Новое британское кино 2016: мозаика истории и современности
Фото: twitter.com/KenLoachSixteen
С 26 октября по 6 ноября в Москве пройдет XVII фестиваль Новое английское кино, в рамках которого будет представлено много художественных фильмов и документальных лент на совсем различную тематику, что не в последнюю очередь разъясняется стечением различных исторических событий: 400-летием чествования дня смерти Уильяма Шекспира, 100-летием Пасхального восстания в Ирландии и дальними отголосками тех событий 35 лет назад, 50-летием победы британской сборной на ЧМ по футболу и успехом фильма Я, Дэниел Блэйк (I, Daniel Blake) на Кинофестивале в Каннах.
Новый фильм Кена Лоуча Я, Дэниел Блэйк (I, Daniel Blake) говорит о невыносимой жизни сотен тысяч людей, невидимых для окружающего мира, о которых известно разве что работам занятости, организациям и пенсионным фондам, занимающимся врачебно-трудовыми экспертизами. Главный герой, Дэниел Блейк, в прошлом плотник, делается жертвой важного сердечного приступа, последствия которого не дают ему возвратиться на работу.
Но, не обращая внимания на очевидность обстановки, многоумные критерии, созданные в кулуарах чиновничьих кабинетов, не разрешают признать его нетрудоспособным. Казалось бы, это какая-то досадная неточность, но чем продолжительнее продолжаются мытарства Дэниела, тем больше он осознаёт, что для английского общества это — новая норма.
Восьмидесятилетие режиссера, ознаменованное широким признанием его заслуг перед новой работой и кинематографом, вышедшей на экраны в год его юбилея, вдохновила Луиз Осмонд на создание документальной ленты Кен Лоуч: фильмы и Жизнь (Versus: the life and films of Ken Loach) о разгневанном человеке Кене Лоуче, во всех собственных фильмах пробующем привлечь интерес окружающих к публично-значимым темам, любой раз уповая на то, что чувство и гуманизм социальной справедливости возможно и необходимо воспитывать.
Знаковым событием стал выход на экраны новой картины Джона Майкла МакДонаха Война против всех (War on everyone), пародирующей гоббсовскую презумпцию о естественном состоянии общества в момент его становления. Фактически те же законы трудятся и в Нью-Мексико, где двое сотрудников дорожной полиции занимаются вымогательством денег у любого, кто попадается им на пути. Но все та же самая природа пустоты не терпит, и в то время, когда милицейский предвкушают получение очень большой суммы, у них появляются по-настоящему важные соперники, столкновение с которыми подтверждает истину, выраженную в древней поговорке: Чем дальше в лес, тем больше дров.
Историческая драма Операция Антропоид (Anthropoid) Шона Эллиса посвящена одному из событий Второй мировой войны — тайной операции английской разведки по ликвидации протектора Богемии и Моравии обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, одного из архитекторов политики нацистской Германии по борьбе с внутренними неприятелями, приведенной в выполнение 27 мая 1942 года. В основных ролях возможно будет заметить Джейми Дорнана и Киллиана Мерфи, актерская игра которого вышла на как следует другой уровень в сериале BBC Острые козырьки (Peaky blinders). Не следует забывать, что одним из первых собственных появлений в больших проектах актер обязан все тому же Кену Лоучу, создавшему с его участием в 2006 году драму об Ирландии времен гражданской войны называющиеся Ветер, что качает вереск (The wind that shakes the barley) — победителя Кинофестиваля в Каннах десятилетней давности.
Еще одним историческим кино, представленным на фестивале, станет Нино и Али (Ali and Nino), художественная картина оскаровского лауреата Азифа Кападии, известного своими документальными работами (Сенна, Эми). В ней рассказывается о том, как события, последовавшие за Октябрьской революцией, отразились на жизни простых людей, живущих далеко от тех мест, где они случились, но каковые, однако, скоро поменяют жизнь сотен миллионов. Речь заходит об истории любви двух парней — Нино и Али, разворачивающейся в Баку в те неспокойные годы.
Фантастическая любовь и где ее отыскать (This beautiful fantastic) Саймона Эбауда с Джессикой Браун Финдли, Томом Уилкинсоном и Эндрю Скоттом иллюстрирует извечную историю о том, что частенько мы не имеем ни мельчайшего представления, как те либо иные события окажут влияние на нашу жизнь, и как сильным оно окажется. Работник библиотеки Белла грезит написать собственную книгу для детей, но вместо этого ей приходится осваивать азы садоводства, поскольку ее арендодатель угрожает расторгнуть с ней контракт, если она не возьмет на себя труд по уходу за участком.
А обратиться с просьбой о помощи ей, наподобие, и не к кому. По крайней мере, единственная реально существующая возможность представляется ей очень неприятной. Но лишь — до определенного момента.
Покидая Блэкпул (Away) Дэвида Блэра кроме этого завлекает внимание к феномену случая в жизни человека: главный герой Джозеф приезжает в маленький прибрежный город, с которым его связывают радостные моменты прошлого, в то время, когда ежедневно был озарен присутствием сейчас покойной жены. Но его намерениям совершить прощальное путешествие и совершить суицид не суждено сбыться — он встречает девушку по имени Риа, сироту, находящуюся, как и Джозеф, на распутье.
С одной стороны, у нее имеется человек, что помог ей возвратиться к обычному существованию. С другой — он прекратил сдерживаться и начал давать волю рукам. Знакомство двоих, не имеющих фактически ничего общего, как выяснилось, может сотворить чудеса.
Но лишь в том случае, если любой осознает, что рядом с ним — такой же человек, талантливый мучиться, волноваться, ошибаться и прощать.
