Народный артист белорусии владимир гостюхин:«кинематограф — искусство державное»

народный

На VI Интернациональный кинофестиваль славянских и православных народов “Золотой Витязь” Владимир Гостюхин представил собственный режиссерский дебют — художественную киноленту “Ботанический сад”. Фильм восприняли прекрасно. Но кое-какие сожалели, что ключевую роль в картине он не выполнил сам — вышло бы, дескать, существенно посильнее.

  Но… Инфантильный, мечущийся главный герой фильма, в прошлом знаменитый актер, а сейчас безработный, живущий на средства любовницы-спонсорши, — это ли гостюхинская роль? Нет, Владимира Васильевича Гостюхина мы видим не в среде жертв смутного времени, а на передовой, с Орденом св. апостола Андрея Первозванного на груди!

Данный орден и был вручен режиссёру и известному актёру на протяжении фестиваля на встрече со зрителями в Костроме. — Владимир Васильевич, киностудию “Беларусьфильм” возможно образно назвать Брестской крепостью киноискусства: тут и в советское время снималось большое количество картин о Великой Отечественной войне, и была это не конъюнктура, не соцзаказ, но произведения глубоко выстраданные, честные, высокохудожественные. И в перестроечное время, в то время, когда экраны заполонили грязь, неправда, а честным кинематографистам стали отрезать пути к зрителю, — как раз “Беларусьфильм” представил возможность Николаю Бурляеву снять фильм “Все в первых рядах” (по роману Василия Белова).

Взглянув и вашу картину “Ботанический сад”, — фильм, противостоящий цинизму нынешнего времени, я порадовался, что крепость “Беларусьфильма” стоит и не сдается. Я прав?  — Но выстоять весьма непросто. В то время, когда у меня на середине фильма закончились “патроны”, т. е. кинопленка, и не на что было ее приобрести, мне здорово помогли парни из Фонда им.

Александра Невского, соучредителями которого, например, являются Игорь Шафаревич, Татьяна Петрова.

— А если бы не помогли? Представим: фильм обрывается в тот момент, в то время, когда безработному главному храбрецу, актеру, богатые преступники предлагают сыграть роль Чикатилло… И человек перед выбором…  — Время такое, любой сейчас оказывается перед твёрдым выбором: реализовать душу сатане либо остаться человеком. Отечественный славянский фестиваль “Золотой Витязь” определяет отношение кинематографистов к миру.

Те, кто ко мне приезжает, уже заявляют о собственной позиции — неприятии бездуховного, циничного, чисто коммерческого кинематографа.

— Я слышал, что на последний Каннский фестиваль не были приглашены Ален Делон и Ж.-П. Бельмондо.  —Да, Каннский фестиваль стал коммерческим, американцы подчинили его себе. А Голливуд уже давно… Еще великий американский актер Марлон Брандо заявил, что Голливуд — в руках иудеев, и идеология Голливуда — это не идеология кинематографа, а иудейская финансовая идеология.

— Но чем не хорошо: американское кино высказывает идеологию собственного страны, какой бы та ни была. У нас же, что ни фильм в наше время, то насмешка фактически над державной идеей, поношение национального, национального сознания.  — Кинематограф — мастерство державное. В Америке государство, щедро дотируя собственный кино, проповедует его средствами и навязывает всему миру собственные ценности.

Отечественное государство не оказывает помощь кинематографу. И в данной сфере все чаще гуляют теневые деньги, заказывая музыку… Либо же мы видим так именуемое “кино не для всех”, так сообщить, элитарное.

— Чем же нехорош опыт, поиск новых форм выражения?  — Я считаю, что кино нужно делать не для узкого круга критиков, каковые в большинстве собственном люди больные. Кино нужно делать для людей, ищущих истину в жизни, ответы на вечные вопросы бытия.

— Но так как живописец также ищет истину, и поиск данный может носить неординарные формы.  — В человеке, мы знаем, имеется животное и духовное. И в то время, когда живописец высказывает как раз собственную духовную сущность посредством каких-то новых форм — это, поверьте, видно сходу. В случае если же он выматывает на экран, простите, собственные кишки, испражняется на виду у всех — это совсем второе.

Считаю, отечественному кинематографу следовало двигаться по пути Шукшина. Это народное кино.

