Медвежья охота
Режиссерский дебют Валерия Николаева «Медвежья охота» эксплуатирует мифологию российского биржевого андерграунда, теории денежных заговоров и вечный для России конфликт торгаша и мента. «Уолл-стрит» по-русски, в противном случае говоря.
Медвежья охота (2008)
боевик
Режиссеры: Валерий Николаев, Валерий РубинчикВ ролях: Валерий Николаев, Василий Ливанов, Эммануил Виторган, Стивен Беркофф, Николай Олялин
Начало мая – время продувное, ненадежное. Нервное. На смену авитаминозу приходит паранойя, в результате которой всякие мелочи преобразовываются в знамения рока. Президентская инаугурация – мероприятие скорей для галочки, но в прошедший раз ей сопровождал ужасный фейерверк в Манеже. В данный – обильно расклеенные по столице постеры с надписями «Медвежья охота» (2008) большим шрифтом и помельче – «При помощи Правительства РФ».
А между ними, в случае если присмотреться, пропечатана еще и сердитая цитата из самурайского кодекса бусидо про то, что жить, не пробуя достигнуть поставленной цели – трусость. Медведь, повстречавший самурая. Правительство России, поддерживающее охоту на медведя, либо охоту медведей на кого-нибудь еще. Тут же – восточные, другими словами официально кремлевские, единоборства.
Душераздирающий простор для интерпретаций.
Кадр из фильма
«Медвежью охоту» будут делать выводы предвзято и пристрастно. Во-первых, это режиссерский дебют Валерия Николаева, российского актера, в чьем послужном перечне значатся фильмы Нойса, Спилберга и Оливера Стоуна. Те, кто в райские кущи Города Ангелов не попал, предпочитают, дабы за русских в Голливуде отдувалсяМайкл Дудикофф.
Во-вторых, тупой маркетинговый движение, совместивший премьеру «Медвежьей охоты» с ответственной кремлевской церемонией, наверняка окажет триллеру медвежью услугу. Народ, сажавший на первомай укроп и залечивающий солнечные ожоги пополам с насморком, вряд ли повалит на официоз про патриота-брокера, выручающего отчизну от дефолта.
И зря. Начать с того, что под дефолт родную экономику подводят у Николаева родимые разведслужбы, устроившие диверсию с обвалом ценных бумаг, в каковые обильно вложился государственный фонд «Здоровье нации». Обстановка, забранная прямиком из 1998 года, и несложно додуматься, что вымышленный фонд – всего лишь метафора тогдашних ГКО.
Цель операции – дестабилизировать рынок и взять на руки управляемого президента, чьи выборы уже на носу. Ничего не подозревающего о заговоре самурая фондового рынка Олега Гринева (Валерий Николаев), которому сливают инсайд о грядущем падении курса, заговорщики применяют сперва в качестве денежного гения, «медведя», могущего извлекать профит из понижения стоимостей.
А в то время, когда акции упали и не встали (о чем разведслужбы также позаботились по своим каналам) – как козла отпущения, профукавшего солидную сумму денег. Во-первых, национальных. Во-вторых, забранных у весьма важных дядь под гарантию дохода от обвала рынка.
Попал паренек на бабки, другими словами.
Кадр из фильма
«Медвежья охота», вопреки ожиданиям, была достаточно увлекательным экскурсом в реалии русском суверенной народовластии, где не стесняются брать деньги у преступников, а за денежными консультациями ездить в Соединенных Штатах. Режиссура у дебютанта Николаева вышла энергичная и простоватая, и довольно часто вместо декораций он выставляет в кадре таблички с надписями «это – биржа», «это – лес», «это – погоня» и т.д.
Бодрый монтаж, увы, не всегда может скрыть родимые пятна отечественного сериала: «Охоту» проектировали в четырех частях по 44 60 секунд любая, и не все сюжетные линии и звездные камео (Ливанова, Виторгана, Назарова, Олялина) упаковались в два часа без повреждений. На громадном экране фильму неуютно. Оператор не виноват: как и положено «для коробки», он не вдавался в подробности, отдавая предпочтение средним и мягкому освещению замыслам.
Но, форма при дебюта Николаева занимательна совсем не так, как содержание, которое удивляет в течении всех двух часов, выделенных на полнометражную версию «Охоты». Тонкость интриги в том, что якобы стихийный рынок, что брокер Гринев вычисляет хорошим местом для приложения собственного денежного гения, в действительности управляемый. Точка зрения романтика Гринева – это позиция Игрока.
Но в то время, когда случаем кто-то манипулирует, Игрок преобразовывается в марионетку. В действительности в «Медвежьей охоте», благодарю сценаристу Илье Авраменко, столкнулись лбами две смертельно враждебных философии. Одна рассчитывает приобретать от судьбы барыши, играясь с волей случая.
Вторая – руководя случаем административно-силовыми способами. Почувствуйте отличие. В переводе на русский это указывает старый конфликт человека царёва и частного. Политика и вольного стрелка.
спекулянта и Мента.
Кадр из фильма
И тот и второй, увидим, одинаково обожают деньги: создатели фильма не страдают идеалистическим взором на патриотизм одних и цинизм вторых. Легко у серых кардиналов отчизна продается не хорошо и получается 98-й год. А биржевый спекулянт Гринев готов хоть всегда извлекать прибыль из пошатнувшегося «Здоровья нации».
Хотелось бы, дабы кто-нибудь опытный изнанку денежной судьбе растолковал доходчиво происходящее в фильме. Вот эти господа с замашками следователей НКВД и жучил на бирже – это по большому счету кто? Но, увы, вряд ли кто из отечественных богатых самураев даст на «Медвежью охоту» пространный, честный и опытный комментарий.
За такие вольности самураям назначают харакири – и все дела.