Триллер Туманные отношения (A patch of fog) Майкла Леннокса показывает, как приемлемое и допустимое скоро переходит в собственную противоположность, когда один мелкий психотерапевтический компонент — умысел — меняет собственную сущность. Автор Сэнди Даффи уже много лет неимеетвозможности завершить собственную вторую книгу, трудясь без всякого наслаждения, дабы обеспечить собственный существование.
И в попытке извлечь себя из тоски и трясины уныния он делается небольшим вором, испытывая в момент краж зашкаливающие по силе чувства от совершения противозаконного поступка. Записи камеры, зафиксировавшей одну из его эскапад, никакой правоворядок в действительности не поддерживают. В умелых руках они становятся предметом торга.
В обмен на молчание охранник магазина Роберт предлагает Сэнди дружбу, на которую тот соглашается, не до конца осознавая, что дружба, основанная на зависимости, легко может стать собственной противоположностью.
Три дамы-режиссера — Шанайя Баттон (Ни пуха, ни праха / Burn burn burn), Хоуп Диксон Линч (Наводнение / The levelling) и Рэйчел Тьюннард (Навыки взрослой судьбе / Adult life skills) сосредоточились в собственных картинах на женских персонажах, любая по-своему раскрывая современные неприятности представительниц не сильный пола. Отчаяние, утрата родных, попытки преодолеть трудности и создать себя как личность, получив смысл и стержень существования — вот главные задачи, каковые не каждому по плечу, в особенности в обществе торжествующего индивидуализма.
На фестивале нашлось место и комедиям. Сиделка (The carer) венгерского режиссера Яноша Эделеньи говорит милую историю знакомства актера на покое сэра Майкла Гиффорда и юной венгерской эмигрантки Доротеи Хорват, приехавшей в Англию чтобы стать актрисой.
По стечению событий она делается сиделкой актера, и порою нестерпимый темперамент сэра Майкла открывает Доротее глаза на взрослую судьбу, показывая, что всего нужно получать усердным трудом, набивая синяки и собственные шишки. А присутствие рядом яркого молодого существа скрашивает будни сэра Джона, морально измотанного собственными недугами.
Гений Шекспира, явленный во всей собственной пронзительности в трагедии Гамлет, опять дает зрителям пищу для размышлений, в этом случае в постановке манчестерского театра Royal Exchange. В случае если в прошедшем сезоне выполнением роли Гамлета в Англии отличились Бенедикт Камбербэтч (английский Барбикан) и Паапа Эссейду (стрэтфордская Королевская шекспировская компания), а в будущем году нам предстоит заметить в этом обличье Эндрю Скотта (английский театр Алмейда), то в этом случае роль Принца датского воплощена обладательницей премии BAFTA актрисой Максин Пик.
Документальное кино представлено на фестивале рядом картин, причем любая по-своему раскрывает не только объект собственного внимания, но и дает возможность приобрести панорамный обзор столь различных эр, уместившихся во второй половине XX века и начале XXI.
66 дней Бобби Сэндса (Bobby Sands: 66 days) Брэндана Бирна говорят о событиях, взявших наименование Ирландская голодовка 1981 года. Тогда Бобби Сэндс, член Ирландской республиканской армии, заключенный под стражу английскими властями, заявил голодовку, требуя вернуть ему особенный статус (special category status), что был присвоен тем, кто принимал участие в конфликте в Северной Ирландии, длившемся более 30 лет и закончившемся лишь в 1998-м подписанием Белфастских соглашений.
Его протест продолжался 66 дней и привлек интерес широкой общественности как к политической составляющей конфликта, так и к осознанию неосуществимости его потом проигнорировать, став значимым событием современной ирландской истории. В 2008 году на базе этих событий, закончившихся смертью десяти осуждённых, режиссером Стивом МакКуином был снят художественный фильм Голод (Hunger) с Майклом Фассбендером в ключевой роли.
50-летний юбилей победы сборная Англии на чемпионате мира по футболу во второй половине 60-ых годов двадцатого века под предводительством легендарного Бобби Мура не имел возможности остаться без внимания документалистов. Документальная лента Рона Скальпелло Бобби (Bobby) повествует о футбольной карьере, жизни капитана сборной и о его личном подвиге.
В первой половине 60-ых годов двадцатого века, за два года до чемпионата, у него был диагностирован рак, в том же году была совершена больной операция, по окончании которой он сумел восстановиться в стать и кратчайшие сроки деятельным участником одной из самых весёлых побед в истории британского футбола. По окончании окончания футбольной карьеры его опять начали преследовать неприятности со здоровьем и неурядицы в личной судьбе. Бобби Мур скончался 24 февраля 1993 года в возрасте 51 года, работаядо самого финиша — заключительный матч, что ему довелось комментировать, Англия — Сан-Марино, состоялся все на том же легендарном стадионе Уэмбли за семь дней до его смерти.
Еще одним знаковым событием станет показ фильма режиссера Мэта Уайткросса и продюсера Азифа Кападии Supersonic о очень популярной в 90-е годы английской музыкальной группе Oasis, значительная часть и чей феномен совместного творчества братьев-мятежников Галлахеров идеально передавали воздух тревожного затишья перед бурей, которым стала фундаментальная изменение западного общества под влиянием новых разработок.
Кроме этого вниманию зрителей будут представлены: лента Исповедь (The confession) Ашиша Гадиали о Моаззамме Бегге, совершившем два года в лагере Гуантанамо по подозрению в причастности к деятельности Аль-Каиды, и фильм Кислый виноград (Sour grapes) Рубена Атласа и Джерри Ротвелла о том, что в виноделии, как и в каждый области, приносящей сверхдоходы, неизбежно появляются авантюристы, которым умело удается усыпить внимание опытного сообщества и обмануть главных его представителей.