Народный артист белорусии владимир гостюхин:«кинематограф — искусство державное»
На VI Интернациональный кинофестиваль славянских и православных народов “Золотой Витязь” Владимир Гостюхин представил собственный режиссерский дебют — художественную киноленту “Ботанический сад”. Фильм восприняли прекрасно. Но кое-какие сожалели, что ключевую роль в картине он не выполнил сам — вышло бы, дескать, существенно посильнее.
Но… Инфантильный, мечущийся главный герой фильма, в прошлом знаменитый актер, а сейчас безработный, живущий на средства любовницы-спонсорши, — это ли гостюхинская роль? Нет, Владимира Васильевича Гостюхина мы видим не в среде жертв смутного времени, а на передовой, с Орденом св. апостола Андрея Первозванного на груди!
Данный орден и был вручен режиссёру и известному актёру на протяжении фестиваля на встрече со зрителями в Костроме. — Владимир Васильевич, киностудию “Беларусьфильм” возможно образно назвать Брестской крепостью киноискусства: тут и в советское время снималось большое количество картин о Великой Отечественной войне, и была это не конъюнктура, не соцзаказ, но произведения глубоко выстраданные, честные, высокохудожественные. И в перестроечное время, в то время, когда экраны заполонили грязь, неправда, а честным кинематографистам стали отрезать пути к зрителю, — как раз “Беларусьфильм” представил возможность Николаю Бурляеву снять фильм “Все в первых рядах” (по роману Василия Белова).
Взглянув и вашу картину “Ботанический сад”, — фильм, противостоящий цинизму нынешнего времени, я порадовался, что крепость “Беларусьфильма” стоит и не сдается. Я прав? — Но выстоять весьма непросто. В то время, когда у меня на середине фильма закончились “патроны”, т. е. кинопленка, и не на что было ее приобрести, мне здорово помогли парни из Фонда им.
Александра Невского, соучредителями которого, например, являются Игорь Шафаревич, Татьяна Петрова.
— А если бы не помогли? Представим: фильм обрывается в тот момент, в то время, когда безработному главному храбрецу, актеру, богатые преступники предлагают сыграть роль Чикатилло… И человек перед выбором… — Время такое, любой сейчас оказывается перед твёрдым выбором: реализовать душу сатане либо остаться человеком. Отечественный славянский фестиваль “Золотой Витязь” определяет отношение кинематографистов к миру.
Те, кто ко мне приезжает, уже заявляют о собственной позиции — неприятии бездуховного, циничного, чисто коммерческого кинематографа.
— Я слышал, что на последний Каннский фестиваль не были приглашены Ален Делон и Ж.-П. Бельмондо. —Да, Каннский фестиваль стал коммерческим, американцы подчинили его себе. А Голливуд уже давно… Еще великий американский актер Марлон Брандо заявил, что Голливуд — в руках иудеев, и идеология Голливуда — это не идеология кинематографа, а иудейская финансовая идеология.
— Но чем не хорошо: американское кино высказывает идеологию собственного страны, какой бы та ни была. У нас же, что ни фильм в наше время, то насмешка фактически над державной идеей, поношение национального, национального сознания. — Кинематограф — мастерство державное. В Америке государство, щедро дотируя собственный кино, проповедует его средствами и навязывает всему миру собственные ценности.
Отечественное государство не оказывает помощь кинематографу. И в данной сфере все чаще гуляют теневые деньги, заказывая музыку… Либо же мы видим так именуемое “кино не для всех”, так сообщить, элитарное.
— Чем же нехорош опыт, поиск новых форм выражения? — Я считаю, что кино нужно делать не для узкого круга критиков, каковые в большинстве собственном люди больные. Кино нужно делать для людей, ищущих истину в жизни, ответы на вечные вопросы бытия.
— Но так как живописец также ищет истину, и поиск данный может носить неординарные формы. — В человеке, мы знаем, имеется животное и духовное. И в то время, когда живописец высказывает как раз собственную духовную сущность посредством каких-то новых форм — это, поверьте, видно сходу. В случае если же он выматывает на экран, простите, собственные кишки, испражняется на виду у всех — это совсем второе.
Считаю, отечественному кинематографу следовало двигаться по пути Шукшина. Это народное кино.