— В фестивале “Золотой витязь” участвуют кинематографисты из 26 государств. А также из славянских государств бывшего Варшавского соглашения, государств, каковые сейчас рвутся стать членом североатлантического альянса. Из-за чего между славянами треснула дружба?  — Поведаю таковой случай. В первой половине 90-ых годов двадцатого века я приехал в Прагу сниматься в германской картине. Режиссер-немец, видя, какая волна русофобии встала тогда в Чехии, весьма волновался, дабы меня никто в съемочной группе не обидел.

И вот как по-различному ведут себя люди. Подходят ко мне как-то простые мужики-чехи из массовки и говорят: “Володя, что же мы наделали, развалив все, как мы раньше прекрасно жили, душевно, по-братски, в достатке. А сейчас…”  Эти простые чехи ко мне, русскому, замечательно относились. А вот помощник режиссера, знаменитый чешский актер, возненавидел меня, искал метод меня обидеть а также помешать съемочной работе.

Справедливости для увижу, что режиссер-немец, определив об этом, сурово одернул этого помощника, тот позже на полусогнутых передо мной ходил, в глаза заглядывал льстиво…

— Немец-то одернул, а мы, русские, все терпим…  — Это разговор важный и тяжелый. Но соглашусь, мне уже практически нечего возразить моему другу Славе Говорухину, в то время, когда он к нашему слову “терпение” прибавляет “рабское”…

— Владимир Васильевич, отечественная с вами отчизна — Белоруссия. К сожалению, сейчас в Минске я бываю не так довольно часто. А вы, зная обстановку изнутри, сообщите о таких вещах.

В Белоруссии также раскол интеллигенции случился?  — Само собой разумеется.

— По какому принципу?  — По тому же принципу, что и во многих республиках. С одной стороны — местечковый национализм, иначе — державное сознание. Мой хуторок. И — держава.

Я по натуре державник.

— Но стояние за “собственный хуторок” также не блажь.  — Это личное дело каждого.

— Василь Владимирович Быков, знаю, против Беларуси и воссоединения России.  — Он — гениальный человек. Но на данный момент исходит ненавистью и жёлчью. Он предал Сотникова.

Я смело говорю об этом.

— Кто из деятелей культуры Беларуси для вас нравственный ориентир?  — Михаил Савицкий. Человек и Великий художник.

— Не вычисляете ли вы, что размежевание деятелей культуры причиняет в целом ущерб литературе и мастерству, публичной морали?  — Считаю. Сейчас я начал приходить к той мысли, что лучше советской идеи на пространствах Альянса ничего не было.

— Эта мысль, как светлячок в ночи, мерцает на территории Беларуси.  — Обольщаться не следует. Многие уверены в том, что информационное пространство Беларуси, в силу определенных запретов, стало славянофильским. Ничего аналогичного. Никаких запретов нет. На каждом шагу видишь газеты, субсидируемые Фондом Сороса. В киосках — столичная желтая пресса. Дабы мне приобрести любимую газету “на следующий день”— нужно поймать момент. Торгуют ею редкие энтузиасты.

А на человека, начавшего издавать газету “Славянский набат”, было в тот же час совершено наступление. Не забывайте, в то время, когда отечественный фестиваль остановился в городе Мышкине, мы посетили местную библиотеку и выяснили, что толстые издания “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь” и другие, субсидируемые Фондом Сороса, поступают ко мне безвозмездно, а издания “Отечественный современник”, “Молодая гвардия” и другие патриотические издания библиотека выписывает сама. Но денег на подписку уже нет.

Вот и просматривай соросовцев, наслаждайся. Идет война за души людей — война не на судьбу, а на смерть. И решают тут все деньги и информация.

А денег у патриотического перемещения, разобщенного и маломощного, — нет.

— Как же нам создать собственный национальный капитал?  — Нужно интернациональный, кинутый на погибель России капитал — перемалывать в капитал национальный.

— Гениально! Но пока все напротив. Отечественные родные триллионы уходят за предел. Вернем ли? А как именно, на ваш взор, вероятно противостоять экспансии духовной?  — Я думаю, ожидать, что люди (не 30 миллионов, а все 100) сообщат: “Нет!” — наивно. Необходимо, предлагают одни, закрыть металлический занавес.

Что ж, это заманчиво. Но совсем неисполнимо при нынешнем уровне информационной мощи. Нам остается путь более сложный, изнурительный, тернистый: по капле точить камень и, честно делая собственный дело, отстаивать Добро, Красоту, Честь, Свободу Отечества.  Беседу вел Глеб КУЗЬМИН

Владимир Гостюхин. Актуальное интервью


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: