Меланхолия
Неподвижное лицо Кирстен Данст, красноватое небо за плечами. Медлительно, как будто бы во сне, раскрываются глаза, и камера ловит холодный и тяжёлый взор. Сзади как снег на землю тихо-тихо падают… птицы.
Тлеющая на стене картина. Светящаяся точка на фоне массивного небесного тела, которое еле заметно возрастает в размерах.
Не легко бегущая по вязкому полю для гольфа мать с мальчиком на руках. Её бег определяешь только по осанке и положению ног, потому как так идти может лишь калека детства.
Как в замедленной съёмке оседает в траву вороная лошадь. Троица (невеста, женщина и ребёнок в ярком) на фоне ночного замка, три светила над головой.
Опять космос, опять планета, в этом случае в паре со спутником, но уже в второй плоскости. Кирстен Данст в тумане, удивлённо вздымающая руки, червеобразные флюиды на кончиках её пальцев. Мальчик, затачивающий колышек.
И фактически – апокалипс.
8 мин. сюрреализма на фоне заунывной, пронизывающей полностью музыки и лишь позже – титры: “Меланхолия” Ларса Фон Триера.
Фильм фактически пополам поделён надвое. Первая именуется “Джастин” (её играется Кирстен Данст). У Джастин – свадьба.
Многие, если не все, присутствующие, за спиной либо в лицо произносят: “Наконец-то!” И в действительности – уже не ожидали. Нет, Джастин вовсе не старуха, легко она из тех не столь уж и редких женщин, каковые не знают, чего желают. Либо желают больше, чем смогут взять. Самоуверенная, с непомерным эго и интеллектом, талантливым задавить практически любого.
Майкл, импозантный юный человек, хоть и не дурак, но очевидно несложнее. Похоже, он радостен и, наверное, ему не питают зависть к. А радостна ли Джастин?
Данный вопрос не даёт спокойствия сестре Клэр, её мужу Джону… Остальным, думается, на всё плевать. Мать, та ещё штучка, открыто выступает против университета брака. Её цинизм не знает границ. Декстер, папа, наоборот (жены в далеком прошлом в разводе) – повеса и жизнелюб. Он не вникает в сущность вещей. Для чего?
Жизнь и без того хороша.
Джон за огромные деньги снял дом, пригласил гостей, устроил торжества. Он молит всевышнего, дабы всё оказалось. Дабы церемония дошла до конца, чтобы не была сорвана.
Но касательно Джастин ни в чём нельзя быть уверенным.
Вторая часть имела возможность бы именоваться как угодно. И Майклом, и Джоном, и Клэр, не говоря уж о менее серьёзных персонажах. В итоге Фон Триер сходится на последнем имени – Клэр (напомню, это сестра Джастин).
Её играется любимица режиссёра – Шарлотта Гейнсбург. Как раз у неё находит приют недавняя невеста.
Джон – учёный-астролог. Вся их семья в ожидании серьёзного для судеб мира события. К Почва приближается симметричная относительно Солнца планета Меланхолия. СМИ предрекают финиш света, они вычисляют – столкновение неизбежно. У Джона – второе вывод. Он вычислил, что Меланхолия пролетит максимально близко от Почвы, но так её и не заденет. Джон верит в радостный финиш.
Быть может – успокаивает родных?
У первой части нет интриги. Как она (свадьба) в том месте пройдёт, по солидному счёту не имеет значения и неинтересно. Кстати, свадьба на уникальность неинтересна.
Возможно в том месте так принято, не знаю, но смотрится это не ахти.
“Джастин” по большому счету можно считать вводной. В ней мы знакомимся с храбрецами, их отношением и повадками к себе и ближнему. Замес у “Клэр” куда как круче. Главный вопрос тут – “врежется” либо “не врежется”. Значимость его – выше крыши.
Но заявить, что ты взбудоражен, что как на иголках, значит – погрешить против истины.
Фон Триер сознательно сглаживает углы, перенося воздействие в философскую плоскость. Разглядывая неверия и вопросы веры, стойкости, мужества перед лицом смерти, духовной силы.
Согласиться, коллапса практически не ожидаешь. Ларс не оперирует солидными числами, не сооружает компьютерные модели. А настоящее Столкновение – это в первую очередь эффекты.
Как же оно в конечном итоге вышло, я не сообщу.
Увиденное меня не разочаровало. Более того, “Меланхолия” – стильное и очень эстетичное кино. Триер создаёт на экране красоту, за которой видится суть. Картина прекрасна, глаз не оторвать. Актёры играются точно.
Музыкальный фон – выше всяких похвал. Само собой разумеется, “Меланхолия” по сути собственной депрессивна, но не так сложна для восприятия как тот же “Антихрист”.
Разглядываемая в ней тема не нова. Но под таким углом её ещё никто не показывал. Что касается доверия к сюжету, то лично у меня оно мало. Возможно допускать наличие планеты-антипода, навеки скрытого Солнцем, но с какого именно ляду она сойдёт со своей орбиты, вылетит из тени светила и по сложнейшей, фактически нереальной траектории заберёт курс на Землю. Вот и мне показался данный момент надуманным.
А в остальном всё весьма классно.
Фон Триер разыгрывает и собственный любимый конёк – сексуальность. Слава всевышнему, что не в отношении Гейнсбург. Действительно, и Кирстен Данст отнюдь не красивая женщина, но взглянуть у неё имеется на что.
Ларс выставляет на обозрение её преимущества, и мы принимает данный бонус. С ним не страшна никакая “Меланхолия”.