— В фестивале “Золотой витязь” участвуют кинематографисты из 26 государств. А также из славянских государств бывшего Варшавского соглашения, государств, каковые сейчас рвутся стать членом североатлантического альянса. Из-за чего между славянами треснула дружба? — Поведаю таковой случай. В первой половине 90-ых годов двадцатого века я приехал в Прагу сниматься в германской картине. Режиссер-немец, видя, какая волна русофобии встала тогда в Чехии, весьма волновался, дабы меня никто в съемочной группе не обидел.
И вот как по-различному ведут себя люди. Подходят ко мне как-то простые мужики-чехи из массовки и говорят: “Володя, что же мы наделали, развалив все, как мы раньше прекрасно жили, душевно, по-братски, в достатке. А сейчас…” Эти простые чехи ко мне, русскому, замечательно относились. А вот помощник режиссера, знаменитый чешский актер, возненавидел меня, искал метод меня обидеть а также помешать съемочной работе.
Справедливости для увижу, что режиссер-немец, определив об этом, сурово одернул этого помощника, тот позже на полусогнутых передо мной ходил, в глаза заглядывал льстиво…
— Немец-то одернул, а мы, русские, все терпим… — Это разговор важный и тяжелый. Но соглашусь, мне уже практически нечего возразить моему другу Славе Говорухину, в то время, когда он к нашему слову “терпение” прибавляет “рабское”…
— Владимир Васильевич, отечественная с вами отчизна — Белоруссия. К сожалению, сейчас в Минске я бываю не так довольно часто. А вы, зная обстановку изнутри, сообщите о таких вещах.
В Белоруссии также раскол интеллигенции случился? — Само собой разумеется.
— По какому принципу? — По тому же принципу, что и во многих республиках. С одной стороны — местечковый национализм, иначе — державное сознание. Мой хуторок. И — держава.
Я по натуре державник.
— Но стояние за “собственный хуторок” также не блажь. — Это личное дело каждого.
— Василь Владимирович Быков, знаю, против Беларуси и воссоединения России. — Он — гениальный человек. Но на данный момент исходит ненавистью и жёлчью. Он предал Сотникова.
Я смело говорю об этом.
— Кто из деятелей культуры Беларуси для вас нравственный ориентир? — Михаил Савицкий. Человек и Великий художник.
— Не вычисляете ли вы, что размежевание деятелей культуры причиняет в целом ущерб литературе и мастерству, публичной морали? — Считаю. Сейчас я начал приходить к той мысли, что лучше советской идеи на пространствах Альянса ничего не было.
— Эта мысль, как светлячок в ночи, мерцает на территории Беларуси. — Обольщаться не следует. Многие уверены в том, что информационное пространство Беларуси, в силу определенных запретов, стало славянофильским. Ничего аналогичного. Никаких запретов нет. На каждом шагу видишь газеты, субсидируемые Фондом Сороса. В киосках — столичная желтая пресса. Дабы мне приобрести любимую газету “на следующий день”— нужно поймать момент. Торгуют ею редкие энтузиасты.
А на человека, начавшего издавать газету “Славянский набат”, было в тот же час совершено наступление. Не забывайте, в то время, когда отечественный фестиваль остановился в городе Мышкине, мы посетили местную библиотеку и выяснили, что толстые издания “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь” и другие, субсидируемые Фондом Сороса, поступают ко мне безвозмездно, а издания “Отечественный современник”, “Молодая гвардия” и другие патриотические издания библиотека выписывает сама. Но денег на подписку уже нет.
Вот и просматривай соросовцев, наслаждайся. Идет война за души людей — война не на судьбу, а на смерть. И решают тут все деньги и информация.
А денег у патриотического перемещения, разобщенного и маломощного, — нет.
— Как же нам создать собственный национальный капитал? — Нужно интернациональный, кинутый на погибель России капитал — перемалывать в капитал национальный.
— Гениально! Но пока все напротив. Отечественные родные триллионы уходят за предел. Вернем ли? А как именно, на ваш взор, вероятно противостоять экспансии духовной? — Я думаю, ожидать, что люди (не 30 миллионов, а все 100) сообщат: “Нет!” — наивно. Необходимо, предлагают одни, закрыть металлический занавес.
Что ж, это заманчиво. Но совсем неисполнимо при нынешнем уровне информационной мощи. Нам остается путь более сложный, изнурительный, тернистый: по капле точить камень и, честно делая собственный дело, отстаивать Добро, Красоту, Честь, Свободу Отечества. Беседу вел Глеб КУЗЬМИН