Мнение: почему жанр хоррора не приживается в россии
В случае если забрать последние двадцать лет и посмотреть на попытки отечественных кинематографистов снять фильмы кошмаров, легко сделать вывод, что жанр хоррора, которого в советском кино практически не существовало («Вий» 1967 года не в счет), на отечественной земле как словно бы не приживается. «Юленька», «Мертвые дочери», «С.С.Д.», «Фобос. Клуб страха» — все они скорее разочаровали поклонников жанра.
Святослав Подгаевский, начинавший картиной «Владение 18», из тех, кто верит в будущее российского хоррора. 10 сентября на экраны выходит «дама пик: Тёмный обряд», написанная и поставленная Подгаевским. В преддверии релиза картины КиноПоиск решил обсудить главные обстоятельства, по которым русский киноиндустрия не дружит с фильмами кошмаров.
«Попытки — самое серьёзное»Без опыта ничего не окажется, уверен Подгаевский, исходя из этого необходимо согласиться с тем, что первые жанровые картины будут неидеальны. Принципиально важно набить шишки и обучаться на неточностях. «„Мертвых дочерей“ я наблюдал с наслаждением. Я не могу объективно их делать выводы. Это весьма стильная картина, которая на тот момент была глотком свежего воздуха для отечественной индустрии. „Юленька“ хоть и с элементами хоррора, но съезжает все равно в социальную драму.
Это не чистый жанр. „Мертвые дочери“, возможно, также съезжают. Но попытки все равно сделаны, и это самое ответственное. По причине того, что кино начинается тогда, в то время, когда люди что-то делают, наблюдают работы сотрудников, снятые десять, двадцать лет назад.
Должен быть какой-то прогресс. Нереально, возможно, забрать и сделать что-то сходу, без определенного количества попыток, что будет соперничать с западными проектами. Необходимо изучить, потрогать, осознать, как это у нас происходит. В то время, когда мы снимали „даму пик“, мы как раз с этим столкнулись. Возможно ли, дабы вот это происходило на кухне? В то время, когда мы наблюдаем западное кино, нам привычны какие-то элементы, их кроме того растолковывать не нужно.
В то время, когда ты те же элементы пробуешь привносить в русского реальность, не все трудится. Хорошие каноны жанра, как и законы монтажа, возможно, само собой разумеется, в чем-то нарушать, но все-таки их нельзя не учитывать. А эти каноны, помещенные в отечественный контекст, уже смотрятся совсем не так.
Нам необходимо обучиться с этим трудиться».
«дама пик: Тёмный обряд»
Отсутствие инвестиций, либо хорроры — новые комедииМножество неприятностей отечественного кино принято растолковывать сложностями с финансированием. Но хоррор — один из самых недорогих в производстве жанров и со стабильной аудиторией ценителей. Для таких фильмов не необходимы дорогие звезды. Куда ответственнее крепкая история и изобретательность. Подгаевский уверен в том, что принципиально важно дождаться первых кассовых удач. «Государство на хорроры, само собой разумеется, денег не дает.
Мне заявили, что ни одна страна мира, где имеется государственная помощь, не финансирует фильмы кошмаров. Значит, остается частное финансирование. В случае если имеется частные инвестиции, то кино должно в обязательном порядке получать.
Так как хорроры в России стали снимать недавно (в Советском Альянсе их не было), то нет и примеров кассового успеха. Дабы пришли инвесторы, кто-то обязан без шуток получить как раз в этом жанре. До тех пор пока же у нас имеется лишь попытки. Приходят первооткрыватели и стараются что-то сделать.
Когда кто-то начнет что-то получать, проекты отправятся валом, и будут какие-то вложения, как это было в собственный время с отечественными комедиями».Где русский колорит?«дама пик. Тёмный обряд» опирается на детскую легенду про призрака из зеркала, которого возможно позвать, нарисовав на зеркале лестницу и три раза сообщив «дама пик, приди».
