О чем сериал «во все тяжкие» и почему его стоит смотреть
К пятидесяти годам Уолтер Уайт смирился с тем, что его жизнь не удалась. Когда-то он был гениальным ученым, и сейчас его приятели, с которыми он трудился, разбогатели, тогда как сам Уолтер перебивается кое-как работой в школе, от которой его некогда блестящий ум тускнеет и покрывается патиной. Его сын-ребёнок болен детским церебральным параличом, супруга вьет из него веревки.
В довершение картины Уолтер определит, что у него рак легких и ему осталось жить от силы два года. Необычным образом близость смерти освобождает Уолтера.
Накопившаяся за годы обида на мир, не оценивший его труды, причудливо перемешивается в его душе с отвращением к нелюбимой работе и жаждой дать семье шанс на хорошую судьбу, которой он сам был лишен. Данный причудливый коктейль толкает похожего на Неда Фландерса из «Симпсонов» химика на череду правонарушений — начиная с производства и сбыта наркотиков, заканчивая убийствами с последующим растворением трупов в кислоте. Не имея надежды на будущее, Уолтер производит на волю собственных демонов, и в случае если у врача Джекила был господин Хайд, то у Уолтера Уайта появляется Хайзенберг — имя, под которым он известен в преступном мире.
Развитие характера Уолтера, деградация его личности и превращение обыкновенного немолодого мужчины в расчетливого и бессердечного криминального воротилу — главная тема сериала «Во все тяжёлые». Тема, которую Винс Гиллиган блестяще развивает в течении пяти сезонов. Уолтер Уайт прописан очень шепетильно, с маниакальным вниманием к мелочам, благодаря которому его образ получается таким цельным, убедительным и точным, как это вероятно для придуманного персонажа.
Любой раз, в то время, когда он должен надевать маску Хайзенберга, логичен, оправдан и понятен зрителю. Сначала, подобно Шен Те из «Хорошего человека из Сезуана», он прибегает к собственной ожесточённой эрзац-личности, лишь в то время, когда его вынуждают события. Но Гиллиган опять и опять разыгрывает тему внутреннего дуализма мистера Уайта, с каждой итерацией заставляя храбреца шагнуть чуть дальше за рамки разрешённого.
Выговоры расставлены весьма четко: Хайзенберг силен, не сомневается в себе и постоянно знает, что необходимо сделать, тогда как Уолтер запутался в собственном лжи, его мир рушится, а семья разваливается. Кроме того рак, дамокловым мечом, висящий над храбрецом, отступает, в то время, когда он вживается в шкуру Хайзенберга, но стоит тому, ужаснувшись содеянным, постараться закинуть наркобизнес и забыть о чёрном альтер эго, как затаившаяся было заболевание возвращается. Затянувшееся падение Уолтера Уайта завораживает, его персонаж проходит продолжительный путь и претерпевает важные трансформации, что выгодно отличает его от застывших, как мухи в янтаре, героев и братьев Винчестеров некоторых вторых сериалов современности.
История Уолтера/Хайзенберга, виртуозно воплощенная на телеэкране Брайаном Крэнстоном, — основная, но не единственная обстоятельство, по которой «Во все тяжёлые» заслуживает внимания. не меньше занимательны видоизменения, происходящие с партнером по наркобизнесу (и бывшим учеником) мистера Уайта Джесси Пинкманом.
В начале сериала он — недалекий наркоман, неуправляемый хулиган, наглец и нахал, не вызывающий ничего, не считая раздражения, собственной манерой речи, вечным раздолбайством и окончательным нежеланием думать о последствиях принимаемых им ответов. Но за пять сезонов он проходит через серию катарсисов, терзается и копается в себе как будто бы храбрец Достоевского и, в конечном счете, предстает перед зрителем совсем в другом свете.
Быть может, местами Аарон Пол чересчур, до приторности слезлив, но все же ему удалось продемонстрировать зрителю очень сложного и многогранного храбреца, чей духовный рост выгодно оттеняет моральное разложение Уолтера. За динамикой взаимоотношений мистера Уайта и Джесси поразительно весьма интересно следить, они находятся в постоянном перемещении относительно друг друга: сближаются, отдаляются, сталкиваются, разбегаются и снова притягиваются, по причине того, что стали ближе, чем сын и отец.
Персонажи второго замысла проработаны не меньше подробно — среди них нет картонных тигров и «красных рубах». Хэнк Шрейдер, агент Управления и шурин Уолтера по борьбе с наркотиками, психопат-барыга Туко Саламанка, ушлый юрист Сол Гудман — все они предельно реалистичные, живые люди с рельефными характерами, запоминающимися непротиворечивой мотивацией и мелкими фишками.
Совместно они создают единый образ города Альбукерке, штат Нью-Мексико, что думается таким же настоящим, дышащим судьбой, как Санта-Барбара в далекие 90-е. Недаром Сол Гудман, броские реплики которого так и хотелось растащить на цитаты, приобрел новую судьбу в поясницу-оффе Better call Saul!.
В «Breaking Bad» положено огромное количество труда — не только актеров, но и сценаристов, и режиссеров. Любой кадр продуман, сцены выверены и отшлифованы, каждая мелочь не случайна. Раздельно необходимо подчеркнуть умный прием, применяемый Гиллиганом, дабы заинтриговать зрителя: в начало эпизода он вставляет краткий флэш-форвард, демонстрирующий напряженный момент из финала этого эпизода, либо кроме того, казалось бы, не имеющую отношения к главному сюжету, но эффектную сцену, которая уже позднее оказывается органично вплетенной в повествование.
Кое-какие сериалы, ударно стартовав, скоро начинают мучиться от кризиса идей сценаристов и продолжают перемещение только по инерции. «Во все тяжёлые» выгодно отличается от них: цельная, монолитная история органично перетекает из одной сюжетной арки в другую, и в случае если в первом сезоне нас лишь знакомят с персонажами и события развиваются пара неторопливо, то ближе к концу накал страстей заставляет жадно ерзать на стуле перед монитором, а главные персонажи умирают в таких количествах, как будто бы к написанию сценария привлекли Джорджа Мартина. Последний эпизод пятого сезона врывается в умы зрителей оглушительным крещендо, переворачивая с ног на голову их представление о основных храбрецах и вызывая жгучее желание пересмотреть сериал еще раз сначала, выискивая разбросанные везде намеки на закономерность как раз для того чтобы финала. Не напрасно Стивен Кинг назвал сценарий «Во все тяжёлые» лучшим на телевидении — уж кто-кто, а он знает толк в по-настоящему хороших сценариях.
И все же основная обстоятельство, по которой «Во все тяжёлые» стоит взглянуть, содержится в том, что Винсу Гиллигану удалось сообщить что-то новое, привнести в историю создания сериалов что-то, чего в ней раньше не было. «Во все тяжёлые» через чур оптимален чтобы наблюдать его только для убийства времени. Он мало подходит для просмотра за ужином либо в компании друзей.
Это важная и глубокая драма, в которой вкрапления комических элементов не разрушают шепетильно создаваемую воздух, но подчеркивают ее, создавая жутковатый контраст, от которого юмористические вставки кажутся истерически забавными, а следующие за ними тревожные и будоражащие сцены — пугающе реалистичными. Данный сериал содержит кучу отсылок к эпохальным фильмам о преступном мире: внимательный зритель увидит уважительные поклоны в сторону «Неистовых псов», «Крестного отца», «Лица и» Хороших «ребят со шрамом».
И отсылки эти определенно не случайны: «Во все тяжёлые» пробует переосмыслить образ антигероя, образ «рассерженного белого мужчины», задавая зрителю вопросы, на каковые нет однозначного ответа. Этим он и оптимален.
Смотрите сериал «Во все тяжёлые» с 14 марта, с понедельника по четверг в 23:00 на канале «Че».
Леонид Кискаркин