Мой самый лучший враг
Наилучший приятель мужчины – это его неприятель. Мы выбрали 11 фильмов, в которыъ борьба и единство российско-советских харизматиков наглядно обосновывает данный факт.
Недавние «Страшные пассажиры поезда 123» Тони Скотта, где два классовых неприятеля – диспетчер и финансист метро – в какой-то момент практически становятся приятелями, сподвигли нас на перечисление самые важных дуэлей и мужских дуэтов из истории отечественного кино.
1. Финиш утопии: Деточкин / Подберёзовиков
«Берегись автомобиля» (1966),1966, реж. Эльдар Рязанов
Простое желание советского человека иметь собственный автомобиль нанесло великой русской утопии удар, последствия которого нам до сих пор аукаются. Власть (Ефремов) согласилась себе самой и собственному народу, что стоит на охране частной собственности. Совесть (Смоктуновский), мгновенно поднявшаяся в оппозиционеров, со слезами на глазах вытесняется в криминальное подполье.
Вопреки распространенному убеждению, что коммунистический кинематограф не конвертируется в американский, «Берегись автомобиля» весьма кроме того конвертируется: сделайте из храбреца Миронова шустрилу, выдававшего ипотечные кредиты в каком-нибудь Огайо, и пожалуйста – хорошая голливудская комедия на злобу дня.
2. Лечение травмы: Горбунков / Геша
«Бриллиантовая рука» (1968), 1968, реж. Леонид Гайдай
Травму «Берегись автомобиля» общество залечивало «Бриллиантовой рукой». По окончании комедийного по форме, но трагичного по сути раскола русской мысли на земле любви-неприязни к личному автотранспорту, клоунский дуэт классовых неприятелей – Горбункова и Геши – стал сеансом карнавальной психотерапии, на протяжении которого Совок (Никулин) побеждает Капитализм (Миронов) с благословения компетентных органов, в чьих нравственных симпатиях сомневаться уже не приходится. Сеанс длится до сих пор перед каждым Новым годом: Совка и дуэт Капитализма отечественному зрителю оказался по душе.
3. Инженер и Чекист: Мячиков / Воробьев
«Старики-разбойники» (1971), 1971, реж. Эльдар Рязанов
На утопический оптимизм Гайдая Рязанов ответил сеансом утопического пессимизма – собственной лучшей комедией «Старики-разбойники», где еще раз продемонстрировал, что настоящая линия раздела проходит между властью, куда просочилось зло в лице коррумпированного следователя Андрея Миронова, и нравственным народным идеалом, под которым расписался еще один мужской дуэт по-русски в лице честного оперативника Никулина (Мячиков), заключившего тактический альянс против Совокупности с несложным инженером Евстигнеевым (Воробьев). Проиграли оба.
Откуда все пошло: Жеглов / Шарапов
«Место встречи поменять запрещено» (1979), 1979, реж. Станислав Говорухин
Кому-то ясно, что линия поведения Жеглова, подбрасывающего подозреваемым вещдоки, заканчивается Денисом Евсюковым, а линия Шарапова – Иваном Лапшиным, что «город-сад». Кому-то ясно не весьма. Как бы то ни было – вот Конкин и Высоцкий, и оба в начале этих двух линий легко блистательны.
Самый серьёзный двойной мужской портрет в истории отечественного кино.
5. Русский Face/Off: Белов / Беликов
«Охота на лис» (1980), 1980, реж. Вадим Абдрашитов
Критические реалисты Миндадзе с Абдрашитовым, не верящие ни в совок, ни в капитализм, ни кроме того в «город-сад», предложили свой вариант противостояния человека и системы – «Охоту на лис», один из самых ясных мужских дуэтов в истории отечественного фильма. Несложный рабочий Белов (выдающаяся роль Гостюхина), получивший ударным коммунистическим трудом на мотоцикл, тайно ездит на встречи в колонию, где крутит срок гопник Беликов (Нефёдов), что набил Белову морду.
В колонии понятия «виноватого» и «правого» изменяются местами: рабочий, осознав, что сам живет в колонии, лишь снаружи, испытывает нравственное перерождение, гопник, выйдя на свободу, желает жить, как рабочий – квартира, машина и т.д. Финал, где сейчас Белов бьет Беликову морду за то, что желает быть «как все», власти перед прокатом вырезали.
6. Зверь и Есенин: Зыкин / Трунов
«Инспектор ГИБДД» (1982), 1982, реж. Эльдор Уразбаев
Развернутая экранизация строки Высоцкого «…а мне навстречу нагло пер капитализм, звериный лик собственный скрыв под маской »жигулей« являет собой пример национальной утопии в рафинированном виде: говорят, фильм Уразбаева до сих пор крутят курсантам МВД, дабы вырастить из них чистых на руку гаишников. Чистого на руку гаишника закрывал своим есенинским чубчиком Сергей Никоненко, звериный лик – Никита Михалков в полосатом пиджаке и дымчатых очках. Растолковать чужестранцам, за что страдают тот и второй, нереально в принципе: на излете великой русской утопии простое желание советского человека иметь автомобиль воодушевляло отечественный кинематограф на вправду неповторимые картины.
7. Русская Аляска: Манни / Ранкен
«Поезд-беглец» /Runaway Train/ (1985), 1985, реж. Андрей Кончаловский
До тех пор пока в СССР снимали эзоповые ребусы про честных автоинспекторов, мучающих кризисных менеджеров из автосервиса, вырвавшийся на Запад Андрей Кончаловский реализовал идею системы и смертельного противостояния свободы с прямотой, которой так не хватало его сотрудникам, оставшимся на родине хоронить генсеков. В общем, нет ничего необычного, что одну из лучших дуэлей в истории кино – зэка Джона Войта (Манни) и вертухая Джона Райана (Ранкен) – увековечил на Аляске как раз русский режиссер.
8. борьба и Единство: Котов / Митя
«Утомленные солнцем» (1994), 1994, реж. Никита Михалков
Толком не разобравшись с машинами, предел 90-х российское общество встретило с огромным жаждой разобраться с собственной историей. Оказать помощь нации отделить мух от котлет вызвались два человека, олицетворяющие национальный тип в диаметрально противоволожных весовых категориях. Брутальный красный командарм Котов (Михалков) – суть и русский богатырь – отправляется прямиком в ГУЛАГ с расквашенной лицом по навету бледного экс-аристократа Мити (Меньшиков).
С таким отделением мух от котлет возможно и поспорить, но в случае если разглядывать их в диалектическом единстве как вечную борьбу мужских амбиций в головы Никиты Михалкова, то дуэль оказалась наглядная и замечательная.
9. Отчизна мужского рода: Папа / Сын
«сын и Отец» /Father and Son/ (2003), 2003, реж. Александр Сокуров
Через десятилетие Сокуров дал другую версию дуэли национальных архетипов, сформировавшихся в голове у режиссера. Отвоевавший собственный папа (Щетинин) болеет сердцем за курсанта-сына (Неймышев), олицетворяющего у Сокурова всегда сражающуюся с кем-то отчизну. Ожесточённую, вздорную отчизну-мать с клинком Сокуров заменяет на умного, спокойного отца – полную противоположность Котову.
Сокуровский гомоэротизм – пощечина истеричной, бабьей сущности русском власти, которую, частично совпав с режиссером, не устает клеймить поэт всего маскулинного Эдуард Лимонов.
10. Как дети…: Шультес / Костик
«Шультес» (2008), 2008, реж. Бакур Бакурадзе
Но самоё адекватным текущему моменту нам представляются не эти две дуэли, а мирный дуэт из фильма Бакура Бакурадзе: столичный преступник, страдающий амнезией, и столичный ребенок, которому нечего вспоминать. Безукоризненная пара современников в превосходном выполнении Гела Читава и Руслана Гребенкина.
11. Иван Грозный / Митрополит Филипп
«Царь» (2009), 2009, реж. Павел Лунгин
А как адекватным текущему моменту был Павел Лунгин, у которого Власть (Мамонов) и Совесть (Янковский) снова сойдутся в вечном поединке, не особенно сверяясь с мечтой простого человека забыть об этих понятиях окончательно, мы определим ровно через месяц, в то время, когда »Царь выйдет в широкий прокат.