Но отечественная культура богата на куда более ужасные предания, мифологических персонажей и мистические локации наподобие заброшенных заводов и деревень. Тут все опять упирается в деньги, а не в отсутствие фантазии, считает режиссер. «Мне думается, люди не находят деньги на эти истории. Они непривлекательны до тех пор пока для финансирования.
Что касается зрителя, то он, возможно, ожидает чего-то аналогичного. Я как зритель таким кино бы заинтересовался».
«дама пик: Тёмный обряд»
Как взрастить R-хоррорЕсли забрать отечественные картины с пометкой «кошмары» за последние двадцать лет и взглянуть на рейтинг пользователей КиноПоиска, с удивлением обнаруживаешь, что самая высокая оценка — 7,1 — стоит у триллера Николая Лебедева «Змеиный источник», что по солидному счету нельзя назвать хоррором в чистом виде. Но картина Лебедева удачно эксплуатирует жутковатый провинциальный быт, прекрасно привычный отечественному зрителю.
Может, в этом путь к успеху для отечественных фильмов кошмаров? Святослав Подгаевский не уверен, что стоит уходить от хороших канонов жанра.
«Да, „Змеиный источник“ — это достаточно депрессивное кино, а кто-то кроме того относит к фильмам кошмаров „Груз 200“. Но это все кино, которое не продемонстрируешь массовому зрителю, что ходит в кинотеатры на жанровые вещи. Хоррор, как он сложился на Западе, весьма узнаваем для зрителя благодаря тем приемам, каковые употребляются. Я бы не именовал это шаблонами. Это скорее неотъемлемая часть жанра, как в вестернах, в то время, когда ковбои поднимаются приятель наоборот приятеля и начинают стреляться.
У хоррора имеется такая же преемственность приемов. Тот хоррор, что массовый зритель желает видеть, все равно будет упираться в западные каноны жанра. В случае если же развивать национальную ментальность, снимать что-то про ужасные сёла, к примеру, то это также будет прекрасно трудиться, но со временем.
Должно пройти время, дабы зритель обучился выяснять эти элементы, дабы развился необычный русский поджанр хоррора. Как имеется японский J-хоррор, так был бы российский R-хоррор. Тогда он получит, зритель привыкнет.
Может, его кроме того на Западе увидят».
«дама пик: Тёмный обряд»
На оценки не стоит обращать вниманияОценки немногочисленных отечественных хорроров пользователями КиноПоиска редко поднимаются выше 5,5 балла из 10. Но это не предлог расстраиваться, считает Подгаевский: «Обстоятельство частично еще и в жанре. Зритель довольно часто вычисляет фильмы кошмаров низким для себя жанром и ставит оценки ниже, по причине того, что вычисляет себя выше, умнее для того чтобы рода картин.
Кроме того в случае если брать эталонные зарубежные фильмы кошмаров, у некоторых из них, ставших классикой, имеется высокие оценки, но у большинства те же средние оценки в районе 5 баллов».Необходимо ли быть преданным фанатом жанра, дабы его снимать?«Я с детства наблюдал большое количество фильмов — и „Кошмар на улице Вязов“, и „Возвращение живых мертвецов“, и другую классику жанра, — но не оценивал их как хорроры. Это были легко фильмы, каковые мне увлекательны.
Исходя из этого я не могу себя назвать фанатом фильмов кошмаров в чистом виде. Мне занимательны истории, и не имеет значение, в каком они жанре. Не смотря на то, что как зритель, в случае если я иду на хоррор, я ожидаю от него чистоты жанра, а не хоррора в наборе с мелодрамой.
Мне весьма нравятся ранние фильмы Поланского „Ребенок Розмари“ и „Отвращение“, Карпентер, Уэс Крэйвен, Сэм Рэйми — вся классика. Но по большому счету я всеяден».
