более тридцати метров/с. Ветер не только валит деревья, сносит лёгкие постройки и рекламные щиты, но и гонит воду на берег, приводя к большую территорию.

Ураганы отнимают много судеб не только в государствах наподобие Филиппин либо Гаити, где огромная часть населения живёт в ветхих хижинах, но и во в полной мере экономических развитых, чему пример – «Катрина», сильнейший в истории Соединенных Штатов, затопивший 80% территории Нового Орлеана и убивший более 1800 человек (следы разрушений возможно видеть в первом сезоне «Настоящего детектива»).

Во-вторых, это загадочное явление называющиеся белый шквал. Сущность его в том, что при ясном небе и без каких-либо показателей шторма начинает дуть сильнейший ветер, вздымающий волны, увенчанные шапками белой пены. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века от неожиданной атаки этого монстра затонула 42-метровая шхуна «Гордость Балтимора», а о смерти второй шхуны — «Альбатрос» в первой половине 60-ых годов XX века — снял фильм Ридли Скотт.

Фильм так и именуется «Белый шквал» (1996).

В-третьих, водяные смерчи, опускающиеся к поверхности моря из грозовых туч подобно щупальцам самого Ктулху. Да, водяные смерчи ни при каких обстоятельствах не достигают таких размеров и таковой разрушительной силы, как торнадо где-нибудь на Великих равнинах, их появление не сопровождается ураганным ветром, а время существования не превышает 20 – 30 мин.. Но однако и они могут нанести много бед.

Если вы бывали в Мацесте, точно видели то, что осталось от лечебного корпуса санатория, что в первой половине 90-ых годов двадцатого века залил потоками грязи пришедший с Чёрного моря смерч.

Я же завершаю собственный обзор морских монстров. Океан так же, как и прежде изучен не более чем на 5%, его всегда пребывающие во тьме глубины таят ещё много грядущих и загадок открытий. Помимо этого, будем помнить о изменяющемся климате: глобальное потепление длится, тают полярные льды, увеличивается скорость схода ледников, приводя к появлению огромных айсбергов, изменяются направления перемещения воздушных весов, растёт мощь ураганов… и кто знает, каких ещё чудовищ (в самом широком смысле этого слова) смогут породить эти бескрайние воды?!…

Послесловие.

Не стал нагружать статью избыточной «наукой». Думаю, любой, кто заинтересуется механизмами происхождения волн-убийц, водоворотов, обстоятельствами цунами, влиянием на организм большого давления и другим, легко сумеет найти данные в сети.

MARE TENEBRARUM. Часть 1

MARE TENEBRARUM. Часть 2

tenebrarum-el despertar(video oficial)2010


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: