На фестивале крок отметят два юбилея: союзмультфильма и норштейна
ХXIII Интернациональный фестиваль анимационных фильмов Крок, что стартует 30 сентября 2016 года в русском столице, кроме того, что сам по себе есть выдающимся событием в области мультипликации, в текущем году купил особенную значимость. Во-первых, как раз в текущем году отмечает собственный 80-летний юбилей ветшайшая отечественная кузница анимации, Союзмультфильм. А во-вторых, немногим ранее, 15 сентября, отпраздновал собственный 75-летие легендарный коммунистический и мультипликатор и российский режиссёр Юрий Борисович Норштейн, чьи творчество и жизнь кроме этого неразрывно связаны со известной киностудией (он кроме этого выступит в рамках Крока с рассказом об истории создания собственных работ).
В галерее Altmans открылась выставка Юрия Норштейна
С 15 сентября по 9 октября в Москве проходит выставка Живописец рисует фильм. Ярбусова и Норштейн, посвященная последовательности мультипликационных фильмов, созданных им совместно с супругой, Франческой Ярбусовой, вдохновителем многих творений и гениальным живописцем-постановщиком.
Экспозиция включает в себя материалы, отражающие разные этапы воплощения задуманного — произведений, ставших известными не только в Советском России и Союзе, но и за границей: Ежик в тумане, Сказка сказок, журавль и Цапля и, само собой разумеется, текущий долгий проект — гоголевская Шинель. Данный грандиозный труд, потрясающий в собственной психологичности в изображении главного храбреца, Акакия Акакиевича, создается мэтром вручную, что еще в 2005 году привело к оторопи у журналистов американской газеты Вашингтон Пост.
Не обращая внимания на то, что мастерство анимации в статике, на бумаге, в большинстве случаев сложно представить себе чем-то равнозначным по создаваемому впечатлению движущимся образам, законы мультипликации в данном конкретном случае с легкостью опровергаются Норштейном. Книга Ежик в тумане, например, создаёт совсем особенное чувство, получая самостоятельность, высвечивая посредством вторых ясных средств ускользающие от зрителей экрана тонкости авторской работы. А подготовленный им сборник Снег на траве представляет собой эпохальный ход в области осмысления теории анимации — структуризации широких отвлечённых знаний в области мастерства, накладывающихся на долгий стаж работы в выбранной сфере в сочетании с плодами личного, обычно интуитивного опыта.
Юрий Норштейн: Я категорически за то, что Крым возвратился в Россию
Фильмы Юрия Норштейна взяли множество интернациональных премий. Помимо этого, в первой половине 80-ых годов XX века в Лос-Анджелесе (США) фильм Сказка сказок был признан лучшим фильмом всех времен и народов. В 2003 году в Токио (Япония) фильм Ежик в тумане признан лучшим фильмом всех времен и народов, вторым названа та же Сказка сказок. В 2004 году Юрий Норштейн стал кавалером японского Ордена Восходящего Солнца за заслуги перед японским обществом и японией.
На родине аниме признают, что Норштейн сильно повлиял на японских мультипликаторов, а также — на Хаяо Миядзаки. А в Англии Клэр Китсон, продолжительное время трудившаяся производящим редактором отдела анимации Channel 4, издала книгу Юрий Норштейн и Сказка сказок: путешествие аниматора (Yuri Norstein and Tale of Tales: an заслуженый’s journey).
Но восхищаются им, само собой разумеется, не только собратья и художники по роду занятий, но и кинематографисты, ценящие красивое и глубокое во всех воплощениях. По воспоминаниям киноведа Наума Клеймана, эксцентричный американский режиссер Квентин Тарантино, заметив Сказку сказок в столичном Музее кино, вопрошал, отчего же он раньше не видел данной картины, сетуя на то, что произведения Норштейна не хватает известны в мире. И, не обращая внимания на заверения в обратном, все твердил: Мало, мало, мало!