Святослав Подгаевский на съемках «Владения 18»
уверенность и Спокойствие не помешают«Я стараюсь развиваться в остросюжетном кино, по причине того, что мне это весьма интересно. Я, к примеру, ничего не осознаю в комедиях. Я их и не наблюдаю фактически. Триллеры, хорроры, фантастика — в эту сторону мне двигаться куда увлекательнее. „Владение 18“ я снимал в состоянии полного кошмара. Это был малобюджетный проект, он давался весьма тяжело.
Такие этапы легко необходимо пройти, и „Владение 18“ для меня стало как раз источником опыта, открытий, ошибок и проб. „даму пик“ я уже снимал значительно более нормально и с уверенностью. Тем более „Женщину“ я написал сам, исходя из этого было значительно несложнее. Но по уровню это совсем различные проекты, их кроме того довольно глупо сравнивать».«Необходимо научиться основам, перед тем как экспериментировать»«Я всего один раз в жизни снимал на пленку, позже пришла цифра — и все.
Мне думается, перед тем как экспериментировать, необходимо научиться основам. Для меня „дама пик“ — желание сделать как раз какие-то хорошие вещи. Здорово двигаться куда-то еще, что-то придумывать. „Убрать из друзей“, „Смерть в сети“ — очень многое уже придумано, но, дабы браться за такие инновационные проекты, необходимо ощущать себя с уверенностью на данной территории.
Как в живописи: сперва обучиться идеально рисовать, оттачивать технику, а позже уже привносить что-то новое».
«Владение 18»
Обязан ли ужастик быть социальной метафорой?Культовые хорроры на протяжении и поперек изучены социологами и киноведами, написавшими десятки теоретических статей о связи киношных страшилок и настоящих опасениях среднестатистических представителей того либо иного общества. «дама пик» Подгаевского помещена в пугающе массивные многоэтажки и меланхоличные зимние спальные районы, а легенде о демонической даме создатель придумал корни в дореволюционном Петербурге. Но за этим сложно усмотреть какие-то очевидные аллюзии.
«Я тут живу, хожу, замечаю, что-то вижу. Это впитывается и очевидным образом отражается позже в истории. Само собой разумеется, за „дамой пик“ для меня стоит что-то большее, чем легко страшилка для пугания детей, но я не уверен, что смогу это обрисовать словами.
Намерено я не закладывал в том направлении какие-то метафоры, но старался насытить ее цитатами, любовью к жанру, сделать то, что меня самого тревожит».Точная воздух — ключ к подсознанию зрителя«Кошмар не в выпрыгивании и не в ужасном лице в зеркале. атмосфера и Сама история значительно ответственнее. Посильнее воздействуют вещи, каковые трудятся на подсознательном уровне, в то время, когда зритель сам себя пугает.
Принципиально важно отыскать таковой баланс, дабы зритель отправился вместе с храбрецами по тому пути, что ты предложишь, поверит тебе, и его тогда это будет пугать».
«дама пик: Тёмный обряд»
Гор самоубийц в отыскивании инвестиций
В 2013 году Святослав Подгаевский написал сценарий про гора самоубийц на черноморском побережье. По его словам, это история о людях, приехавших на юг России в отыскивании таинственной скалы и обнаруживающих целый город, населенный привидениями.
«Сценарий имеется, но он именно через чур не мейнстримовый. В случае если когда-то с ним удастся запуститься, будет прекрасно. „дама пик“ значительно несложнее в этом замысле, по причине того, что нацелена на широкую аудиторию. А данный сценарий и более дорогостоящий, и более артовый. Это все-таки скорее мистический триллер в духе раннего Романа Поланского.
на данный момент с запуском кино принципиально важно знать, как позиционировать кино для проката, дабы оно собирало деньги. По причине того, что государство под такую историю денег не даст, а инвесторам необходимы гарантии. В любом случае сценарий был написан два года назад, и я им мало перегорел.
Посмотрим, что будет».
Создатель Дарико Цулая