Новый свет
Взявший «Льва» в Венеции сюрреалистический «Новый свет» с Шарлоттой Гинзбур говорит об финале крестьян-итальянцев в Америку – библейская эпопея, изложенная языком Джанни Родари.
Новый свет (2006) / Nuovomondo
приключения / драма / мелодрама
Режиссер: Эмануэле КриалезеВ ролях: Шарлотта Генсбур, Винченцо Амато, Аврора Кваттрокки, Франческо Касиса, Филиппо Пучилло
Семья Манкузо – отец-вдовец, бабушка-знахарка и двое недорослей, один из которых немой, но второй может вычислять до десяти, обменивают осла на ботинки, берут билет на пароход и отправляются в Америку, где у Манкузо уже обосновался брат-близнец. Начало двадцатого столетия в Италии немногим отличалось от финиша 10-го либо середины первого: босоногие Манкузо все кроме этого приносили жертвы капищу, осененному сейчас крестом, а бабушки-знахарки вытягивали змей из влагалищ одержимых девственниц.
Ветхий Свет продолжал бы в том же духе до скончания времен, если бы не Соединенные Штаты, забросавшие Европу почтовыми открытками, на которых деревья плодоносят долларами, а упитанные фермеры обнимаются с огромной курицей. Наглядная агитация государственного департамента, нёсшего ответственность за приток рабочей силы в Соединенных Штатах. Первые ласточки американской пропаганды.
Кадр из фильма
Финал крестьян, уплывших за мечтой из мира капищ, мычащих ослов и змея-искусителя, получает масштаб библейской эпопеи, изложенной языком Джанни Родари, но раскрашенной красками ветхих итальянских мастеров. Бедняку Манкузо (Винченцо Амато [II]) всю дорогу мерещатся религиозные знамения в виде монструозной моркови, огромных кабачков и молочных рек, где среди овощей купается его женщина сердца – аристократичная девушка-вишенка (Шарлотта Гинзбур), которой безотлагательно нужен супруг для пересечения границы (супруг, но, очень сильно благоухает луком). А французскому оператору Аньес Годар – сплошь караваджи с рубенсами: при таком изобилии фактурных итальянских лиц так и хочется натереть кинопленку охрой и соорудить из этого потрясающего людской материала какое-нибудь «Снятие с креста» либо «Положение во гроб».
Режиссер Эмануэле Криалезе играется на этом сюрреалистическом контрасте, убедительно скрещивая (возможно, в первый раз в истории) платоническую любовь и пророческую, так уж оказалось, морковь, отвечающую в фильме за Царствие небесное. Историю путешествия из прошлого в будущее, из ветхого в новое, из европейской религии в мир рационализма (всех итальянцев прогоняют через тест ай-кью в иммиграционном чистилище на острове Эллис), он аранжирует скорее по законам сна, чем сюжетной логики. Исходя из этого кроме того то, что не попадает в кадр – вавилонские небоскребы Нью-Йорка, скрытые туманом – оказывает гипнотическое действие на зрителя.
Исходя из этого единственная честная претензия, предъявленная для проформы Криалезе при вручении ему на Венецианском фестивале «Серебряного льва» – «Новый свет» замечательно смотрится как художественное полотно, которое, но, забыли снабдить рамой из добротного сюжета. Не весьма ясно, чем в том месте все у них закончилось – у лука с вишенкой. Не светло, доехало ли в полном составе итальянское семейство до США.
Не светло кроме того, желал ли режиссер сделать как раз тот фильм, что у него в следствии оказался: темпераментный сицилиец трудится в лучших традициях итальянского кино, другими словами практически экспромтом. По ходу съемок у него погиб исполнитель ключевой роли Винсент Скьявелли, знаменитый американский характерный актер, сыгравший потустороннего бомжа в «Призраке» /Ghost/ (1990) с Патриком Суэйзи. В следствии начальный сюжет перештопали на живую нитку, а Шарлотта Гинзбур до сих пор сомневаешься, кого совершенно верно она сыграла в этом фильме (но, не это ли ее подлинное амплуа?).
Кадр из фильма
Фильм остается в памяти не историей, у которой нет конца и начала, а скорее подвижными иконами, где по молочным рекам плывет любовь-морковь, а библейский пароход, что не показывают всецело (через чур дорогая декорация?), гудит и дышит в долби-стерео, как Лефиафан. Либо потрясающей сцене, где пассажиры, закрытые на протяжении бури, перекатываются по трюму, как горох.
Волшебство режиссерского взора, создавшая эти кадры, как выпивать дать такая же, что и у бабки-знахарки, выручающей от немоты младшего Манкузо, которого вследствие этого недостатка не пускали в Соединенных Штатах. Вот и Криалезе наколдовал с итальянским кино, до недавнего времени влачившем провинциальное существование, что-то такое, что ему выписали визу как в Ветхом свете, так и в Новом (фильм был деятельно поддержан Мартином Скорсезе).
По большому счету, с этими волшебными бабушками возможно переправлять из прошлого в будущее что угодно: на данный момент – итальянских гастарбайтеров, как у Криалезе, на следующий день – матрешку, пару и берёзку смазных сапог. Из-за чего бы нет? Исходя из этого, для Мадонны, хоть кто-нибудь растолкует русским режиссерам, где раздобыть чудесную старая женщина?